Система образования в России
На рубеже XX-XXI веков в отечественной системе образования происходят значительные перемены. Возрождение общественно-педагогического движения в 80-90-е годы XX века обусловило проведение реформы образования и связанную с ней широкомасштабную инновационную деятельность педагогов по определению новых целей и достижений в области образования.
Поиски новых целей образования в России обусловлены изменением социального заказа и появлением новых возможностей системы образования. Социальным смыслом образования становится развитие личностного потенциала обучаемых, способности самостоятельно определять направления деятельности и находить методы их реализации[7].
Развитие такого подхода обеспечит возможность адаптации личности к меняющимся условиям жизни, готовность к конструктивной деятельности по развитию общества и созданию условий для жизненного благополучия самой личности. В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает, прежде всего, развитие способности к самостоятельному выбору, возможности которого существенно расширяются по мере демократизации общества.
Современный россиянин может получить образование в образовательных учреждениях (государственных и негосударственных), различающихся по самым разным признакам. Образовательные учреждения, образовательные программы, которые в них реализуются, входят в современную систему образования.
Определение современной системы образования находим в Законе Российской Федерации об образовании (ст. 8): "Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений различных форм, типов и видов органов управления образованием."
Современная система образования строится на принципах и положениях, которые сформулированы в Законе РФ об образовании:
1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2.Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3.Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4.Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5. Свобода и плюрализм в образовании;
6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Отличительными признаками современной системы образовании Российской Федерации являются вариативность, инновационностьиинтегративность.
I. Вариативность – главный её признак.
1. Вариативность организационно-правовых форм:
- государственные;
- муниципальные (местного управления);
- негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений).
2. Вариативность типов образовательных учреждений:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального образования;
среднего профессионального образования; высшего профессионального образования;
послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования для взрослых;
5) специальные (коррекционные) для учащихся и воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования детей;
7) другие учреждения, осуществляющие педагогический процесс.
3. Вариативность форм получения образования:
- в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной, заочной;
- в форме семейного образования;
- самообразования, экстерната.
4. Вариативность содержания образования, которое определяется типом и видом образовательного учреждения (в том числе — лицеи, гимназии, специальные школы, профильные классы, колледжи и др).
5. Вариативность организации педагогического процесса в образовательном учреждении (график учебного процесса; расписание занятий; система оценок; форма, порядок и периодичность промежуточной и итоговой аттестации; организационные структуры педагогического процесса и др.).
II.Немаловажным признаком системы образования в Российской Федерации является ее инновационность.
Инновационное движение, по справедливому утверждению П. Щедровицкого (см. Учительскую газету, 1994, № 40), переходит сегодня в качественно новую стадию. В первые годы перестроечного периода движение за обновление школы выполняло следующие функции: лидерскую функцию "учителей-новаторов", которые стали на определенный период лидерами всего педагогического обновления; функцию распространения некоторых педагогических систем (развивающего обучения, коллективного творческого воспитательной системы Марии Монтессори, Вальдорфской педагогики и др.); функцию элитарного образования, когда некоторые авторские школы становились островками образования для элиты, имеющей возможность платить за образование своих детей; четвертая функция (собственно инновационная, как называет ее автор указанной публикации) предполагает наличие научно-исcледовательской программы, включающей рефлексию опыта и конструирование новообразований, новых форм или элементов, которые действительно обновляют систему образования. Объектом такой инновации должна стать "культурно-образовательная среда, инфраструктура учебных заведений, обеспечивающая на данной территории определенный класс деятельностных процессов (социальных, хозяйственных, политических, экономических и других), обязательным компонентом которой стали бы профессиональные клубы, "которые бы не совпадали по своим границам с учебными заведениями, а являлись по своему происхождению и функционированию элементами городской культурной среды, региональной жизни неких обществ". Такой подход П. Щедровицкого к инновационному движению бесспорно заслуживает внимания.
III. Третий признак современной системы образования в России ее интегративность. Это прежде всего интеграция России в мировое образовательное пространство как реальностъ, обусловленная едиными подходами к целям, содержанию, средствам, методам обучения и воспитания. (Примечательно в связи с этим, что ООН предложила ввести новый показатель прогресса страны — индекс человеческого развития (ИЧР), величина которого изменяется от О до 1. Этот показатель рассчитывается на основе характеристик продолжительности жизни, валового внутреннего продукта на душу населения и уровня знаний людей данной страны.)
Для интеграции России в мировой образовательный процесс необходимо становление и развитие системы непрерывного образования в России как многоуровневой структуры, функционирование которой ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей человека на всех возрастных ступенях его развития.
Рассматривая систему образования как интегративное явление, целесообразно рассмотреть весь комплекс связей ее отдельных частей.
Говоря о связях по вертикали, необходимо подчеркнуть преемственность и взаимодействие различных видов образования: дошкольного, общего и профессионального (начального, среднего, высшего и постдипломного); по горизонтали — интеграцию различных типов образовательных учреждений (внутри каждого из видов образования: например, школа-школа; школа-лицей; вуз-вуз; аспирантура-аспирантура и т. д.). Развивается тенденция все большей интеграции общего и профессионального образования; появляются варианты интеграции учебных заведений начального и среднего профессионального образования с вузами.
Организационные аспекты интеграции обусловлены прежде всего новым содержанием образования. Готовя человека для XXI в., педагогический процесс должен прежде всего подготовить его к самостоятельному решению нестандартных, комплексных задач, к пониманию глобальных проблем природы и общества на основе овладения интегрированными связями. Именно поэтому интегрированные курсы сегодня — примета времени всех ступеней системы образования России.
Интеграции подлежат не только виды образования, типы образовательных учреждений, содержание образования, но и формы, методы обучения и воспитания, которые ориентированы на целостный педагогический процесс и способствуют фасилитации — помощи, стимулированию в саморазвитии личности. Наряду с традиционными методами, например, в арсенал включаются: педагогическая медитация, методы психологического взрыва, рефлексии и др., которые представляют собой интегративные способы педагогического сотрудничества[8].
Уникальность (своеобразие) сегодняшней системы образования заключается в том, что образование в ней есть способ приобщения ребенка к общечеловеческой культуре, воспитание готовности принимать самостоятельные решения, безболезненно вступать в среду неопределенности и изменчивости. Единожды полученное образование - это не пожизненный приговор. Человеку должны быть доступны и другие варианты: в 20 лет можно быть учителем физики, в 30 - поэтом, потом - экономистом. Главное - самореализация, позволяющая чувствовать удовлетворение от своей деятельности, от своей судьбы.
Первым компонентом системы образования являются преемственные образовательные программы. В соответствии с Законом выделяются два типа программ: общеобразовательные и профессиональные.
Таблица 1