Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс

Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокуп­ности таких факторов как средства, методы, условия с помощью которых обеспечи­вается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям.

При анализе всей совокупности педагогических средств и других факторов, ко­торые целенаправленно используются для достижения высоких спортивных резуль-

Лекция 23 Спорт в системе физической культуры

татов, условно, можно выделить три компонента подготовки:

Первый компонент - система соревнований. Соревнования в системе подготов­ки спортсменов являются средством контроля за уровнем подготовленности, спо­собом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированнос­ти, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования класси­фицируются на: подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отбо­рочные и главные.

В современной соревновательной практике можно наблюдать три методических подхода. Первый - связан со стремлением спортсменов стартовать возможно чаще, добиваясь высоких результатов в каждом соревновании. Второй - предполагает ма­лоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным соревнованиям сезона. И третий подход - соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготови­тельные и контрольные соревнования используются лишь как средство подготов­ки. Задача достигнуть высокий результат в них не ставится - вся система подготов­ки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отбороч­ных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным.

Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года оптимально учитывалось единство тренировочной и соревновательной деятельности спортсме­нов в системе их подготовки.

Второй компонент - система спортивной тренировки. Она представляет в систе­ме подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная трени­ровка охватывает в определенной мере все виды подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а так­же практические разделы технической, тактической и специальной психической под­готовки.

Цель спортивной тренировки: Развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.

Основные задачи спортивной тренировки: Развитие психических и физических качеств (общих и специальных), приобретение практических и теоретических зна­ний по специализации, гигиене, самоконтролю и т.д.

Основные направления спортивной тренировки: воспитание, обучение, повыше­ние функциональных возможностей органов и систем организма.

Спортивная тренировка строится согласно закономерностям спортивной спе­циализации и этим отличается от других видов физической культуры.

При характеристике суммарного эффекта системы тренировки и подготовки спортсменов пользуются следующими понятиями:

а) тренированность: степень биологической приспособленности организма к оп­ределенной работе (координация деятельности органов и систем со стороны ЦНС) выделяют общую и специальную тренированность;

б) подготовленность: это понятие более емкое чем тренированность: физичес­кая, техническая, тактическая и психическая подготовленность;

в) спортивная форма: оптимальная (наилучшая) готовность к спортивным дос­тижениям для данного конкретного цикла тренировки. Все эти понятия означают определенное состояние спортсмена.

Третий компонент - система факторов, дополняющих тренировку и соревнова­ния, оптимизирующих их эффект. Она включает в себя факторы общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления

305 Теория и методика физической культуры

после тренировочных и соревновательных нагрузок, а также внетренировочные фор­мы воспитания и самовоспитания спортсмена.

Только объединенные в целостную систему, все перечисленные компоненты мо­гут обеспечить наивысший рост спортивных результатов и общий положительный эффект спортивной деятельности. При этом педагог (тренер) должен искать новое, свое.

Современные тенденции совершенствования системы спортивной трени­ровки. При всей важности организационных и материально-технических условий для роста спортивных достижений прогресс спорта прежде всего определяется со­вершенствованием системы спортивной тренировки, современные тенденции ко­торого отражаются в следующих основных направлениях:

I. Резкий прирост объемов тренировочной работы (с конца 60-х годов до начала 80-х годов он увеличился практически вдвое).

II. Строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта.

III. Постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного сред­ства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки.

IV. Стремление в строго сбалансированной системе тренировочных и соревно­вательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции рабо­тоспособности и мобилизации функциональных резервов.

V. Расширение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функцио­нальные резервы организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечиваю­щих сопряженное совершенствование различных физических качеств и техники дви­жений; проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, что позво­ляет интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздей­ствия, повысить непосредственную подготовку к главным соревнованиям.

VI. Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптималь­ной структуры соревновательной деятельности.

VII. Совершенствование системы управления тренировочным процессом на ос­нове объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подго­товленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мас­терства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсме­нов.

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая изложение курса лекций, целесообразно подвести итоги современ­ному состоянию теории и методики физической культуры и наметить некоторые перспективы её развития. Теория и методика физической культуры представляет собой комплексную научно-практическую дисциплину, включающую в себя ряд са­мостоятельных разделов. Она занимается выявлением того существенного обще­го, что характеризует физическую культуру в целом, стремится осмыслить фунда­ментальные общие черты, свойства и закономерности функционирования и разви­тия, которые присущи различным видам и формам физической культуры в процес­се целенаправленного воздействия на природные качества человека.

До сих пор контуры теории и методики физической культуры слабо обоснованы с позиции теории культуры. При определении основных структурных единиц систе­мы знаний о физической культуре существуют различные точки зрения.

В структуру учебного предмета "Теория физической культуры" по мнению В. М. Выдрина (1986) должны входить следующие разделы:

• Введение в общую теорию физической культуры.

• Теория и методика физического воспитания. •Теория и методика спорта.

• Теория и методика физической рекреации.

•Теория и методика физической реабилитации. Л. П. Матвеев (1983) считает, что в современном виде теория физической культуры как учебная дисциплина включа­ет четыре крупных раздела:

• Введение в теорию физической культуры.

• Общие основы теории физического воспитания.

• Характеристика типичных направлений и форм использования физической куль­туры.

• Научно-прикладные основы использования физической культуры в различные периоды жизни человека.

Проблемы объекта, предмета и структуры теории физической культуры рассмат­ривали также Н. И. Пономарев (1974,1985), К. Стряпай (1978), В. И. Столяров (1985) и другие ученые.

Понятно, что основой структурирования учебного предмета "Теория физической культуры" является дальнейшее углубленное познание состава и строения физи­ческой культуры общества и личности. Одной из важных проблем теории физичес­кой культуры является проблема интегративного осмысления и синтеза всей сово­купности компонентов и связей, образующих физическую культуру как многогран­ное явление. Пока не все компоненты физической культуры изучены достаточно глу­боко и односторонне. В частности, теория и методика физической рекреации и физической реабилитации разработаны крайне недостаточно.

К числу актуальных и перспективных задач исследований в теории физической культуры необходимо отнести: задачи по формированию концептуальных основ формирования физической культуры человека; задачи изучения законов развития физической культуры в обществе в современных условиях, прогнозирования её бу­дущего; задачи, направленные на выявление функций физической культуры и от­дельных её компонентов; задачи, связанные с выявлением структуры потребнос­тей и ценностей общества и личности в сфере физической культуры в условиях де-

307 Теория и методика физической культуры

мократизации и гуманизации жизни и физкультурной деятельности; задачи рацио­нализации технологии педагогического процесса при формировании физической культуры личности дошкольников, школьников, студентов и других контингентов за­нимающихся.

В целом, подводя итоги, нельзя сказать, что круг проблем теории физической культуры в настоящее время ясно очерчен и хорошо определен - некоторые про­блемы еще только поставлены, нет достаточной их систематизации. Здесь много еще предстоит сделать.

Объемные требования по теории и методике физической культуры

Наши рекомендации