Общая характеристика занятий неурочного типа

В физическом воспитании широкое распространение получили неурочные фор­мы организации занятий:

• утренняя гимнастика;

• вводная гимнастика (перед уроками в школе, перед работой);

• физкультурные паузы и "минутки";

•спортивные развлечения (игры, катания на коньках, велосипедах и т.п.);

• прогулки, туристские походы, соревнования и др. Эти занятия могут быть:

Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями

» эпизодическими, даже однократными (например, походы, спортивные развле­чения, соревнования);

• систематическими (утренняя, вводная гимнастика, физкультурные минутки, па­узы, гигиенические прогулки и др.).

Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самосто­ятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности опреде­ленных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, гигиенические прогулки, оздоровительный бег «трусцой» для пожилых людей).

Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для широких масс населения. Они могут использоваться отдельными лицами в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражне­ниями, а также группами различной численности.

Занятий, которые не могут быть отнесены к урокам, довольно много. Они разли­чаются по своей направленности, задачам, содержанию и структуре, по составу за­нимающихся, регулярности, времени и условиям проведения, а также в зависимо­сти оттого, проводятся под чьим-либо руководством или самостоятельно (рис 15.2.)

Чаще всего они характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнас­тика, «физкультурные минутки» и паузы), но требуют проявления личной инициати­вы, самостоятельности. Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы за­нятия, в значительной степени определяются интересами и склонностями занима­ющихся.

Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активно­го отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановле­ния работоспособности, развития двигательных качеств, совершенствования в спортивных движениях и др.

Рис. 15.2. Классификация занятий неурочного типа

Общая характеристика занятий неурочного типа - student2.ru

Теория и методика физической культуры

Неурочные формы занятий также могут различаться по целевой направленности (общеподготовительная и специализированная).

Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению раз­личных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разно­видностями).

/. Занятия общегигиенического характера. К ним относятся:

• Гигиеническая гимнастика.

• Прогулки.

• Бег «трусцой».

•Занятия на "дорожках здоровья".

• Купание, плавание.

Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния.

2.Занятия учебно-вспомогательного характера имеют разновидности:

• Самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по об­щей физической подготовке и т.п.

• Репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые - чаше являются групповыми, даже массовыми.

3.Занятия смешанного характера в которых представлены элементы и общегигиенических и учебно-вспомогательных. К ним относятся:

• туристские прогулки выходного дня;

• туристские походы; подвижные и спортивнье игры рекреационного типа;

• спортивные развлечения рекреационного типа.

Этими занятиями преследуются в основном оздоровительные цели, но большое место в них занимают также общеобразовательные и воспитательные элементы. В большинстве случаев они имеют самостоятельное значение, но могутувязываться сурочными занятиями. Часть из них про­водится самостоятельно, некоторые же требуют квалифицированного руководства.

По форме руководства оэзп/наюг организованные и самодеятельные занятия. Причем одни и те же формы могут носить как оргвнизс)ваннь1й,такисамсхлс)ятельныйхарактер(например, утрен­няя гигиеническая гимнастика, проводимая в домашних условиях, в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха).

В зависимости отчисленного состава занимающихся, вовлеченныхвзанятия, выделяютинчи-видуальные, групповые и массовые формы. Например, индивидуальные занятия бегом«трусцой», групповые - в "Клубе любителей бега", массовые пробеги в "Деньбегуна".

По переодичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно, например, зарядка или еженедельные купания и m и эпизодические (туристические походы, соревнования итп.).

Некоторые виды и разновидности таких занятий имеют самостоятельное значение, другие со­четаются или же в определенной мере заменяют друг друга. При этом все они подчинены той или иной направленности физического воспитания. Тем самым неурочные формы становятся важны­ми элементами (и даже звеньями) системы физического воспитания.

Несмотря на значительные различия, неурочные формы занятий необходимо организовывать всоответствиисметодическими принципами: постепенное врабатывание, реализация основного содержания в режиме требуемых усилий, завершение занятия постепенным снижением нагрузок и, в ряде случаев, подготовка к последующей деятельности.

В специализированном физическом воспитании получили распространение индивидуа­лизированные занятия специалиста с отдельными лицами (индивидуальные занятия спортсмена высокой квалификации, занятие лечебной гимнастикой и др.). Время и содержание таких занятий изменяются в зависимости от потребности и возможностей индивидуума и по другим причинам.

Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями

Положительным в них является то, что обеспечивается более тесный контакт между педагогом и занимающимся. Этодает возможность своевременно выяснять дрстиженияитг^днсети.сжазы-вать занимающемуся своевременную помощь. Он может продвигаться вперед наиболее подхо­дящим для него путем и темпом.

