Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации

Цель национальной системы, будучи выразителем социально­го заказа государства и общества в данной области и одним из основных источников целеполагания физического воспитания учащихся сферы общего образования, не может быть трансфор­мирована в формы, допускающие их отождествление. Поэтому необходимо описание образовательных и воспитательных целей терминами педагогики. Уже упоминалось, что в разных концепту­альных подходах к модернизации физического воспитания школь­ников предпринимаются попытки переосмыслить целевую ори­ентацию данного звена в плане перевода данной проблемы в рус­ло разумного плюрализма, конкретности и реальности. Цель пред­мета «Физическая культура» была четко обозначена еще во вре­менном государственном образовательном стандарте. Несмотря на это, цель учебного предмета продолжают отождествлять с целью школьного звена национальной системы физического воспитания.

Обе цели взаимосвязанные, производные от целей более высо­кого уровня организации и функционирования национальных сис­тем образования и физического воспитания. Первая, будучи произ­водной от цели педагогического явления более широкого масшта­ба, не может быть описана в выражениях, допускающих ее иденти­фикацию со второй. Требуется более углубленное исследование цели как категории дидактики школьной физической культуры.

Цель изучается с разных позиций: как категория философии, как элемент системного познания явлений и предметов реальной действительности. Общепедагогическая интерпретация цели встре­чается в трудах отечественных ученых-педагогов. В теории и мето­дике физического воспитания цель и целеполагание все еще не привлекли соответствующего их роли внимания ученых. Могут быть рассмотрено определение исходных понятий: цель национальной си­стемы физического воспитания, цель звена национальной системы фи­зического воспитания, цель формы организации физического воспита­ния (предмета «Физическая культура» и внепредметных форм), цель конкретного цикла учебно-воспитательного процесса (11 — 12-летнего), ступени школы, учебного года, его периодов, системы уроков, посвященных теме, урока физической культуры, т.е. научное обо­снование понятийно-терминологического аппарата проблемы. Не­обходимо решить и такие вопросы, как роль, значение, место и функции цели в циклах технологии учебного процесса по данной дисциплине; обоснование требований к формулированию и конк­ретизации педагогической цели, разработка процедуры собствен­но целеполагания с определением его источников, взаимосвязей педагогических целей и задач по вертикали и горизонтали управ­ления учебным процессом по физической культуре.




Научно-теоретическая разработка обозначенных и других воп­росов цели и целеполагания затруднена еще и тем, что цель школь­ного звена национальной системы физического воспитания не един­ственный детерминант цели предмета «Физическая культура» и других форм организации занятий по физической культуре в шко­ле. Значимым источником целеполагания на этом уровне выступает цель общего среднего образования, ставшая предметом разногласий и дискуссий, поиска и обоснования новых ориентиров.

Формирование всесторонне развитой личности с гармониче­ским сочетанием духовного богатства, моральной чистоты и фи­зического совершенства традиционно рассматривались как цель общеобразовательной школы. Реформы социально-экономических и политических устоев государства и демократизация обществен­ной жизни расширили диапазон суждений по проблеме.

В этих условиях крайне важно разобраться в исходных понятиях и терминах, определить их сущность. Они настолько взаимосвяза­ны, что нельзя определить одно без выяснения сущности другого. Первое понятие — «цель национальной системы физического вос­питания». Родовое понятие по отношению к предыдущему — по­нятие «цель воспитания».

Попытки определить цель воспитания были предприняты еще А. С. Макаренко. Он писал: «Я под целью воспитания понимаю,. программу человеческой личности, программу человеческого ха­рактера, причем в понятие характера я вкладываю все содержа­ние личности, т.е. характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — реши­тельно всю картину человеческой личности». Однако все еще не сформулировано общепринятое понимание признаков, отражаю­щих сущность целей воспитания. Одни видят сущность цели воспи­тания в диагностично описанных параметрах личности. Другие — в идеализированных представлениях, отражающих целевую установ­ку, предпочитают конкретизированные и персонифицированные описания педагогических целей. Третьи считают, что одним из инвариантных признаков цели служит образ будущего результата с описанием перечня знаний, умений, навыков и качеств лично­сти, которые должны быть сформированы у воспитуемых в учеб­ных заведениях конкретного типа. Очевидно, что в данном случае речь идет о целях воспитания, реализуемых на различных уровнях национальной системы образования.

Цель такого уровня, как национальная система физического воспитания, не может быть чрезмерно конкретизирована, равно как и лишена информации об идеале личности. Полагаем, что под целью национальной системы физического воспитания следует по­нимать идеализированное представление об императивных1 парамет-

1 Императив (от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон.

pax социального заказа государства (общества) в сфере физического воспитания населения страны.

