Цели предмета «физическая культура»
4Л. Значение и формирование цели предмета «Физическая культура»
Рассмотрение проблемы цели и позиций категориального анализа в данном случае — способ познания деятельности учителя физической культуры, элементами которой выступают конкретные научно-теоретические категории1, воспроизводящие различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив, сознание и др.
Человеческое бытие выражается в деятельности: учебной, производственной, культурной, игровой, оборонной, спортивной, физкультурной, рекреационной и т.д. Деятельность людей осуществляется в форме реализации конкретных интересов, мотивов, целей, выражающих общественные отношения людей. Отсюда цель — важная категория философии, психологии, педагогики, в том числе педагогики физической культуры. Цель имеет глубокие взаимосвязи с другой категорией — функцией. Так, трудовая, учебная, игровая и иная деятельности направлены на достижение осознанных волевых целей. Цель интегрирует вокруг себя другие компоненты деятельности человека, такие, как средства, формы организации, методы реализации и характер самой деятельности по реализации целей.
Труд, общение, мышление позволяют реализовать сознательные цели людей, что приводит к результатам-отношениям. Так функции и процессы сознания и развития взаимопроникают, переплетаются между собой, меняются местами.
Благодаря действию закона целесообразности социального процесса общение и мышление в единстве с трудом приводят к формированию целеподобных функций, таких, как отношения собственности, семьи, нравственности, искусства, религии. По своему социальному значению процесс самодвижения отношений — это реализация высших, основных целей людей.
1 Категория (от греч. kategoria) — понятие философское. Применяется как средство создания картины мира, способов освоения человеком различных объектов, норм понимания бытия. Будучи обобщенным понятием, отражает наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений.
Между сознательными, осуществляющимися напряжением воли и самодвижущимися целями трудно выявить непосредственную связь. Их взаимопроникновение происходит благодаря взаимопроникновению функций труда, общения, мышления, являющихся подосновой для упомянутых целей.
Благодаря функциональной напряженности и активности труда, общения, мышления взаимопроникновение и взаимопревращение определенных категорий системы становится всеобщим, самодвижущимся процессом. Мы уже обозначили взаимопроникновение и взаимопревращение категорий функций и целей. Здесь только отметим, что функция — такой же атрибут развития, как и цель осознанная. Функция предстает как самореализующаяся цель; цель — это функция, осуществляющаяся усилиями воли личности.
Коренные, сущностные, высшие цели человека реализуются только в форме самореализующихся функций без его волевых усилий. Этому способствует целесообразность развития социального процесса, причина которой — сообразность социальных процессов целям существования как общества, так и отдельных его индивидов.
Связь между самодвижущимися и сознательными целями человека и общества из-за ее обусловленности с последующими переходами функций труда, общения и мышления трудно улавливается и уже по этой причине образует важную проблему философии с последующим ее переводом в сферу смежных социальных наук — психологию и педагогику. Значение этой проблемы еще более актуализируется тем, что:
1) самодвижущиеся цели, будучи результатом независимого от сознания процесса развития общества, олицетворяют коренные, конечные цели человечества;
2) в силу стихийности процесса реализация самодвижущихся целей — функция нередко приводит к нецелесообразным, нежелательным последствиям;
3) возможность видения последствий достижения сознательных целей иих взаимосвязи с конечными целями заслоняются многообразием каждодневных, будничных интересов и целей, не всегда согласующихся с конечными целями и затрудняющими процесс их реализации.
Отсюда выяснение сути и соотношения понятий человеческих целей (целесообразные и нецелесообразные, сознательные и самодвижущиеся, конечные и будничные) обретает решающее значение вналаживании и рационализации человеческих отношений и деятельности, в том числе педагогической.
Значение категорий цели в системе человеческих отношений обусловлено рядом обстоятельств.
1. Цель — конечный пункт развития человеческих потребностей и интересов. Категория цели образует высшую ступень человеческих отношений и отношения мышления к бытию.
2. Разумные, логичные, практичные цели — наиболее пластичное, малозатратное, высокоэффективное средство преобразования и развития вещей, отношений, знаний, необходимых для человеческой жизни.
3. Категория цели — уникальная функция и ориентир практической деятельности людей, способствующей ее успеху, разумности и целесообразности.
4. Жизненные цели — одна из ведущих характеристик личностных качеств человека, средство его психического и физиологического благополучия, основание и условие его счастья.
Конечная, самодвижущаяся цель (функция) человека — физическое существование (бытие). В силу многообразия будничных целей физическое существование человека как бы вытесняется из сферы сознательных целей и переводится в систему подсознательного механизма психики.
Функции труда, общения, мышления индивидов, которые на первый взгляд направлены на реализацию множества будничных целей, в реальности регулируются целесообразностью существования общества и индивидов.
