Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс
Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов как средства, методы, условия с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям.
При анализе всей совокупности педагогических средств и других факторов, которые целенаправленно используются для достижения высоких спортивных резуль-
Лекция 23 Спорт в системе физической культуры
татов, условно, можно выделить три компонента подготовки:
Первый компонент - система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подготовленности, способом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные.
В современной соревновательной практике можно наблюдать три методических подхода. Первый - связан со стремлением спортсменов стартовать возможно чаще, добиваясь высоких результатов в каждом соревновании. Второй - предполагает малоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным соревнованиям сезона. И третий подход - соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготовительные и контрольные соревнования используются лишь как средство подготовки. Задача достигнуть высокий результат в них не ставится - вся система подготовки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отборочных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным.
Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года оптимально учитывалось единство тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе их подготовки.
Второй компонент - система спортивной тренировки. Она представляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы технической, тактической и специальной психической подготовки.
Цель спортивной тренировки: Развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.
Основные задачи спортивной тренировки: Развитие психических и физических качеств (общих и специальных), приобретение практических и теоретических знаний по специализации, гигиене, самоконтролю и т.д.
Основные направления спортивной тренировки: воспитание, обучение, повышение функциональных возможностей органов и систем организма.
Спортивная тренировка строится согласно закономерностям спортивной специализации и этим отличается от других видов физической культуры.
При характеристике суммарного эффекта системы тренировки и подготовки спортсменов пользуются следующими понятиями:
а) тренированность: степень биологической приспособленности организма к определенной работе (координация деятельности органов и систем со стороны ЦНС) выделяют общую и специальную тренированность;
б) подготовленность: это понятие более емкое чем тренированность: физическая, техническая, тактическая и психическая подготовленность;
в) спортивная форма: оптимальная (наилучшая) готовность к спортивным достижениям для данного конкретного цикла тренировки. Все эти понятия означают определенное состояние спортсмена.
Третий компонент - система факторов, дополняющих тренировку и соревнования, оптимизирующих их эффект. Она включает в себя факторы общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления
305 Теория и методика физической культуры
после тренировочных и соревновательных нагрузок, а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена.
Только объединенные в целостную систему, все перечисленные компоненты могут обеспечить наивысший рост спортивных результатов и общий положительный эффект спортивной деятельности. При этом педагог (тренер) должен искать новое, свое.
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. При всей важности организационных и материально-технических условий для роста спортивных достижений прогресс спорта прежде всего определяется совершенствованием системы спортивной тренировки, современные тенденции которого отражаются в следующих основных направлениях:
I. Резкий прирост объемов тренировочной работы (с конца 60-х годов до начала 80-х годов он увеличился практически вдвое).
II. Строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта.
III. Постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки.
IV. Стремление в строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов.
V. Расширение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование различных физических качеств и техники движений; проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, что позволяет интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить непосредственную подготовку к главным соревнованиям.
VI. Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности.
VII. Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов.
Заключение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая изложение курса лекций, целесообразно подвести итоги современному состоянию теории и методики физической культуры и наметить некоторые перспективы её развития. Теория и методика физической культуры представляет собой комплексную научно-практическую дисциплину, включающую в себя ряд самостоятельных разделов. Она занимается выявлением того существенного общего, что характеризует физическую культуру в целом, стремится осмыслить фундаментальные общие черты, свойства и закономерности функционирования и развития, которые присущи различным видам и формам физической культуры в процессе целенаправленного воздействия на природные качества человека.
До сих пор контуры теории и методики физической культуры слабо обоснованы с позиции теории культуры. При определении основных структурных единиц системы знаний о физической культуре существуют различные точки зрения.
В структуру учебного предмета "Теория физической культуры" по мнению В. М. Выдрина (1986) должны входить следующие разделы:
• Введение в общую теорию физической культуры.
• Теория и методика физического воспитания. •Теория и методика спорта.
• Теория и методика физической рекреации.
•Теория и методика физической реабилитации. Л. П. Матвеев (1983) считает, что в современном виде теория физической культуры как учебная дисциплина включает четыре крупных раздела:
• Введение в теорию физической культуры.
• Общие основы теории физического воспитания.
• Характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры.
• Научно-прикладные основы использования физической культуры в различные периоды жизни человека.
Проблемы объекта, предмета и структуры теории физической культуры рассматривали также Н. И. Пономарев (1974,1985), К. Стряпай (1978), В. И. Столяров (1985) и другие ученые.
Понятно, что основой структурирования учебного предмета "Теория физической культуры" является дальнейшее углубленное познание состава и строения физической культуры общества и личности. Одной из важных проблем теории физической культуры является проблема интегративного осмысления и синтеза всей совокупности компонентов и связей, образующих физическую культуру как многогранное явление. Пока не все компоненты физической культуры изучены достаточно глубоко и односторонне. В частности, теория и методика физической рекреации и физической реабилитации разработаны крайне недостаточно.
К числу актуальных и перспективных задач исследований в теории физической культуры необходимо отнести: задачи по формированию концептуальных основ формирования физической культуры человека; задачи изучения законов развития физической культуры в обществе в современных условиях, прогнозирования её будущего; задачи, направленные на выявление функций физической культуры и отдельных её компонентов; задачи, связанные с выявлением структуры потребностей и ценностей общества и личности в сфере физической культуры в условиях де-
307 Теория и методика физической культуры
мократизации и гуманизации жизни и физкультурной деятельности; задачи рационализации технологии педагогического процесса при формировании физической культуры личности дошкольников, школьников, студентов и других контингентов занимающихся.
В целом, подводя итоги, нельзя сказать, что круг проблем теории физической культуры в настоящее время ясно очерчен и хорошо определен - некоторые проблемы еще только поставлены, нет достаточной их систематизации. Здесь много еще предстоит сделать.
Объемные требования по теории и методике физической культуры