Диагностика трудовых умений детей старшего дошкольного возраста
Диагностика проводится в соответствии с требованиями образовательной программы, которая содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Примеры из опыта работы дошкольных образовательных учреждений:
Пример 1.
Труд в природе.
· Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль.
Критерии:
- ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;
- ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
- ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).
Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения
Критерии:
- самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);
- предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
- не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).
Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход за ним
Критерии:
- ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);
Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить
Критерии:
- ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
- раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
- не может спланировать последовательность трудовых действий.
Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.)
Критерии:
- самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
- с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
- не может выполнить задания.
Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений
Критерии:
- все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
- отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
- качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.
Результаты свести в Таблицу 4.
Таблица 4
Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями
Имя ребёнка | Умение принять цель труда | Умение выделить предмет труда | Умение предвидеть результат труда | Умение спланировать трудовой процесс | Умение отобрать необходимое оборудование | Освоение трудовых навыков и умений |
Уровни:
требующий особого внимания - А
средний - Б
высокий- В
Хозяйственно-бытовой труд.
Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.
Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?
Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.
Результаты свести в Таблицу 5.
Таблица 5