Таким образом, процесс деятельности, в которой реализуется подсознательная цель физического существования человека, продолжается вопреки отклонениям от него будничных интересов и * целей индивидов. На почве этого противоречия возникают и функционируют множества звеньев социальных институтов, регулирующих и движущих процесс существования людей: государство, религия, наука, производство, обмен, собственность, культура, образование, физическая культура и др.
Актуальность функций упомянутых и других социальных институтов заслоняет вслед за целью существования и другие важные цели. Физическая культура как близко стыкующееся с физическим существованием отношение преследует комплекс таких взаимообусловленных целей, как здоровье, образование, развитие, рекреация, долголетие индивидов. Функции физической культуры подчинены в конечном счете реализации этих аспектов деятельности личности, общества, государства.
Однако проблема в том и заключается, что не всегда эти цели осознаются даже деятелями физической культуры, спорта, образования, воспитания и других сфер из-за непонимания статуса физической культуры как важного базового звена человеческих отношений и деятельности. Значение физической культуры выясняется только благодаря рассмотрению его в спектре глобальной, конечной цели человека в физическом существовании.
В отличие от других биологических форм физическое существование человека реализуется через существование множества уже названных и неназванных звеньев социальных отношений, средств, званий, вещей, институтов. Разумные цели и функции физиче-
ской культуры реализуются только в диалектическом взаимопроникновении всех сопредельных форм физического, духовного и личностного существования человека. Иными словами, не уклоняясь от своих специфических функций, физическая культура включается в систему реализации глобальных общечеловеческих целей. Вот такими всеобщими для всех звеньев общественных отношений и деятельности целями являются вышеназванные общие цели физической культуры. Реализация этой цели требует педагогической переработки и включенности в сферы образования, воспитания, развития личности.
Цель предмета «Физическая культура» как категория теории и методики обучения и основной элемент его педагогической системы — педагогически детерминированное представление о социально обусловленных конечных, этапных и промежуточных результатах учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине.
Данная категория формирует педагогическую систему учебного предмета; выполняет функцию интеграции целей внеурочных форм организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: способствует достижению цели высшего уровня — школьного звена национальной системы физического воспитания; регулирует содержание и работу по физическому воспитанию детей школьного возраста.
Выделение и обоснование системообразующего фактора — одна из ключевых проблем системных исследований. Под системообразующими факторами здесь понимаются силы, явления, предметы, связи и отношения, которые содействуют возникновению системности составляющих дидактические основания предмета «Физическая культура». Выяснение сущности этих сил — важная проблема определения системы. Проблема системообразующего фактора исследована в трудах П. К. Анохина, который особо подчеркивал обязательность поиска и формирования системообразующего фактора для исследовательских работ всех видов и направлений, связанных с реализацией системного подхода. П. К. Анохиным была выдвинута идея о том, что главным системообразующим фактором в функциональных системах поведенческого акта человека служит результат функционирования системы. «Решающим и единственным фактором, — писал он, — является результат, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют в дальнейшем получение полноценного результата»1.
Применительно к педагогической системе учебного предмета данное положение означает, что элемент, который обеспечил
1 Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. — М., 1978. - С. 59.
внутреннее изменение системы, перевел ее в новое состояние, в последующем будет изменен. Это происходит в силу того, что новое состояние системы (ее результат) изменяет условия, вызвавшие указанные силы (при действии сил). Элемент, который обусловил возникновение другого элемента и установил с первым определенные связи, взаимодействие которых приводит к формированию еще одного или нескольких элементов, может быть рассмотрен как системообразующий.
Таким действием в педагогической системе предмета «Физическая культура» служит возникновение конкретно и корректно сформулированной цели учебного предмета. Цель в принципе и есть результат действия, т.е. то, на достижение чего была ориентирована деятельность, реализуемая через обсуждаемую систему.
В общей теории системы не отрицается возможность рассмотрения цели как инвариантного элемента общественной системы в качестве системообразующего фактора. Вместе с тем П. К. Анохин понимал цель как «модель будущих результатов». Подобная интерпретация понятия цели характерна и для других ученых: «модель потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), «долгосрочный желаемый результат» (Р.Акофф и Ф.Эмери), т.е. цель в конечном счете есть результат, или наоборот. Отсюда цель, будучи результатом, может быть рассмотрена как системообразующий элемент дидак-тической системы предмета «Физическая культура».
Значимость цели как главного элемента педагогических процессов отражена в научно-теоретическом наследии ведущих педагогов XX в. Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с углублением реформ в сфере образования. Реформы предоставили свободу выбора и школе, и учащимся, и учителю. Учащиеся и их родители определяют тип образовательного учреждения, содержание и технологию учебно-воспитательного процесса. Более того, базисный учебный план, будучи генеральным уровнем представления стандарта, предусматривает возможность осуществления обязательных областей базовой части государственного образовательного стандарта путем преподавания различных учебных дисциплин.