Однако, нарядусдрстоинствами, индивидуальньвзанятияимеютисущественные недостатки:

• Неэкономичность (время и силы педагога расходуются на работу лишь с одним учеником).

• Отсутствие коллектива занимающихся, поддерживающего, поощряющего, дающего каждо­му ощущение принадлежности к группе, предоставляющего возможность учиться у других.

В организации урочных и неурочных занятий много общего, так как общей является цель физи­ческого воспитания, многие задачи, средства и методы. Поэтому хорошее знание организации уроков позволяет относительно успешно проводить и неурочные занятия.

199 Теория и методика физической культуры

ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Деятельность специалистов в сфере физической культуры характеризуется раз­нообразным и сложным содержанием. Для достижения желаемой результативнос­ти такое содержание должно быть определенным образом систематизировано, под­чинено четкой логике функционирования. В любой целесообразной и рационально организованной деятельности можно выделить следующие взаимосвязанные меж­ду собой компоненты: планирование, реализация запланированного, контроль и учет результатов. Наличие, единство и качество функционирования этих компонентов позволяет наиболее целесообразно построить занятия физическими упражнения­ми, эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами.

16.1 Понятие о планировании, его виды и содержание.

Сущность планирования в физической культуре в наиболее общем представле­нии заключается в обосновании, разработке и документальном оформлении содер­жания и последовательности действий педагога (учителя, преподавателя, тренера) с целью решения задач обучения и воспитания занимающихся физическими упраж­нениями.

В процессе составления плана необходимо соблюдать определенные требова­ния. К ним относятся:

• соответствие плана нормативным документам руководящих органов;

• учет общих принципов формирования физической культуры человека; •реальность, конкретность и гибкость.

При обосновании и разработке плана все плановые показатели (постановка кон­кретных задач и сроки их выполнения, выбор наиболее целесообразных средств, методов и организационных форм, материально-технических ресурсов и др.) не должны противоречить требованиям нормативных документов руководящих орга­нов. Они должны быть тесно увязаны сданными требованиями как по срокам, так и по содержанию.

Учет общих принципов формирования физической культуры человека (гармони­ческого развития человека, связи с жизнедеятельностью и оздоровительной направ­ленности физической культуры) при планировании должен в максимальной степе­ни отражать:

• научно-обоснованные подходы к укреплению здоровья;

• комплексное развитие физических, нравственных и эстетических основ лично­сти;

• целенаправленное развитие всех физических способностей и формирование важнейших двигательных умений и навыков;

• объективные закономерности индивидуального развития человека;

• последовательность решения образовательных и воспитательных задач, опре­деляемых полом, возрастом, особенностями жизнедеятельности и другими факто-

Лекция 16 Планирование, контроль и учет к процессе занятии (физическими упражнениями

рами;

• прикладной эффект формирования физической культуры человека.

Реальность и конкретность планирования должна предусматривать учет имею­щихся материально-технических, климатических и финансовых условий для осуще­ствления процесса формирования физической культуры личности. Кроме этого не­обходимо иметь в виду уровень физической подготовленности занимающихся, их пол, возраст, состояние здоровья, а также методическую подготовленность педа­гогов. При этом планируемые показатели должны иметь конкретную направленность как по срокам выполнения, так и по содержанию.

Гибкость планирования предполагает оперативное реагирование на изменяю­щиеся условия в ходе педагогического процесса, так как они не всегда совпадают с заданными контурами. Для реализации данного требования необходима регуляр­ная коррекция плана и согласование процесса его выполнения с учетом данных кон­троля.

Планирование достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий высоко­го уровня знаний и определенных ^навыков в проведении плановых расчетов и их соответствующего документального оформления. Оно должно предусматривать следующую последовательность.

Перед началом планирования необходимо иметь определенную исходную инфор­мацию. К ней можно отнести:

• уровень подготовленности занимающихся к реализации целевых установок (со­стояние здоровья, уровень знаний, технической и физической подготовленности занимающихся и т.д.);

•климатические условия;

• состояние учебно-материальной базы и инвентаря;

• данные о режиме предстоящей деятельности занимающихся;

• сведения о бюджете времени на занятия;

• данные о календаре физкультурно-спортивных мероприятий и другие.

Следующий этап работы заключается в анализе полученной информации с це­лью отбора и упорядочения исходных данных, используемых в процессе обоснова­ния планируемых показателей. При анализе оценивается точность полученных све­дений, определяется степень важности и необходимости исходной информации для последующего применения. Важной функцией анализа является проверка согласо­ванности полученных сведений от различных источников информации. После этого исходные данные обобщаются и представляются в таком виде, который удобен для последующего применения.

