Педагогические способности
Личность учителя развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от условий (духовных и материальных) его жизни и деятельности, но прежде всего в процессе педагогической деятельности и педагогического общения. Каждая из сфер труда учителя предъявляет особые требования к его личностным качествам.
Задание: Поразмышляйте над тем, что в трудной работе учителя помогает (мешает) ему хорошо выполнять свои обязанности. |
Эта проблема интересовала выдающихся педагогов прошлого - как зарубежных, так и отечественных, В трудах великого чешского педагога Я.А.Коменского мы находим высказывания о том, что должность учителя является превосходной, как никакая другая. А. Дистервег подчеркивает, что в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом. Он писал о значении систематической работы учителя над собой.
К.Д.Ушинский справедливо считал, что “в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.
Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личность в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проистекающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно обработать характер”[36].
“Технологию” педагогического мастерства раскрывает опыт и произведения А.С.Макаренко. Он утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством только талантливых людей. Это специальность, которой надо учить, как любой другой.
Проблема качеств личности учителя нашла свое развитие в трудах В.А.Сухомлинского. “Ни один учитель не может быть универсальным, а потому абстрактным воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает. каждый, имея неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на подростков”[37].
Наш современник, петербургский педагог Е.Н.Ильин пишет: “настоящий учитель тот, от которого умнеют, облагораживаются, а не тот, у которого чему-то учатся, что-то узнают”.
Задание: Какие книги, посвященные проблемам педагогической деятельности, профессии учителя, вы бы порекомендовали прочитать своим друзьям? |
Итак, вспомнив высказывания великих отечественных и зарубежных педагогов, мы предприняли попытку определить значение личностных качеств педагога для успешной педагогической деятельности.
Следует отметить, что большой вклад в изучение закономерностей формирования личности педагога внесли Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков, Л.М.Митина, А.К.Маркова и другие.
Н.В.Кузьмина подчеркивает, что успешному овладению педагогической деятельностью способствуют: а) педагогическая направленность, которая включает в себя сознание значимости педагогической работы; интерес к педагогической профессии и склонность заниматься ею; потребность в общении и работе с детьми; б) педагогические способности[38].
Нельзя не согласиться с тем, что педагогическая деятельность предъявляет определенные требования к особенностям нервной системы человека, прежде всего к силе и одновременно их подвижности. Учителю нужно обладать большой работоспособностью, выдерживать действия сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание; быть всегда активным, бодрым; сохранять на протяжении всего рабочего времени высокий общий эмоциональный тонус; быть способным быстро восстанавливать силы; быть сдержанным, даже в очень сложных ситуациях, проявлять терпимость, уравновешенность, собранность и т.д.
Под педагогическими способностями Н.В.Кузьмина понимает “ансамбль свойств человеческой личности, отвечающей требованиям педагогической деятельности и обеспечивающей легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких показателей”[39].
Нам важно отобрать ведущие способности, без которых учитель как мастер своего дела не состоится. Если говорить о главной способности, объединяющей все ведущие, то она, по определению Н.В.Кузьминой, заключается в чувствительности к объекту - растущему человеку, формируемой личности.
Опираясь на исследования Н.В.Кузьминой, Л.М.Митиной, А.К.Марковой и других, можно выделить шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности:
- коммуникативность, включающая расположение к людям, доброжелательность, общительность.
- профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;
- динамизм личности, способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
- эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;
- оптимистический подход к прогнозорованию развития личности;
- креативность – способность к творчеству.
Способности к педагогической деятельности можно обнаружить в том, как быстро профессиональное обучение, насколько осознанно и прочно будущий педагог овладевает приемами и способами педагогической деятельности. Возникает вопрос: какие педагогические способности уже есть у меня? Начните проверку своих способностей с коммуникативности, т.е. со способности общаться. Вообще такой способностью обладает каждый человек. Но выражена она по-разному. Следует проанализировать, испытываете ли вы желание находиться в обществе, среди других людей, инициативны ли вы в этом общении, умеете ли вы свободно говорить, испытываете ли вы удовольствие от общения.
