Классификация физических упражнений

Классификация физических упражнений - это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью клас­сификации учитель, преподаватель, тренер могут определять характерные свой­ства тех или иных физических упражнений их образовательно-воспитательный по­тенциал, а, следовательно, более целенаправленной эффективно подбирать те уп­ражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуальным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений (Г.Г.Наталов, 1976). В связи с тем, что теория и практика физкультурного образова­ния непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неиз­менными. Проблема совершенствования классификации заключается в том, чтобы систематизировать все многообразие существующих физических упражнений, ис­ходя из объективных возможностей, представляемых ими для формирования фи­зической культуры личности в целом и отдельных её компонентов. Важное значение имеет также и то, чтобы в классификации предусматривалась возможность появле­ния и прогнозирования новых форм физических упражнений.

Надо иметь ввиду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а не­сколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях.

Стало быть, не может быть создано пригодной для каждого случая единой клас­сификации упражнений.

Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации.

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреа­ционные, лечебные, профилактические и др. В свою очередь, в зависимости от зна­чимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соот­ветствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подго­товительные упражнения - это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений явля­ется существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей. Общеподготовительные упражнения - это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средствами общей подготовки спортсмена.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на раз­витие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координаци­онных способностей, выносливости, гибкости, сенсорноперцептивных, интеллек­туальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определен­ных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гим­настические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражне­ния подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу цикли­ческих упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велоси­педе и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются зако­номерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ацикличес­ким упражнениям относятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторяться, то не станет циклическим, так как повторение не вытека­ет из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу вхо­дят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

5. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздей­ствию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затыл­ка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется прежде всего при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и в других видах спорта.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполнения какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изо­метрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима рабо­ты мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражне­ния аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной работы осуществ­ляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробно­го характера, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; и аэроб­но-анаэробные упражнения, т.е. смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различ­ные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации уп­ражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может проис­ходить по-разному. Как правило, они подразделяются на упражнения максималь­ной, субмаксимальной, большой, средней, малой или умеренной интенсивности.

Помимо указанных классификаций существуют и иные классификации упражне­ний: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие ор­ганов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.), по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и пр.), по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм); по числу занимающихся, выполняющих упраж­нения (без партнера, с партнером).

Не потеряла своей педагогической ценности классификация физических упраж­нений, разработанная П. Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом "от простого к сложному". Разделы и основные группы его классификации упраж­нений следующие:

I раздел - простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, уп­ражнения с передвижением, с места, упражнения в метании);

II раздел - сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся напряже­нием (упражнения с отягощением, осложненные, продолжительные, ходьба и бег, упражнения в метании с увеличением напряжения, упражнения в лазании, упраж­нения в прыганий, упражнения в борьбе);

III раздел - упражнения в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках, фехтование).

Классификация П. Ф. Лесгафта характеризует одну сторону физических упраж­нений - их сложность.

Содержание и форма физических упражнений.

Подобно всем явлениям физические упражнения имеют свои содержание и фор­му.

В общее СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ входит совокупность про­цессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся.

Результатом этих процессов является способность человека к двигательной де­ятельности, выражающихся в частности, в физических и психических качествах.

ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ представляет собой их внешнюю и внут­реннюю организацию, согласованность, упорядочение.

К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе.

Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двига­тельного действия, совокупностью его частей, его техникой.

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содер­жание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компоненты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигатель­ного действия, поэтому, например выносливость в разных видах спорта имеет спе­цифический характер. С другой стороны, нецелесообразная техника ведет к нера­циональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая прак­тическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимаю­щихся. В качестве внутренней формы здесь необходимо назвать взаимосвязь, со­гласованность двигательных навыков и умений, входящих в данное двигательное действие, а внешней формы - результат решения поставленной задачи ("освоение", "неосвоение" и др.). "Представителем" содержания являются физические качества, формы - техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быст­рее, чем форма, постоянно накапливающаяся "старая" техника физических упраж­нений, сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства име­ет важное педагогическое значение. Изучая и оценивая форму движений, педагог косвенно получает сведения о внутренних процессах организма, что позволяет ему осуществлять направленное воздействие на упражняющихся. Нахождение в каж­дый конкретный момент оптимального соотношения содержания и формы физи­ческих упражнений выступает одной из важных проблем теории и практики физи­ческого воспитания.

Наши рекомендации