Вопрос 19: Образование и зарубежная педагогика в XIX в
В XIX веке завершается формирование классической педагогики Нового времени. Изучались цели, содержание, методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Зарождались новые теории социальной педагогики. Школа развивалась при поступательном движении экономики, развитии промышленности, росте городов, все это требовало новой системы образования. Масштабы развития системы образования определялись особенностями каждой страны. В XIX веке остро проявились противоречия между условиями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. Важная часть программы демократизации школы была к концу века оформлена законодательно, но эту демократизацию еще только предстояло осуществить на практике. Произошло становление национальных школьных систем. К концу столетия в ведущих странах Западной Европы и США были заложены законодательные основы новой школы. В Германии обращение к проблеме школы стимулировалось борьбой за объединение нации. В Англии школьная политика претерпевала изменения в соответствии с проведением государственного курса. Во Франции ввиду высокой социальной активности школьный вопрос оказался в одной из «горячих точек» государственной политики. В США немаловажным фактором создания демократических школьных институтов явилось поражение рабовладельческого Юга в гражданской войне. С одной стороны были проведены крупные реформы, приведшие к созданию общенациональных систем образования, к ослаблению церкви на школу. С другой стороны, значительная часть населения Запада осталась без какого-либо образования.
Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании: И. Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.А.В. Дистервег.
В конце XIX в. в педагогической области наблюдалось необычайное оживление. Появилось множество реформаторских педагогических течений. Дискуссии сводились к одному: какой быть народной школе, какие организационные принципы положить в ее основание, чему учить детей из народной среды, как развивать их. Многие педагоги считали, что образование — это единственное средство улучшения жизни бедняков.
Среди педагогов-реформаторов были разработчики и сторонники трудовой школы, педагогики действия, индивидуальной, социальной, врачебной, моральной, сексуальной, экспериментальной педагогики и др. Много идей высказывалось в области специальных методик.
Организация школьного обучения, стиль отношений педагогов и детей, учебные помещения — все это устарело, пригодно для школы слушания и подлежит коренному изменению.
В последней четверти XIX в. начался процесс кардинальной перестройки школы, длившийся все последующее столетие. Эти изменения были обоснованы прежде всего новыми теориями образования
Вопрос 20: Философско-педагогическая и психологическая теория И.Ф. Гербарта.
(1746-1841 гг.)
Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и Реттингене.
Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Он стремился к выявлению«тезисов основоположений», а также основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так и философской педагогики. Он настаивал на суверенности педагогической науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этика и психология. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствоватьпяти главным критериям: 1) внутренняя свобода 2)совершенствование 3)благожелательность 4)законность 5)справедливость.
Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения этой гармонии (задачи воспитания):
· Управление, которое поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Меры: занять воспитанника настолько, чтобы не оставалось свободного времени, надзор, приказания, запрещения, авторитет.
· Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.
· Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переход желания в дело. Нравственно развивать характер - значит предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.
Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса: 1) эмпирический интерес (к окружающему) 2)симпатический интерес (к близким) 3)социальный интерес (ко всем людям) 4)религиозный интерес (к Богу).
Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую"естественную последовательность" учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре ступени:
1) Ясность (активность учителя - преподнесение учебного материала) 2)Ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся) 3)Система (приведение знаний в систему - активность учителя) 4)Метод (применение знаний на практике - активность учащихся).
Это и есть ступени обучения.
Гербартом определены три универсальных метода обучения:
1) Описательный 2)Аналитический (анализ свойств, характеристик предмета) 3)Синтетический (связь уже воспринятого и представлений).
И. Гербартом были намечены шесть практических способов нравственного воспитания:
/.Сдерживающий 2.Направляющий 3 Нормативный 4.Взвешенно ясный 5.Морализаторский 6.Увещевающий.
Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучались элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитать добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов.
Важно, чтобы практический опыт был осмысленно оценен. Средствами нравственного воспитания выступали:
удержание границы, создание условий для этого, разработка четких правил поведения и следование им,
поддержание в душе ясность и спокойствие, тволнение одобрением и порицанием,
Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования: упорядоченность, системность, основательность. Он связывает философию, психологию, педагогику, этику, эстетику, дает структуру урока.
