Особенности методики занятий физическими упражнениями
1. Охрана и укрепление здоровья, всестороннее и гармоническое физическое развитие детей. Учитывая незрелость, большую податливость скелета, слабость мышц, низкий уровень сопротивляемости организма важно избегать таких влияний, которые выходят за пределы возможностей детей и поэтому вызывают различные перенапряжения, тормозят и нарушают нормальный процесс развития. Будущие дороги жизни, по которым человеку предстоит пройти в разнообразных областях учебной, трудовой, воинской, научной, спортивной деятельности потребуют, прежде всего, наличия хорошего здоровья, высокой работоспособности, запасов в сопротивляемости неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому все возможности использования физической культуры должны быть направлены на закаливание, повышение жизнеспособности и сопротивляемости детского организма неблагоприятным факторам внешней среды, на укрепление костной и мышечной систем, а также суставно-связочного аппарата, на совершенствование функций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. В дошкольном возрасте должны быть созданы благоприятные предпосылки для формирования правильной осанки. В связи с этим, центральное место занимает всестороннее и гармоническое укрепление всех групп мышц, особенно спины, живота, стопы. Опыт детских садов и отдельных семей (например, семьи Никитиных) убеждает в том, что при систематическом и правильном использовании всех средств физической культуры удаётся достичь значительных успехов в укреплении здоровья детей, формировании телосложения и развитии функций.
2. Своевременное развитие движений, формирование жизненно необходимых двигательных умений и связанных с ними элементарных знаний. За первые семь лет жизни ребёнок проходит огромный и очень важный путь в развитии движений: от хаотичных элементарных движений руками и ногами в первые месяцы жизни до сложных двигательных действий, какими являются ходьба, бег, прыжки, метания и др. Этому ребёнок впервые учится именно в дошкольном возрасте. Причём развитие движений идёт параллельно с физическим развитием. Оба процесса находятся в сложном взаимодействии, дополняют и стимулируют друг друга. Постепенное накопление двигательного опыта способствует расширению возможностей для благоприятного воздействия на формы и функции детского организма. С другой стороны, задержка и отклонение от нормы в физическом развитии, тормозят формирование жизненно важных умений. Хорошо организованное и своевременное использование, предусмотренных программой, средств физической культуры в единстве с режимом питания, сна и т.п., облегчает и стимулирует развитие моторики детей дошкольного возраста. Причём от качества и количества усвоенных разнообразных движений и действий существенно зависит диапазон контактов с реальной действительностью, а значит и психическое развитие детей.
Лекция 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
3. Направленное воздействие на развитие ловкости, быстроты, силы, обшей выносливости.
В дошкольном возрасте не осуществляется специально акцентируемое, изолированное развитие того или иного качества. По мере накопления двигательного опыта, совершенствования морфофункциональных свойств детского организма создаются благоприятные предпосылки для развития всех качеств.
Хорошо организованные групповые занятия физическими упражнениями под руководством квалифицированного воспитателя способствуют развитию ориентировки в пространстве и во времени, согласованности и координированности движений (собственных и коллективных), точности и ритмичности. Всё это, а также сам процесс овладения новыми движениями, развитие двигательного анализатора обуславливают возможность совершенствования такого сложного и важного качества как ловкость.
Игровые задания, связанные с необходимостью своевременно и даже быстро реагировать на разные сигналы, способствуют развитию своевременности и быстроты двигательной реакции. Постепенно, по мере овладения разнообразными способами ходьбы и бега, повышаются требования к скорости передвижения, развивается способность к ускорениям. Поскольку детей дошкольного возраста приучают к правильной осанке, т.е. к удерживанию рациональной позы во время всех видов деятельности, встает вопрос о необходимости развития мышечной силы. Время удерживания позы постепенно увеличивается, что способствует укреплению мышц животы, спины. Однако важно использовать и специальные упражнения развития силы соответствующих мышц, в том числе и мышц стопы, от которых зависит формирование полноценного свода и успешность овладения жизненно важными движениями. Для развития силы уместны кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания), а также некоторые упражнения в преодолении веса собственного тела (лазанье и т.п.).
