Тестовые задания к 6-й главе

  1. Педагогическая деятельность – это:

А) активность человека;

Б) профессиональная деятельность учителей;

В) профессиональная деятельность, которая является обучение, воспитание образование и развитие обучающихся.

  1. Особенности педагогической деятельности определяются:

А) её объектом, средствами и орудиями труда;

Б) индивидуальными особенностями педагога;

В) особенностями семейного воспитания.

  1. «Воспитывать – не значит только выкармливать и вынянчивать, но дать направление уму и сердцу» (В.Г. Белинский). О какой сфере педагогической деятельности идёт речь в словах В.Г. Белинского:

А) профессиональной деятельности педагогов;

Б) непрофессиональной педагогической деятельности родителей.

  1. Назовите не менее трёх особенностей педагогической деятельности родителей
  2. Педагог прекрасно знает свой предмет, свою науку, но вполне справляется с преподаванием. Почему это происходит?

6. Из приведённого списка выберите умения, которые не характерны для педагогической деятельности:

А) коммуникативные;

Б) высокая работоспособность;

В) несдержанность в эмоциях;

Г) некритическое отношение к своей деятельности;

Д) нетворческий подход к решению профессиональных задач;

Е) эмпатия;

Ж) безразличие, отсутствие интерес к человеку.

  1. Педагогическое общение предполагает:

А) знание основ педагогики;

Б) отсутствие направленности на другого;

В) владение умениями организовать общение и управлять им;

Г) сформированность определённых нравственных качеств педагога;

Д) неэмпатичное отношение к другому;

Е) неразвитая речь.

  1. Какого учителя в школе Вы слушали особенно внимательно? Закончите предложение: «Его речь была …».
  2. Приведите несколько доказательств того, что педагогическая деятельность – всепроникающий вид человеческой деятельности?
  3. В чём заключается педагогический дар врача? писателя?

11. Перефразируйте слова В.О. Ключевского: «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыпить свою мысль, а чтобы будить чужую».

Литература к 5-й главе

  1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы - М.: - 1986.
  2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности - Казань: - 1988.
  3. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности личности менеджера - Казань: - 1992.
  4. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к саморазвитию - М.: - 1983.
  5. Куликова Л.Н. Воспитать себя - М.: - 1991.
  6. Лабунская Н.А Педагогическое исследование современного студента. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
  7. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности - М.: - 1984.
  8. Чекалева Н.В. Педагогические основы учебной деятельности в вузе – Омск: 1993.

Приложение. Тезаурус к курсу “Введение в педагогику”

“Первые понятия, с которых начинается

какая-нибудь наука, должны быть ясны и

приведены к самому меньшему числу.

Только тогда они могут служить прочным и

достаточным основанием учения”

Н.И.Лобачевский.

“Введение в педагогику рассматривается как курс ориентационного характера, главной целью которого является включение студентов в процесс осознанного формирования личностной образовательной (в т.ч. профессиональной) ориентации.

Для реализации этой цели необходимым, на наш взгляд, является составление тезауруса. Тезаурус - полный систематизированный набор данных о какой-либо области знаний, позволяющий человеку в ней ориентироваться. Тезаурус позволит в целостном виде представить систему базовых понятий, изучаемых в курсе и смысловую связь между ними. На наш взгляд, тезаурус к курсу “Введение в педагогику может быть таким:

Педагогика.

Наука, предмет и объект науки.

Закон, закономерность, принцип.

Искусство. Творчество.

Человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект.

Образование, обучение, воспитание.

Непрерывное образование.

Культура. Педагогическаякультура.

Развитие, активность личности.

Деятельность. Педагогическая деятельность, педагогическая профессия.

Общение. Педагогическое общение.

Потребности, мотивы, цель.

Рефлексия, становление, формирование, ориентация.

Система. Система образования.

Образовательные учреждения, школа, инновации.

Стандарты образования.

Образовательные услуги.

Образовательная программа.

Исследование. Микроисследование.

Педагогика - область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен 1) знаниями, 2)ценностями, 3) опытом творческой деятельности, 4) индивидуальным опытом.

Педагогика - совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование, обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических университетах и других учреждениях по профилированным программам.

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; деятельность по получению нового знания, так и ее результат, сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Предмет науки - конкретная часть объекта изучения или процесс, в нем происходящий, который исследуется, изучается.

Объект исследования (науки) - то, что будет изучаться, фрагмент реальности, на которую направлена активность исследователя.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Познание законов составляет задачу любой науки, выступает основой преобразования людьми природы и общества.

