Что такое приемы воспитания?
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному педагогическому стилю учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.
Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.
Следует отметить, что к позитивным изменениям в процессе воспитания ведет далеко не всякое педагогическое воздействие, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личност-но значимым.
В начальной школе воспитательная работа классного руководителя не прекращается ни на минуту; ведь учитель здесь един в двух лицах: он и классный руководитель, и постоянный, единственный учитель. В первых классах дети, которым не дается учеба, часто падают духом. У них опускаются руки, одноклассники начинают относиться к ним кто снисходительно, а кто и презрительно. Ребенок остается вне коллектива. Здесь важно найти у аутсайдера такое качество, которое заставит и его самого относиться к себе по-другому, и другим детям откроет товарища с новой стороны. Был в одной школе, скажем, некий мальчик, который очень слабо учился. Но однажды учительница подметила, что ему начало хорошо даваться чтение. Этот момент нельзя было упустить. И она решила подать успех мальчика наиболее выигрышно, предварительно настроив детей: специально предложила ребятам послушать и оценить, как читает стихотворениеих товарищ. И тот не обманул ожиданий. Он читал так хорошо, что класс замер, а потом разразился аплодисментами. Так начался перелом в отношении одноклассников к мальчишке, да и сам он почувствовал уверенность в своих силах.
Для педагогической теории и практики важна классификация приемов воспитания. Она дает возможность упорядочить их
и представить педагогический потенциал этих приемов в целостном виде: выявить сходство и различие между ними, определить место в процессе формирования личности, указать на конкретные действия; оказываемые ими в воспитательном процессе. При выборе основания для такой классификации следует принять во внимание и то, каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учеником и в его отношениях с окружающими. Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, то есть приемах общения педагога и учащихся.
Прием «ролевая маска».Учащимся предлагаетсявойти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени,а от лицасоответствующего персонажа.
Прием «непрерывная эстафета мнений».Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие в обсуждении) следует перейти к аналитическим, а затем к проблемным высказываниям учащихся.
Прием «самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Прием «импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
Прием «импровизация на заданную тему».Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п. ). В отличие от «импровизации на свободную тему» здесь учащимся могут быть заданы более сложные творческие параметры, причем учитель может постепенно поднимать «планку трудности».
Прием «обнажение противоречий».Происходит разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое обозначение расхождений во мнении и главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Вторая группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.
Прием «инструктирование».На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнения товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием «распределение ролей».Он предполагает четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.
Прием «коррекция позиций».Здесь происходит тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п. ).
Прием «самоотстранение учителя».После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
Прием «распределение инициативы».Создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися. Применяется в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.
Прием «обмен ролями».Учащиеся обмениваются ролями (функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема состоит в полной или частичной передаче учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.
Прием «мизансцена».Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.
Среди множества педагогических приемов большое место занимают юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и др.
Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, подходящий к одному ученику, может быть неприемлем для другого.
Воспитательная работа классного руководителя многогранна, а выбор способов решения воспитательных задач зависит от множества факторов, в том числе и от индивидуального стиля педагогической деятельности.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РЕБЕНКА