Именно поэтому особую значимость приобретает конкретно сформулированная и общепризнанная цель преподавания физической культуры. Цель учебного предмета определяет параметры ожидаемого результата; обусловливает формирование соответствующего содержания образования и совместно с последним порождает такие дидактические процессы, которые своим функционированием гарантируют перевод содержания образования в элементы структуры личности и достижение результатов преподавания физической культуры. Цель предмета объединяет в целое ранее разрозненные и недостаточно взаимосвязанные составляющие научно-методических основ школьной физической культуры.
Цель предмета «Физическая культура» — выполнение функции системообразования, диагностирования конечных, этапных, промежуточных и текущих результатов учебно-воспитательного процесса, управления образованием, воспитанием и развитием учащихся, мотивации деятельности преподавания и учения, их взаимодействие с тенденцией на взаимосодействие учителя и учащихся.
Учителя физической культуры испытывают затруднения в вопросах анализа целевого компонента педагогической системы преподаваемой дисциплины. Во-первых, они не могут конкретно сформулировать цель предмета. В качестве таковой считают «укрепление здоровья учащихся», «повышение уровня физической подготовленности», «воспитание всесторонне развитых людей», «гармоническое развитие школьников», «развитие двигательных качеств», «развитие двигательных способностей», «физическое совершенствование учащихся» и т. п.
Разноаспектность в толковании цели предмета «Физическая культура» свидетельствует, с одной стороны, о широте возможностей данной учебной дисциплины воздействовать на развитие личности учащейся молодежи, что в принципе общепризнано, с другой — о значительных пробелах в формировании целеполагающего компонента педагогической деятельности учителя. Обоснованность этой позиции подтверждается такими затруднениями учителей физической культуры, как формулирование цели школьного звена национальной (общероссийской) системы физического воспитания и неумение дифференцировать ее по формам организации физического воспитания учащихся образовательных школ. Есть основание полагать, что последнее и есть один из основных субъективных факторов, обусловливающих недостаточную эффективность учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе.
Данное предположение подтверждают исследования сформированное™ и характера проявления на практике частнодидакти-ческих умений учителей физической культуры. Во-первых, документы перспективного (годового) и оперативного (на семестр, триместр, четверть) планирования не содержат конкретно сформулированных целей учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Во-вторых, установлена преемственность учебного материала, содержащегося в документах перспективного, оперативного и текущего планирования. Вместе с тем обнаружены значительные, в большинстве случаев не совпадающие с плановыми расхождения между мнимой целью учебной деятельности педагога, на которую он якобы ориентировался в учебном году или его периодах и реальными результатами, достигнутыми в конце соответствующих циклов педагогической деятельности. В-третьих, содержание, средства, методы обучения, формы его организации слабо взаимосвязаны с теми целями предмета, на которые указывали учителя в ходе анкетного опроса и бесед.
Причины, обусловившие эти дидактические затруднения, связаны со скудностью конкретной информации в учебниках и учебных пособиях по обсуждаемой проблеме. Информация представлена с акцентом на формирование и закрепление знаний о значимости физической культуры для реализации идеологических установок государства в подготовке подрастающего поколения к трудовой и оборонной деятельности.
Действительно, важно актуализировать социальный заказ государства в области образования и физического воспитания для будущих специалистов физической культуры. Вместе с тем у будущих педагогов физической культуры необходимо формировать умение описывать общественные цели обучения и воспитания в терминах педагогики. Здесь нужны умения перевода социального заказа общества в педагогическую цель по конкретному учебному предмету.
До настоящего времени все еще нет единых общепринятых подходов к описанию и конкретизации обсуждаемых целей. Конечной целью физического воспитания населения страны в большинстве формулировок целей национальных систем физического воспитания называются формирование гармонически развитых людей, развитие отдельных сторон личности, формирование вида воспитанности или культуры подготовки к трудовой и оборонной я деятельности, развитие комплекса показателей психофизического состояния, подготовка к реализации политических притязаний правящих партий, оздоровление населения, физическое совершенство, удовлетворение потребности общества в развитии физических способностей, профилактика негативного воздействия внешней среды на организм человека и социальная адаптация личности, подготовка к службе Родине и семье, содействие индивиду в развитии его личностных качеств и т.д.
Большинство формулировок целей национальных систем физического воспитания, содержащиеся в публикациях, учебниках и учебных пособиях, отличаются многоцелием и многозвенностью выражения конечных результатов. Все это существенно затрудняет осознание конечного результата функционирования национальной системы физического воспитания теми конкретными субъектами, усилиями которых эти цели должны быть достигнуты. У субъектов управления данным аспектом деятельности государства формируется представление о формальности целевой установки, ее нереальности, убеждение в необязательности ее достижения. Это порождает формализм в работе руководителей в области физической культуры и спорта.
Абстрактность цели национальной системы физического воспитания на высшем уровне управления этим процессом обусловливает серьезные затруднения в определении целей ее звеньев, в частности школьного звена.