Воспитательно-образовательные факторы

Экологические факторы

СПОРТИВНАЯ

СИСТЕМА

(модель

Спорта)

Исторические факторы

Демографические факторы

Научно-методические

И организационные

Факторы

Материально-технические факторы

Общественные

Культурные,

Правовые,

Моральные

Философские

Ценности

Политические факторы

Религиозные факторы

Воспитательно-образовательные факторы - student2.ru

Рис. 23.3. Факторы, влияющие на формирование спорта, как социальной подсистемы общества

Зрелищная функция. "Язык" спорта понятен любому человеку. Поэтому спортив­ные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей. Они ока­зывают влияние на коллективное настроение, интересы, позволяют соучаствовать

Лекция 23 Спорт в системе физической культуры

в спортивной борьбе; сплачивают значительные группы людей.

В основе зрелищной привлекательности спорта лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность, мужественность и бескомпромиссность борьбы за победу. С каждым годом аудитория спортивных зре­лищ расширяется. Важную роль в этом играет телевидение. Летние и зимние/Олим­пийские игры, чемпионаты Мира и Европы смотрят сейчас несколько миллиардов человек.

Эстетическая функция. Спортоказываетогромное зстетическпй нпзлейг.твир ня спортсмена и зрителя. В процессе спортивных занятий у спортсменов формирует­ся определенные эстетические чувства, вкусы, идеалы, эстетические способности. Это находит выражение в красоте телосложения, в красоте исполнения, артистич­ности и выразительности технико-тактических приемов и комбинаций и т.д. Зрите­лю спорт дает возможность испытывать чувство эстетического наслаждения, пере­живания хода спортивной борьбы, а ощутить красоту в спорте можно лишь обладая развитым эстетическим чувством.

Вместе с тем, весьма существенна роль спорта в улучшении и сохранении физи­ческих кондиций человека, в подготовке его к трудовой и военной деятельности, в организации досуга и отдыха, в укреплении и поддержании здоровья нации. Следу­ет учитывать значимость спорта в политическом воспитании граждан в духе гос­подствующей идеологии, в приобщении индивида к принятым в обществе соци­альным нормам, в развитии человеческих контактов, взаимоотношений между людь­ми не только в рамках одной страны, но и между различными странами. В междуна­родном масштабе интернациональные связи проявляются через международное спортивное движение. Международные спортивные встречи воспитывают уваже­ние к представителям других стран, к их обычаям, позволяют создавать атмосферу взаимопонимания между людьми, поощряют международное сотрудничество.

И наконец, необходимо учитывать и экономическое значение спорта. Финансо­вые вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, благодаря улуч­шению здоровья и повышению дееспособности его членов, увеличения продолжи­тельности высокоактивной жизни людей. Доходы, получаемые от спортивных зре­лищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного оборудования и инвентаря, спортивной рекламы приносят неплохую прибыль.

Классификация спорта.

В ходе исторического развития спорта возникло множество его видов и разно­видностей. По мнению Л. П. Матвеева (1997), под термином "Вид (или разновид­ность) спорта" логично понимать сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличающийся своим конкретным предметом состязания, составом допускаемых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и кри­терием достигаемого результата.

Наиболее "древними" видами спорта являются легкоатлетический и конный спорт. В последнее столетие возникло большое число новых видов спорта. Их появ­ление происходит в результате модификации ранее сложившихся его видов, вза­имного влияния и обогащения между разными видами спорта, научно-техническо­го прогресса, позволяющего существенно расширить сферу спортивной деятель­ности. Так возникли в свое время художественная гимнастика, спортивная акроба­тика, батутный спорт, фристайл, конькобежный шорт-спринт, синхронное плавание, парашютный спорт, дельтапланеризм, спортивный виндсерфинг и многое другое.

303 Теория и методика физической культуры

С каждым годом число видов и разновидностей спорта продолжает увеличивать­ся. Многообразие конкретных форм, видов и разновидностей спорта, его полифун­кциональный характер приводят к многоаспектности классификационных построе­ний. Классифицировать спорт можно по различным признакам:

1. По целевым установкам выделяютспорт высших достижений (рекордный спорт, большой спорт) и базовый спорт (массовый спорт, общедоступный, ординарный спорт).

2. По масштабу и его организации в рамках международного спортивного дви­жения различают олимпийский и неолимпийский спорт.

3. По характеру экономических отношений между спортсменами, федерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсме­нов от занятий спортивной деятельностью, выделяют коммерческий и некоммер­ческий спорт.

4. По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей, различают профес­сиональный и любительский спорт.

5. По формам организации занятий выделяют учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования и само­деятельный спорт, как добровольный процесс, проводимый в свободное время.

6. По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортивную деятель­ность, различают детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.

7. По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют школьный спорт, студенческий спорт, военный (армейский) спорт и др.

8. По характеру применения его для подготовки к какой-либо профессиональ­ной деятельности различают профессионально-прикладной и военно-прикладной спорт.

9. По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлечения, вос­становления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств выделяют оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кон-диционный спорт.

10. По характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, участвующих в состязаниях, говорят о спорте инвалидов - спорт для слепых, глухонемых, спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др.

11. По предмету состязаний и характеру активности спортсменов выделяют лег­коатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт, лыжный спорт, автомо­бильный спорт, шахматный спорт и др.

Естественно, многие из названных форм и видов спорта взаимопроникают и вза-имопереплетаются друг с другом. К примеру, легкоатлетический спорт может быть рекордным и массовым, профессиональным и любительским, коммерческим и не­коммерческим и т.д. Выделенные типы спорта отражают лишь наиболее общие при­знаки спорта, соответственно уровню их обобщенности.

Наши рекомендации