Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации
Цель национальной системы, будучи выразителем социального заказа государства и общества в данной области и одним из основных источников целеполагания физического воспитания учащихся сферы общего образования, не может быть трансформирована в формы, допускающие их отождествление. Поэтому необходимо описание образовательных и воспитательных целей терминами педагогики. Уже упоминалось, что в разных концептуальных подходах к модернизации физического воспитания школьников предпринимаются попытки переосмыслить целевую ориентацию данного звена в плане перевода данной проблемы в русло разумного плюрализма, конкретности и реальности. Цель предмета «Физическая культура» была четко обозначена еще во временном государственном образовательном стандарте. Несмотря на это, цель учебного предмета продолжают отождествлять с целью школьного звена национальной системы физического воспитания.
Обе цели взаимосвязанные, производные от целей более высокого уровня организации и функционирования национальных систем образования и физического воспитания. Первая, будучи производной от цели педагогического явления более широкого масштаба, не может быть описана в выражениях, допускающих ее идентификацию со второй. Требуется более углубленное исследование цели как категории дидактики школьной физической культуры.
Цель изучается с разных позиций: как категория философии, как элемент системного познания явлений и предметов реальной действительности. Общепедагогическая интерпретация цели встречается в трудах отечественных ученых-педагогов. В теории и методике физического воспитания цель и целеполагание все еще не привлекли соответствующего их роли внимания ученых. Могут быть рассмотрено определение исходных понятий: цель национальной системы физического воспитания, цель звена национальной системы физического воспитания, цель формы организации физического воспитания (предмета «Физическая культура» и внепредметных форм), цель конкретного цикла учебно-воспитательного процесса (11 — 12-летнего), ступени школы, учебного года, его периодов, системы уроков, посвященных теме, урока физической культуры, т.е. научное обоснование понятийно-терминологического аппарата проблемы. Необходимо решить и такие вопросы, как роль, значение, место и функции цели в циклах технологии учебного процесса по данной дисциплине; обоснование требований к формулированию и конкретизации педагогической цели, разработка процедуры собственно целеполагания с определением его источников, взаимосвязей педагогических целей и задач по вертикали и горизонтали управления учебным процессом по физической культуре.
Научно-теоретическая разработка обозначенных и других вопросов цели и целеполагания затруднена еще и тем, что цель школьного звена национальной системы физического воспитания не единственный детерминант цели предмета «Физическая культура» и других форм организации занятий по физической культуре в школе. Значимым источником целеполагания на этом уровне выступает цель общего среднего образования, ставшая предметом разногласий и дискуссий, поиска и обоснования новых ориентиров.
Формирование всесторонне развитой личности с гармоническим сочетанием духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства традиционно рассматривались как цель общеобразовательной школы. Реформы социально-экономических и политических устоев государства и демократизация общественной жизни расширили диапазон суждений по проблеме.
В этих условиях крайне важно разобраться в исходных понятиях и терминах, определить их сущность. Они настолько взаимосвязаны, что нельзя определить одно без выяснения сущности другого. Первое понятие — «цель национальной системы физического воспитания». Родовое понятие по отношению к предыдущему — понятие «цель воспитания».
Попытки определить цель воспитания были предприняты еще А. С. Макаренко. Он писал: «Я под целью воспитания понимаю,. программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т.е. характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личности». Однако все еще не сформулировано общепринятое понимание признаков, отражающих сущность целей воспитания. Одни видят сущность цели воспитания в диагностично описанных параметрах личности. Другие — в идеализированных представлениях, отражающих целевую установку, предпочитают конкретизированные и персонифицированные описания педагогических целей. Третьи считают, что одним из инвариантных признаков цели служит образ будущего результата с описанием перечня знаний, умений, навыков и качеств личности, которые должны быть сформированы у воспитуемых в учебных заведениях конкретного типа. Очевидно, что в данном случае речь идет о целях воспитания, реализуемых на различных уровнях национальной системы образования.
Цель такого уровня, как национальная система физического воспитания, не может быть чрезмерно конкретизирована, равно как и лишена информации об идеале личности. Полагаем, что под целью национальной системы физического воспитания следует понимать идеализированное представление об императивных1 парамет-
1 Императив (от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон.
pax социального заказа государства (общества) в сфере физического воспитания населения страны.