Общительности помогают профессиональная зоркость, наблюдательность. Принимать целесообразное решение зачастую помогает учителю умение быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащегося по мельчайшим внешним проявлениям, уметь понимать мотивы тех или иных поступков.
Как развивается наблюдательность? Мы видим то, что хотим увидеть, - отсюда начало, в искренней заинтересованности. Наблюдение - это и анализ, - отсюда постоянные вопросы к себе для осмысления воспринимаемого
Способность к пониманию человека у педагога взаимосвязана со способностью активно воздействовать на него - то, что можно назвать динамизмом личности. Динамизм - это способность к убеждению и внушению, это внутренняя энергия, гибкость и инициатива в разнообразии воздействий.
Динамизм связан с эмоциональной устойчивостью, т.е. сфера влияния, как правило, распространяется прежде всего на самого себя. Самообладание, способность к саморегуляции создают эмоциональную устойчивость личности, возможность владеть ситуацией и собой в ситуации.
На наш взгляд, небезынтересно будет привести список личностных качеств учителя, который называет Л.М.Митина.
В ходе постановки учителем педагогических задач, определения их по степени важности, перестраивания на уроке в зависимости от конкретных условий и ситуаций у учителя развивается такое профессионально значимое качество, как педагогическое целеполагание.
Овладение учителем системой средств и способов решения педагогических задач формирует у него педагогическое мышление.
Самоанализ учителя, основанных на обобщенных принципах анализа педагогической деятельности, развивает у него такое профессионально значимое качество как педагогическая рефлексия.
В процессе организации продуктивного педагогического общения у учителя формируется педагогический такт.
Личность учителя характеризуется педагогической направленностью - устойчивой, доминирующей системой мотивов (склонностей, интересов и т.д.), определяющей поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку[40].
Каждое из этих качеств можно рассматривать как комбинацию более элементарных личностных качеств эффективно работающих учителей. Среди этих качеств учителей названы: увлеченность своим предметом; уверенность в своей способности обучать; наличие коммуникативных умений, умение ставить проблемные вопросы учащимся; забота об учениках; убежденность в способностях всех учеников, стремление к профессиональному росту и т.п.
Подводя итоги, отметим, что личность учителя приобретает гармоничность не просто на основе развития всех его качеств, а в результате максимального развития тех способностей, которые придают смысл всей его жизни и деятельности. Такая гармония обеспечивается педагогической направленностью личности - направленностью на ребенка, принятие его личности такой, какая она есть.
Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими заповедями его педагогической деятельности:
- уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы , чтобы относились к тебе);
- постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования, ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развить вкус к учению, "умственный аппетит" у других;
- передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их освоить, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании[41].
Заключение по второй главе сделаем вместе. Для этого выделим ряд утверждений, которые можно сформулировать, познакомившись со второй главой.
1. Профессия педагога относится к числу непреходящих профессий.
2. Уникальная миссия учителя для настоящего и будущего культуры обязывает общество найти новые источники интеллектуального, морального авторитета педагогической профессии, ее социального и экономического положения.
3. Педагогическая деятельность - профессиональная активность учителя, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания.
4. Назначение педагогической деятельности - формирование отношений между людьми в самых различных областях: семье, управлении, межнациональных взаимоотношениях и проч.
5. Педагогическая деятельность имеет трехкомпонентную структуру:
- конструктивная деятельность;
- организаторская деятельность;
- коммуникативная деятельность.
6. К педагогическим способностям (личностным качествам) учителя следует отнести: педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, педагогическое мышление, педагогическую рефлексию, педагогическую направленность. Последнее качество означает направленность педагога на ребенка, на принятие его личности. Это качество сегодня признается ведущим в системе личностных качеств учителя.
7. Ведущая идея современного этапа развития системы образования связана с идеей предоставления обществу образовательных услуг. У каждого человека в отдельности и у общества в целом имеются образовательные потребности, развитые в разной степени. Педагог, педагогическая деятельность и выступает в качестве основного представителя сферы образовательных услуг.
Возможно, вы приведете еще целый ряд положений, которые подтвердят значимость педагогической профессии, ее особенности и требования к ней. Обсудите эти тезисы в группе на семинаре. И, как мы уже подчеркивали, это поможет вам в выработке своей профессиональной позиции.