Постепенное развитие силовых способностей у детей дошкольного возраста обеспечивается использованием относительно невысоких нагрузок, создаваемых, главным образом, за счёт преодоления таких сопротивлений, как вес собственного тела и мелкого инвентаря (палочки, мячи, обручи и т.п.).
В дошкольном возрасте развивают только общую выносливость. Постепенное увеличение длительности выполняемых двигательных действий при сохранении достаточной интенсивности, чередуемое с паузами отдыха, способствует совершенствованию вегетативных функций, от которых зависит повышение работоспособности. Фактически все выполняемые двигательные действия вносят определённый вклад в развитие общей выносливости.
В процессе занятий физическими упражнениями создаются благоприятные возможности для комплексного воздействия с целью всестороннего формирования личности дошкольников. Однако, возможности могут быть реализованы при условии своевременного решения задач умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Групповая двигательная деятельность, особенно игровая, стимулирует проявление тех или иных отношений к окружающему. В связи с этим важно формировать культуру поведения в двигательной деятельности, привычку и даже потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, умение сдерживать свои желания, эмоции, подчиняться требованиям воспитателя, коллектива, воспитывать скромность, честность, вежливость, доброжелательность и предупредительность к товарищам, стремление помогать друг другу и многое другое.
Методика занятий физическими упражнениями зависит от направленности, задач и конкретного содержания занятий, условий их проведения, возрастных осо-
217 Теория и методика физической культуры
Лекция 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
бенностей и двигательных возможностей детей.
Одной из первостепенных и важных целей использования физической культуры в дошкольном возрасте является развитие у детей движений. От этого в значительной степени зависит взаимодействие с окружающим миром и физическое развитие детей. В свою очередь, эффективность развития движений зависит от окружающих условий, главным образом, от соответствующего обучения и воспитания. К благоприятным условиям можно отнести: наличие простора для движений и сверстников для игр, наличие пособий, предметов, игрушек, а главное - квалифицированного руководства со стороны взрослых.
Физическое воспитание детей первого года жизни не выделяется в самостоятельный раздел, а сливается со всем процессом воспитания. За первый год ребёнок должен пройти большой путь в развитии от первых попыток поднимать голову (первый месяц) до умения самостоятельно ходить (к 12-му месяцу). Особенностью методики, от которой зависит развитие движений, является своевременное создание благоприятных условий; кратковременное удерживание ребенка в вертикальном положении на руках, укладывание на живот, распеленание для свободного выполнения движений, развешивание и раскладывание игрушек, расстановка пособий для стимулирования самостоятельных движений.
Для развития движений детей второго и третьего годов жизни программой предусмотрены: ходьба, равновесие, лазанье, ползание, метание, общеразвивающие упражнения и подвижные игры.
Если в работе с детьми первого года жизни основное место в развитии движений занимали методы упражнения, то методика двигательной подготовки детей второго и третьего годов жизни опирается, кроме того, на методы словесных заданий и демонстрации упражнений. Это объясняется интенсивным развитием речи и способности подражать. Речь детей становится средством общения с окружающими и приобретает решающее значение для их развития. Развитие способности подражать имеет особое значение не только для совершенствования поведения и овладения речью, но и для развёртывания на более высоком уровне двигательной деятельности.
Игровая деятельность детей третьего года жизни становится сложнее и разнообразней. Большое место в их двигательной подготовке занимают сюжетные и ролевые игры. Поскольку уже на втором году жизни отмечаются значительные различия в темпе и характере развития отдельных детей, учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка приобретает большое значение.
Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста направлена на дополнительное обучение отстающих, активизацию малоподвижных и улучшение физической подготовленности ослабленных детей, своевременное выявление и исправление отклонений в телосложении. Индивидуальная работа осуществляется в течение всего дня в часы игр и прогулок, с одним ребёнком или небольшой группой детей.