Формулировка цели — носитель конкретной информации об обобщенных признаках структуры личности, которые должны быть сформированы в процессе функционирования системы физического воспитания во всех звеньях. Параметры личности указаны соответствующими этапу общественного развития, связанными с социальным заказом в сфере образования. Такая цель выражает идейную направленность национальной системы физического воспитания. Попытки полностью лишить цели таких сфер общественной жизни, как образование, физическая культура, спорт, их идеологической ориентации, предпринимаемые в настоящее время, могут быть впоследствии переосмыслены. Государство и общество не могут не использовать образование и физическую культуру для защиты своих национальных интересов. Отсюда формулировки цели отечественной системы физического воспитания, когда конечный ее результат связывают с достижением физического совершенства человека как одной из сторон гармонии его личности, корректны.
По мере перемещения вниз по вертикали иерархии целей данная цель конкретизируется в соответствии с особенностями звеньев национальной системы и становится для них основным источником целеобразования. Информация для целеобразования на уровне национальной системы исходит из общественной системы государства, из социального заказа.
Цель школьного звена национальной системы физического воспитания определяется как педагогически детерминированное (определяемое) представление о социально обусловленных инвариантных признаках результатов, на достижение которых ориентирован процесс физического воспитания учащихся общеобразовательных школ (учреждений общего образования).
Формулировка собственно цели данного уровня организации физического воспитания населения страны требует:
- ее связи с целевыми установками национальных систем образования и физического воспитания;
- диагностичности;
- деятельностного подхода;
- возможности дифференцирования на цели форм организации физического воспитания школьников;
- конкретности, обусловливающей однозначность восприятия и осознания субъектами ее реализации (учителями, руководителями органов образования и физической культуры).
Возможной формулировкой цели школьного звена могло быть обеспечение должного уровня физического совершенства учащихся общеобразовательных школ. При этом важно знать параметры «должного уровня», на достижение которого ориентирован про-
цесс, для диагностики и управления им. Другой реальной для достижения и корректной целью может быть формирование физической культуры личности учащегося. Обе цели, на наш взгляд, реальны для достижения в результате взаимосвязанной работы на уроках физической культуры и во внеурочных формах организации физического воспитания школьников.
Целевая ориентация форм организации физического воспитания в школе призвана отразить педагогически адаптированное представление об ожидаемых результатах реализации данного процесса с учетом специфики форм его организации в учреждениях общего образования: на уроках (предмет «Физическая культура»), физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня, внеклассных формах организации занятий физической культурой и спортом и т.д. (рис. 2). Из множества возможных целевых установок основополагающей выступает цель предмета «Физическая культура». Эта цель выполняет функцию интеграции целей других форм организации физической культуры в школе.
Варианты формулировок были рассмотрены ранее в современных концепциях модернизации теории и методики обучения предмету «Физическая культура».
Касаясь формулировок целей форм организации, наиболее приемлемыми могут быть:
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (содействовать рекреации и профилактике гипокинезии учащихся в режиме их учебы и отдыха);
внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом (содействовать достижению оптимального уровня двигательной подготовленности учащихся);
общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (содействовать организации здорового досуга школьников, пропаганде физической культуры и спорта среди детей, подростков, юношей).
Подробное описание целевой ориентации позволяет разработать систему целей каждой формы по ступеням общеобразовательной школы (начальная, основная, полная средняя школа с последующей дифференцировкой на цели года обучения (класса), периода учебного года (семестр, триместр, четверть), разделов учебных программ, тем конкретных уроков. Общая цель физического воспитания школьников, будучи дифференцированной по циклам технологии учебно-воспитательного процесса, формирует системность педагогических процессов на всех уровнях их функционирования; объединяет адекватные целям средства, формы, методы реализации целей от микроцикла—урока до большого макроцикла (11 — 12 лет). Учебно-воспитательный процесс по предмету «Физическая культура» во взаимосвязи с другими формами физического воспитания, разработанный и реализуемый с учетом
реальных условий, способствует достижению его целей и выполнению социального заказа общества в этой области.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое цель? Какое отношение цель имеет к деятельности человека?
2. Дайте определение понятия «цель учебного предмета "Физическая культура"».
3. Какие функции выполняет цель преподавания дисциплины в педагогической системе учебного предмета?
4. Назовите источники, из которых выводится цель учебного предмета «Физическая культура».
5. Каковы действующие в настоящее время формулировки педагогической цели предмета «Физическая культура»?
6. Перечислите основные требования к формулировке цели предмета «Физическая культура».
ГЛАВА 5
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