Очередной этап наиболее важный в планировании. На основе исходных теоре­тических положений (требований к планированию) и с учетом полученной инфор­мации составляется модель плана. В данной модели должны найти отражение це­левые установки и основные задачи предстоящей работы, ее конкретное содержа­ние и сроки выполнения, исполнители. После этого все количественные и качествен­ные параметры модели должны быть строго скоординированы и согласованы между собой. Выполненная таким образом модель, документально оформляется и приоб­ретает графический, текстуальный или графически-текстуальный вид.

В зависимости от многообразия осуществляемой работы различают два вида планирования: общее и частное.

В общем плане предусматривается основное содержание физкупьтурно-спортив-ной работы. Он оформляется на календарный или учебный год. В школе общий план разрабатывает учитель физической культуры, в спортивной школе соответственно старший тренер или заместитель директора по учебно-спортивной работе. Общий

201 Теория и методика физической культуры

Лекция 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями

план обсуждается перед началом учебного (календарного года) и утверждается ру­ководителем учреждения. Общегодовой план по физической культуре является сво­еобразной программой действий для всех подразделений учебного заведения.

В общем плане обычно указываются следующие виды работы:

организационная работа - комплектование учебных групп, подбор преподава­телей и распределение обязанностей между ними, подготовка актива (инструкто­ров-общественников, судей), проведение собраний по организационным вопросам, отчеты;

учебно-методическая работа - составление учебно-методической документации и расписания, проведение мероприятий по повышению квалификации преподава­телей, тренеров (открытые и показательные уроки, взаимопосещения) и др.;

учебно-тренировочная работа - сроки занятий по тренировочным периодам, рас­писание по группам, календарь и положение о спортивных соревнованиях, сроки подготовки и выполнения нормативных требований;

физкультурно-оздоровительная работа - занятия в режиме учебного дня (гим­настика до занятий, игры, спортивные развлечения, прогулки), соревнования; спортивные вечера и праздники, туристские походы и др.;

воспитательная работа - доклады, беседы, лекции, встречи со спортсменами, заслуженными педагогами и др.;

врачебный контроль - сроки медицинских осмотров занимающихся, участников соревнований, специальные врачебные наблюдения и исследования, контроль за санитарным состоянием мест занятий, консультации врача;

агитационно-массовая работа - лекции и беседы, показательные выступления, оформление специальных стендов и газет, массовые соревнования, выступления и др.;

хозяйственная работа - обеспечение занятий необходимым оборудованием, инвентарем, наглядными пособиями и др.

При оформлении общего плана, как правило, выделяют следующие разделы:

• содержание работы;

• сроки выполнения;

• ответственные за выполнение;

• отметка о выполнении.

В развитие тех или иных видов работы, изложенных в общем плане разрабаты­ваются частные планы.

Такими могут быть, например, четвертной план учебно-воспитательной работы в школе, календарный план спортивно-массовых мероприятий коллектива физи­ческой культуры и др. В частных планах предстоящая работа определяется более детально. Если содержание работы в них распределяется точно по календарным датам, то они называются календарными, если такого распределения нет - объем­ными.

В зависимости от сроков действия различает следующие виды планирования:

• перспективное (относительно долгосрочное);

• текущее (среднесрочное);

• оперативное (относительно краткосрочное).

Перспективное планирование рассчитано в пределах от одного года до несколь­ких лет. Например, в спорте оно может соответствовать четырем годам - интервалу между очередными Олимпийскими играми.

Перспективное планирование физической культуры в учебных заведениях при­равнивается к одному учебному году и сводится к распределению программного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др.

В процессе перспективного планирования определяется направленность, цель, обобщенное содержание и контрольные нормативы.

Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет существенное значение, так как является базой всех ступеней текущего планирования.

В практике получили распространение различные формы годового планирова­ния. Однако предпочтение отдается плану-графику, удовлетворяющему требова­ниям простоты и наглядности.

Текущее планирование отличается большей конкретностью работы педагога по реализации задач и последовательностью использования средств их решения. Сроки текущего планирования различны.

Так, в школе оно предусматривает методическое раскрытие программного ма­териала для учащихся разных классов на каждую учебную четверть.

Оперативное планирование охватывает временные рамки микроцикла, тре­нировочного дня, одного занятия. Таким образом, научно-обоснованное планиро­вание в физической культуре является одним из основных факторов успешного ее функционирования.

Наши рекомендации