Большое место в обучении детей движениям занимают так называемые игровые приёмы (имитация движений, их образность, сюжетность заданий и др.). Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста, работа с которыми насыщена подвижными играми и "игровыми упражнениями". Чем моложе возраст, тем меньше грани между "поиграть" и "поучиться".
Однако было бы ошибкой понимать обучение детей движениям как обучение только в игровой форме, только через игры. Особенно это относится к старшему дошкольному возрасту, к которому можно предъявить большие требования.
Подвижные игры с правилами имеют свои особенности в педагогическом про-
цессе. Большая эмоциональность, повышенная возбудимость, своеобразие взаимоотношений детей во время игры отвлекают их от указаний и объяснений воспитателя, направленных на улучшение качества движений. Особенно это заметно в играх с элементами соревнования и с преодолением препятствий. Процесс игры затрудняет исправление ошибок детей. Обращение воспитателя с целью коррекции действий играющих детей может нарушить ход и даже смысл игры (быстро уйти отопасности, своевременно преодолеть препятствие, проявить ловкость, смелость и многое другое).
В ряде случаев начальное обучение, особенно сложным движениям, осуществляется при помощи методов упражнения. Тем более, что упражнения в беге, прыжках, метании, лазаньи настолько эмоциональны сами по себе, вызывают такой интерес у детей, что игровое оформление становится излишним. Воспитание у детей положительного отношения к процессу упражнения с целью усвоения правильных способов выполнения движений является важным и совершенно необходимым не только для повышения эффективности обучения, но и для подготовки к более сложному учению в школе.
Детей дошкольного возраста, ещё неустойчивых в своих настроениях, легко возбудимых, нельзя перегружать эмоциями. Насыщенность занятия громкой музыкой, яркими предметами, игрушками, смехом вызывает слишком большое возбуждение, отвлекает их внимание от указаний, требований воспитателя, затрудняет процесс активного торможения. Надо оберегать нервную систему ребёнка от сверхсильных раздражений. Вместе с тем, необходимо развивать активное торможение: выслушивать до конца указания воспитателя, тормозить свои действия по сигналу и т.п. Что касается количественных достижений, то они нецелесообразны без приобретения детьми простейших двигательных умений. По мере овладения основами техники будут создаваться благоприятные предпосылки для повышения количественных показателей детей.
Серьёзное обучение технике движений важно начинать с четырёхлетнего возраста, поскольку этот период характерен большой пластичностью коры головного мозга. Благодаря этому сравнительно легко образуются нервные связи, но они неустойчивы и требуют основательного закрепления. Чтобы дети научились правильно выполнять движения, требуется большая и довольно длительная работа в этом направлении. При этом немаловажным является использование показа вместе с пояснениями. При сочетании слова и показа дети получают возможность видеть движение, расширять представления о нем, приучаться осознавать, осмысливать свои действия.
При обучении детей дошкольного возраста движениям широко используются конкретные двигательные задания. Они, как правило, построены на действиях с предметами: мячами, обручами, гимнастическими палками и др. Ребенку предлагают пролезть в обруч, не задевая подвешенную погремушку, пройти по доске, удерживая на голове мешочек с песком, резиновое кольцо и т.п. Такой способ помогает детям осознать поставленную задачу и действовать более целенаправленно.
Итак, начиная с четвёртого года жизни и до седьмого включительно, содержание физического воспитания существенно расширяется и усложняется. Последовательно включаются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья, равновесия и т.п. Всё большее место занимают общеобразовательные упражнения. Хотя показ и подражание продолжают играть значительную роль, постепенно расширяется сфера применения словесных заданий, указаний, кратких объяснений, сравнений и оценок.
Содержание всей воспитательной работы с детьми седьмого года жизни обусловлено задачами подготовки их к школе.
219 Теория и методика физической культуры