Формулировка цели — носитель конкретной информации об обоб­щенных признаках структуры личности, которые должны быть сформированы в процессе функционирования системы физичес­кого воспитания во всех звеньях. Параметры личности указаны соответствующими этапу общественного развития, связанными с социальным заказом в сфере образования. Такая цель выражает идейную направленность национальной системы физического вос­питания. Попытки полностью лишить цели таких сфер обществен­ной жизни, как образование, физическая культура, спорт, их иде­ологической ориентации, предпринимаемые в настоящее время, могут быть впоследствии переосмыслены. Государство и общество не могут не использовать образование и физическую культуру для защиты своих национальных интересов. Отсюда формулировки цели отечественной системы физического воспитания, когда конечный ее результат связывают с достижением физического совершен­ства человека как одной из сторон гармонии его личности, кор­ректны.

По мере перемещения вниз по вертикали иерархии целей дан­ная цель конкретизируется в соответствии с особенностями зве­ньев национальной системы и становится для них основным ис­точником целеобразования. Информация для целеобразования на уровне национальной системы исходит из общественной системы государства, из социального заказа.

Цель школьного звена национальной системы физического воспи­тания определяется как педагогически детерминированное (опреде­ляемое) представление о социально обусловленных инвариантных при­знаках результатов, на достижение которых ориентирован процесс физического воспитания учащихся общеобразовательных школ (уч­реждений общего образования).

Формулировка собственно цели данного уровня организации физического воспитания населения страны требует:

- ее связи с целевыми установками национальных систем об­разования и физического воспитания;

- диагностичности;

- деятельностного подхода;

- возможности дифференцирования на цели форм организа­ции физического воспитания школьников;

- конкретности, обусловливающей однозначность восприятия и осознания субъектами ее реализации (учителями, руководите­лями органов образования и физической культуры).

Возможной формулировкой цели школьного звена могло быть обеспечение должного уровня физического совершенства учащихся общеобразовательных школ. При этом важно знать параметры «должного уровня», на достижение которого ориентирован про-

Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации - student2.ru Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации - student2.ru цесс, для диагностики и управления им. Другой реальной для до­стижения и корректной целью может быть формирование физи­ческой культуры личности учащегося. Обе цели, на наш взгляд, реальны для достижения в результате взаимосвязанной работы на уроках физической культуры и во внеурочных формах организа­ции физического воспитания школьников.

Целевая ориентация форм организации физического воспита­ния в школе призвана отразить педагогически адаптированное пред­ставление об ожидаемых результатах реализации данного процесса с учетом специфики форм его организации в учреждениях общего образования: на уроках (предмет «Физическая культура»), физкуль­турно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня, внеклассных формах организации занятий физической культурой и спортом и т.д. (рис. 2). Из множества возможных целевых устано­вок основополагающей выступает цель предмета «Физическая куль­тура». Эта цель выполняет функцию интеграции целей других форм организации физической культуры в школе.

Варианты формулировок были рассмотрены ранее в современ­ных концепциях модернизации теории и методики обучения пред­мету «Физическая культура».

Касаясь формулировок целей форм организации, наиболее приемлемыми могут быть:

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (содействовать рекреации и профилактике гипокинезии уча­щихся в режиме их учебы и отдыха);

внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом (содействовать достижению оптимального уровня двига­тельной подготовленности учащихся);

общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприя­тия (содействовать организации здорового досуга школьников, пропаганде физической культуры и спорта среди детей, подрост­ков, юношей).

Подробное описание целевой ориентации позволяет разрабо­тать систему целей каждой формы по ступеням общеобразователь­ной школы (начальная, основная, полная средняя школа с пос­ледующей дифференцировкой на цели года обучения (класса), периода учебного года (семестр, триместр, четверть), разделов учебных программ, тем конкретных уроков. Общая цель физиче­ского воспитания школьников, будучи дифференцированной по циклам технологии учебно-воспитательного процесса, формиру­ет системность педагогических процессов на всех уровнях их функ­ционирования; объединяет адекватные целям средства, формы, методы реализации целей от микроцикла—урока до большого мак­роцикла (11 — 12 лет). Учебно-воспитательный процесс по предме­ту «Физическая культура» во взаимосвязи с другими формами фи­зического воспитания, разработанный и реализуемый с учетом

Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации - student2.ru

реальных условий, способствует достижению его целей и выполне­нию социального заказа общества в этой области.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое цель? Какое отношение цель имеет к деятельности человека?

2. Дайте определение понятия «цель учебного предмета "Физическая культура"».

3. Какие функции выполняет цель преподавания дисциплины в педа­гогической системе учебного предмета?

4. Назовите источники, из которых выводится цель учебного предме­та «Физическая культура».

5. Каковы действующие в настоящее время формулировки педагоги­ческой цели предмета «Физическая культура»?

6. Перечислите основные требования к формулировке цели предмета «Физическая культура».

Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации - student2.ru Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации - student2.ru Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации - student2.ru Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации - student2.ru ГЛАВА 5

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Наши рекомендации