Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура»
Физическая культура, формируясь как предмет обучения в общеобразовательной школе, приобрела соответствующие функции — цель, содержание образования, формы организации учебного процесса и методы его реализации, дидактические процессы, которые в совокупности с другими составили бы частную дидактику или методику преподавания. К настоящему времени предмет «Физическая культура» все еще не располагает целостными курсами: нет ни частной дидактики как теории обучения, ни методики как науки о закономерностях преподавания данной дисциплины. Ни одна из них не составляет предмета изучения в центрах подготовки (институтах, университетах, академиях) и повышения квалификации учителей физической культуры. Учебники или учебные пособия по теории и методике физического воспитания или физической культуре освещают лишь отдельные вопросы (урок как основная форма учебно-воспитательного процесса, программы, планирование, контроль, оценка, учет и т.д.).
Объяснить подобную ситуацию можно тем, что методики различных учебных предметов создавались не одновременно, поэтому они находятся на разных стадиях формирования. Применительно к школьной физической культуре среди комплекса причин, объяс-
няющих эту ситуацию, можно выделить трудности становления предмета «Физическая культура».
Создание методики физической культуры проходило в условиях, когда еще не были разработаны основные системообразующие компоненты научно-методических основ самой дисциплины. Так, школьная физическая культура никогда не имела и не имеет в настоящем конкретно сформулированной генеральной цели. На разных этапах становления предмета учебно-воспитательный процесс ориентировался на разные цели (национальные системы физического воспитания, коммунистического воспитания, формирования нового человека, физкультурного комплекса ГТО и т.д.). Отсутствие такой цели лишало школьную физическую культуру стабильного содержания обучения, так как последнее закономерно обусловливается целью преподавания. По этой причине часто менялась учебная программа. Учителю физической культуры в 1920— 1990-е гг. не удавалось учить детей с первого по выпускной класс по одной неизменной программе.
Выпадение целевого и содержательного компонентов педагогической системы дисциплины привело к тому, что учебно-воспитательный процесс по физической культуре обслуживается в основном дидактическими процессами, не в полной мере отражающими особенности самого предмета.
Эти обстоятельства в комплексе с другими существенно затрудняют выполнение заказа государства и общества в области физического воспитания учащихся общеобразовательных школ — их физическое совершенствование.
Почему так произошло? Почему свертывались процессы, нацеленные на формирование теории и методики физической культуры? Из множества причин можно назвать несколько.
1. Расхождение между декларациями о равенстве (или даже превалировании) роли и значения данной дисциплины среди других в директивных документах государства и партии и ее фактической недоооценкой теми, кому предстояло на практике реализовать эти установки (руководители органов образования, администрации школ, местная партийно-государственная номенклатура и др.). Такое несоответствие лишало школьную физическую культуру реальной поддержки со стороны государства, а научно-исследовательская работа по созданию методики распылялась, не доходя до цели.
2. Перенос акцента общественных интересов с проблем развития массовой культуры на спортивно-подготовительную направленность физического воспитания со всеми вытекающими отсюда последствиями (повышение приоритета научных поисков в области спортивной тренировки перед исследованиями по методике физической культуры и соответствующее перераспределение финансирования, материального и морального стимулирования на-
учных и практических работников, сравнительная простота внедрения, публикации и др.).
3. Создание видимости того, что научно-теоретические и мето
дические разработки, подготовленные для спортивной трениров
ки (процессы обучения двигательным действиям, развития двига
тельных качеств), или их упрощенные варианты (структура уро
ка, формы организации деятельности занимающихся на уроках,
методы обучения и развития двигательных качеств и др.) можно
перенести в практику преподавания физической культуры в шко
ле. Это обусловило подмену реальных компонентов, которые в
совокупности и во взаимосвязи составляли бы методику предме
та, чужеродными, не в полной мере соответствующими особен
ностям его функционирования в школе.
4. На определенном этапе (1940—1950-е гг.) была разработана методика урока физической культуры. Будучи одним из основных компонентов, он впоследствии превратился в доминирующий, главный процесс. И как следствие в 1960—1980-е гг. методика урока была представлена как целостная методика преподавания физической культуры в школе. Это обстоятельство в совокупности с другими приостановило процесс создания методики физической культуры. Вместо методики как научной дисциплины теория и практика школьной физической культуры приобрели методику как совокупность методических предписаний для педагога по подготовке и проведению урока физической культуры.
5. Не сразу установились философские, педагогические, психологические, биологические и даже теоретические основы физического воспитания, на которые могла бы опираться формирующая методика предмета «Физическая культура».
Подобные научно-теоретические разработки не могли быть созданы без соответствующего развития базовых и смежных наук. (Имеются в виду исследования Н.А. Бернштейна — по физиологии управления движениями; П. К. Анохина — по физиологии функциональных систем; П.И.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Ц.Пуни — по педагогической психологии; Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, М. А. Данилова, В. В. Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, Н.Д.Никан-дрова — по теории образования; В. В. Белиновича, В. К. Бальсевича, М.М.Богена, А.А.Гужаловского, З.И.Кузнецовой, Н.А.Лупан-диной — по теории физического воспитания.)
6. В педагогической науке долгое время действовал негласный
запрет на создание предметных дидактик. Считалось, что как от
расль педагогики существует лишь общая дидактика. А дидакти
ческие исследования и их результаты, отражающие специфику
учебно-воспитательного процесса по конкретным дисциплинам,
могут быть представлены лишь как методики преподавания.
Таким образом, требуется модернизация научно-теоретических основ предмета «Физическая культура» как носителя системообразующего начала в структуре организации физического воспитания в школе, не терпит отсрочки создание и дидактики, и методики его преподавания.