Вопрос 22: Философско-педагогические воззрения Ф.В.А. Дистервега. Книга "Руководство к
образованию немецких учителей», ее значение для самообразования выпускника
педагогического вуза." (1790-1866 гг.)
Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в Германии. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти три десятилетия он был директором учительских семинаров - в Мерее, в Рейнской области (1820-1832гг.), в Берлине (1832 - 1847 гг.), где он одновременно преподавал педагогику, математику, немецкий язык. За эти годы им подготовлено более 20 учебников и руководств по математике, астрономии, естествознанию, географии, родному языку и др. В 1827 году Дистервег основал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе». С 1851 года он издавал также «Педагогические ежегодники».
Ф.А.В.Дистервегу принадлежит авторство несколько сот педагогических статей и очерков, которые можно условно разделить на три группы:
I. Излагаются общие вопросы воспитания: «О высшем принципе воспитания», «0 природосообразности и культуросообразности в обучении», «Принципы Песталоцци в деле воспитания и образования » и др.
II. Обосновываются идеи воспитывающего и развивающего обучения:
«Воспитывающее обучение - обучающее воспитание», «Принцип элементарного обучения», «Дидактический катехизис» и др.
III.Излагаются размышления обучителе, значении еголичности, его профессиональном самосознании, профессиональных требованиях к нему: «О самосознании учителя», «Об учительской образовании» и др.
Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропагандировал эти идеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональных объединений учительства, выступив в 30-х - начале 40-х годов инициатором создания ряда учительских союзов. В 1848 году был избран председателем Всегерманского учительского союза. Летом 1848 года в числе депутатов прусского национального собрания Дистервег поставил свою подпись под нашумевшим «Письмом 23-х», авторы которого требовали организации единой народной школы для всех детей нации. В 1848 году он был отстранен от должности, а в 1850 году - уволен в отставку. Но и после этого продолжалась его активная общественно-педагогическая деятельность: в качестве редактора педагогических изданий, в качестве организатора профессионального движения учителей.
В 1858 году он был избран берлинским учительством в прусскую палату депутатов, и начал свою парламентскую деятельность, защищая материальные и социальные права народных учителей, выступая против введенных в 1854 году правительством «Регуляторов», которые регламентировали деятельность народной школы. Согласно этому документу главное место в учебном плане занимала религия в её догматической форме. Общее образование ограничивалось обучением чтению, письму и начаткам арифметики, Элементы реальных знаний, которые только, только стали проникать в народную школу, были изъяты из программ.
В 1835 году вышел в свет наиболее известный из трудов Ф.А.В.Дистервега - «Руководство к образованию немецких учителей». В его первой части, написанной им самим, изложены общие принципы организации учебно-воспитательного процесса и основополагающие требования к реализации развивающего школьного обучения. Вторая часть «Руководства...», подготовленная при участии группы учителей школ и преподавателей учительских семинарий, включает статьи частнометодического характера. Это произведение привлекло к себе всеобщее внимание педагогической общественности. «Руководство...» получило широкую
известность в Европе. В России этот труд вышел в свет в 1873 - 1875 гг. Ф.А.В.Дистервега не стало в 1866 году. Достоинство педагогических воззрений Дистервега не в особой оригинальности, но в блестящей интерпретации и популяризации идей Ж.-Ж.Руссо и И.Г. Песталоцци.
Дистервег полагал, что разумно организованное воспитание должно строиться с учетом трех принципов:
· Природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей физического и психологического развития ребенка),
· Кулътуросообразности (учет условий, в которых ребенок живет, национальной культуры),
· Самодеятельности (стремление развивать детскую творческую активность),
Опираясь на эти принципы, Дистервег сформулировал целостную систему дидактических правил, изложенных в его знаменитом «Руководстве к образованию немецких учителей». В этой работе содержится много важных советов и рекомендаций для учителей относительно самообразования, совершенствования своей деятельности, систематического изучения педагогики и методики. Представлено четыре группы дидактических правил, определяющих, по мнению Дистервега, воспитательную деятельность школы.