Принцип - исходная, руководящая идея, основное правило поведения, деятельности.

Искусство

1) художественное творчество в целом (литература, архитектура, живопись);

2) в узком смысле - изобразительное искусство;

3) высокая степень умения, мастерство в любой сфере человеческой деятельности.

Творчество - деятельность, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, общественной уникальностью.

Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт, отличающих его от других людей; отдельный представитель человеческой общности.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Личность - активно осваивающий и обогащающий свою социальную сущность человек, творчески преобразующий себя и окружающий мир.

Субъект - человек, познающий и преобразующий мир.

Образование -

1) целостный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

2) процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков.

3) обучение в системе различных учебных заведений.

Обучение - процесс передачи и усвоения знаний , умений, навыков и способов познавательной деятельности. Обучение - двухсторонний процесс, осуществляемый учителями (преподавание)и учащимися (учение).

Воспитание -

1) процесс целенаправленного формирования личности;

2) процесс самоопределения человека в совместной жизнедеятельности взрослых и детей.

Непрерывное образование - система образования на протяжении всей жизни, основанная на единых принципах и способствующая достижению каждым гражданином возможно более высокого уровня общего или профессионального образования.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умения их использовать для удовлетворения человеческих потребностей. В узком смысле культура - сфера духовной и материальной жизни людей.

Культура педагогическая - культура отношений, которые воспринимаются, осваиваются и воспроизводятся каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений.

Развитие - неотъемлемое свойство природы, общества и человеческого мышления, процесс перехода от простого к сложному, от низшего к высшему, процесс нарождения нового и отмирания старого.

Активность личности - деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной Среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Деятельность- специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности; активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного продукта материальной или духовной культуры.

Деятельность педагогическая - профессиональная активность учителя, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания.

Профессия (от латинского profiteor -объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Общение - взаимодействие людей, содержанием которого является взаимный обмен информацией для установления взаимоотношений между людьми.

Общение педагогическое - процесс педагогического общения., система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых.

Потребность - состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности

Мотивы - то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве осознанного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность.

Рефлексия - принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных знаний и поступков.

Становление - превращение потенциальных возможностей в актуальные.

Формирование - создание чего-то по образцу, придание определенной формы, законченности.

Ориентация - сложное личностное образование, представляющее взаимосвязь осознания сущности современных требований к личности с реально-мотивированным выбором образовательного и профессионального пути, реализуемым в активной учебно-педагогической деятельности.

Система - некая совокупность компонентов в их взаимосвязи, в условиях определенной структуры и иерархии.

Система образования - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Образовательные учреждения - учреждения, осуществляющие образовательный процесс, реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся (воспитанников). Образовательные учреждения являются юридическими лицами; по своим организационно-правовым формам они могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, принадлежащими общественным, религиозным и др. организациям).

Школа - образовательное учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающих воспитание, а в необходимых случаях и содержание обучающихся. По своим организационно-правовым формам школы могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).

Инновация - нововведение, целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Стандарт образовательный - обобщающий свод норм и положений согласующий основные требования к содержанию и результатам со стороны личности, общества и государства, и регулирующих права и обязанности участников системы образования Российской Федерации.

Образовательные услуги - услуги, которые могут оказывать государственные, муниципальные образовательные учреждения населению, предприятиям, учреждениям и организациям (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов репетиторство и т.п.) за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

Образовательная программа - содержание образования определенного уровня и целевой направленности, а также документ, формирующий это содержание.

Исследование - научный труд, направленный на изучение чего-либо, каких-либо проблем.

Микроисследование - малый научный труд, направленный на изучение каких-либо вопросов.

[1] Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. – СПб., «Детство-пресс», 2001. С.134.

[2] Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) — М., 1998.С.37.

[3] Ведение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С.138.

[4] В дальнейшем мы предполагаем также следовать этому принципу изложения: прежде, чем обсуждать какую-то проблему, вопрос - пытаться определить круг основных понятий в их современном звучании.

[5] Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода. М.: - 1994, - С.10.

[6] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //http: informika.ru.

[7] См: Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. – В.Новгород, 1998.

[8] Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Учебное пособие. – М., Изд.-во «Совершенство», 1998. С.108-111.

