Образование, развитие и воспитание в дидактических

Процессах

Учащийся как один из субъектов педагогического взаимодей­ствия воспринимает и осознает дидактические воздействия учи­теля. В результате активной учебной деятельности формируются знания, двигательные и инструктивные навыки и умения, разви­ваются двигательные качества, воспитываются духовно-нравствен­ные и волевые качества личности. Таким образом, учащийся раз­вивается по трем взаимосвязанным и взаимообусловленным на­правлениям: биологическому, психологическому и социальному. По каждому из направлений у учащегося возникают и накаплива­ются конкретные изменения, которые переводят его в новое ка­чество, новое состояние. При этом у него закономерно изменяют­ся личностные качества, совершенствуется внутренний мир.

В аспекте осуществления процессов образования, воспитания и развития предмет «Физическая культура» занимает особое мес­то. Для обучения двигательному действию необходимо представ­ление о предмете усвоения. Представление может сформироваться лишь на базе знаний, которые и приводят к появлению логиче­ского, зрительного и кинестетического образов того, чему обуча­ют в данный момент. Последующая динамика развертывания ди­дактических процессов обусловливает соответствующий уровень развития опорно-двигательного аппарата и функциональных сис­тем организма занимающихся, с одной стороны, психических процессов и духовно-нравственных и волевых качеств личности — с другой. Невозможно усвоить технику двигательного действия, если отсутствует требуемый для выполнения данного двигатель­ного действия уровень физического развития, координационных способностей и двигательных качеств, педагогическая цель урока частью учащихся не будет достигнута.

Практика преподавания физической культуры в школе пока­зывает, что значительная часть учащихся не справляются с требо­ваниями учебных программ (госстандарта) по нормативам двига­тельной подготовленности. Основным препятствием, затрудняю­щим выполнение требований по бегу, прыжкам, метаниям, ока­зывается не плохая техника двигательных действий, а недостаточ- * ный уровень развития двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. У школьников выявлены «кри­тические периоды» развития двигательных качеств. Знание этих закономерностей помогает рационально организовать и реализо­вать дидактические процессы на уроках физической культуры для комплексного решения взаимосвязанных задач образования, вос­питания и развития учащихся.

Созревание организма школьника согласно учению П.К.Ано­хина о системогенезе происходит гетерохронно, т. е. разновремен­но, на тех этапах роста и созревания детей и подростков, когда эти системы имеют особо важное значение для их развития.

Существует неразрывная связь формирования двигательных на­выков и развития двигательных качеств в дидактических процессов по предмету «Физическая культура». Экспериментально установлена эффективность двух вариантов организации дидактических процес­сов: параллельного и раздельного решения педагогических задач.

В первом случае двигательные качества формировались в про­цессе овладения техникой движения (многократно повторялись подводящие и основные физические упражнения), во втором — раздельно. Для развития двигательных качеств выделялось специ­альное время (8 — 10 мин) на каждом уроке.

В обоих случаях для решения задач урока отводилось по 35 мин, разница лишь в том, что во втором варианте время выделялось в конце основной части занятия.

На уроках физической культуры, на которых работали по слит­ному варианту, моторная плотность оказалась на 10 % меньше, чем в раздельном. Несмотря на это, существенных различий в развитии уровня двигательных качеств не выявлено. Однако в освоении тех­ники по первому варианту преимущества отмечены. Достаточное количество повторений подводящих и основных упражнений в пер­вом варианте оказало эквивалентное компенсаторное воздействие на развитие двигательных качеств учащихся. На таком уроке физи­ческой культуры можно решить две взаимосвязанные важные зада­чи — образования и развития, которые именно в комплексе, в совокупности обеспечивают физкультурное образование.

Значительна роль соответствующего уровня сформированности волевых качеств личности в усвоении материала учебной програм­мы. Эти качества особенно нужны в видах двигательных действий, связанных с развитием общей скоростной и силовой выносливости. Здесь необходимы терпение, упорство, настойчивость, характери­зующие целеустремленность учащегося, и низкий уровень их раз­вития может стать доминирующей причиной его неуспеваемости или сравнительно низких результатов учебной деятельности.

Из группы волевых качеств, характеризующих моральную на­правленность личности, важны мужество, самоотверженность, принципиальность, дисциплинированность. Особенно ярко эти качества проявляются в двигательных действиях по гимнастике (упражнения на перекладине, брусьях, опорные прыжки согнув ноги), единоборствах, спортивных играх, плавании.

Предмет «Физическая культура» со своеобразным содержани­ем образования и учебных действий способствует развитию вы­держки, решительности, смелости. Здесь, как ни в какой другой учебной дисциплине, важно формировать толерантность созна­ния и поведения, взаимное уважение школьников, культуру меж­личностного и межэтнического общения. Решить такой широкий спектр педагогических задач, которые охватывают проблемы об­разования, воспитания и развития учащихся, возможно лишь комплексно, в их неразрывной взаимосвязи, так как развитие одного обусловливает формирование других.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите субъектов дидактических процессов в предмете «Физи­ческая культура».

2. Из скольких этапов состоят дидактические процессы в предмете «Физическая культура»?

3. Что называется шагом дидактических процессов?

4. Из каких звеньев состоит «шаг» дидактических процессов?

5. Какие элементы можно выделить в деятельности учителя и учащих­ся (отдельно) в процессе их дидактического взаимодействия на уроках физической культуры?

ГЛАВА 8

Наши рекомендации