[9] Соломатин А.М., Гам В.И. Теория и практика педагогического проектирования. – Омск, 2001. С.150

[10] При разработке таблицы были использованы материалы из кн.: Соломатин А.М., Гам В.И. Теория и практика педагогического проектирования. – Омск, 2001. С.151-152

[11] Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. «Создано человечеством». – М., Политиздат, 1984, с. 214-220.

[12] Струценко Л.А. Ориентация студентов на инновационную деятельность в развивающейся школе. Автореферат диссертации ... канд. пед. наук. - С- Пб.: - 1997, - С.13.

[13] Инновационные центры муниципальной системы образования города Омска: Информационный сборник. – Омск: 2002. С.5

[14] Инновационные центры муниципальной системы образования города Омска: Информационный сборник. – Омск: 2002. С.36.

[15] Инновационные центры муниципальной системы образования города Омска: Информационный сборник. – Омск: 2002. С.52

[16] См. Школы Омска и Омской области. Информация для Всероссийского банка данных об учреждениях образования. - Омск.: ИПРО, - 1997, - 39 с.

[17] Управление развитием школы. Под ред. Поташника М.М. и Лазарева В.С. - М.: - 1995, - С. 93-98.

[18] Там же, С.39-40.

[19] Синицына Г.П. Особенности становления магистратуры в вузе // Наука образования: Сб. научных статей. Вып. 19. Часть 1. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. С.29-31ма.

[20] Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: - 1994, С.15.

[21] Введение в педагогическую деятельность. М., «Академия». 2000, с.6.

[22] Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1996. С.38.

[23] Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997. С.30-32.

[24] За основу данного параграфа взяты материалы учебного пособия: «Ведение в педагогическую деятельность» / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

[25] Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996. С.306.

[26] Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996. С.309.

[27] Набоков В.В. Другие времена // Собр. Соч.: В 4 т. – М., 1990. – Т.4. С.150.

[28] Сорокин П.А. Долгий путь: Пер. с англ. – Сыктывкар, 1991.

[29] Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. _ М., 1977. С.268.

[30] Корчак Я. Как любить ребёнка: Пер. с польского. – М., 1990. С.8, 9.

[31] Корчак Я. Как любить ребёнка: Пер. с польского. – М., 1990. С.10.

[32] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.,1989. С.43.

[33] Честерфилд Ф. Письма к сыну. Максимы. – М., 1978. С.279.

[34] См.: Амонашвили Ш.А. Единство цели: пособие для учителя. – М., 1987. - С.167.

[35] Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия. 2000. С.42.

[36] Ушинский К.Д. Собр. Соч., т.2. М-Л.: - 1948, - СС. 63-64.

[37] Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Изд.- е 2-е, М.: - 1971, - С.113.

[38] Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей, - Л.: - 1961, - С. 26.

[39] Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей . - С.27.

[40] Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал, - М.: - 1994, - СС.19-20.

[41] Зимняя И.А. Педагогическая психология, Ростов-на-Дону.: - 1997, - СС.5.

[42] Блонский П.П. Курс педагогики.- М.: - 1916, - С. 4.

[43] Седова Н.В. Прелюдия к педагогике. - С-Пб.: - 1995, - С.27.

[44] Там же, СС.27-28.

[45] Там же, С. 28

[46] Седова Н.В. Прелюдия к педагогике, С. 29-30.

[47] Там же, С.30.

[48] Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: - 1973, - С.234.

[49] Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А. Зязюна. - М.: - 1989. - С. 104.

[50] Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. С.415-416.

[51] Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. С.418-419.

[52] Основы педагогического мастерства. М.: просвещение. 1989. С.193-194.

[53] Соловейчик С. Вечная радость. Очерки жизни и школы. - М.: - 1986, С. 130.

[54] См. Никишина Г.В., Соломатин А.М. Педагогическое общение. - Омск. – 1995. - С. 9-10.

[55] Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. С англ. - М.: - 1989, - С. 134.

[56] Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. С.83.

[57] Каган М.С. Мир общения. М., 1999. С.43.

[58] Там же, СС. 11-12.

[59] Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Пед. Общ.-во России. 2000. С.66-67.

[60] Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: - 1987.

[61] Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Пед. Общ.-во России. 2000. С.67-68.

[62] Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Пед. общ.-во России. 2000. С.67-68.

[63] Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.

[64] См. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М.: - 1996. - С. 73.

[65] Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания, С. 76-78.

[66] Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания, С. 78.

[67] За основу данного параграфа взяты материалы учебного пособия: МараловВ.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. С.6, 11, 22-23,27-28,30-32, 36-42

[68] Лабунская Н.А Педагогическое исследование современного студента. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - С. 27.

Наши рекомендации