Дидактических процессов в предмете

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

1Л. Субъекты дидактического взаимодействия

Главные составляющие дидактических процессов — деятель­ность преподавания и деятельность учения. Всякие суждения о про­цессе обучения, где деятельности преподавания и учения не рас­сматриваются в единстве и взаимосвязи, не могут быть признаны корректными. Носителями упомянутых видов деятельности вы­ступают педагог и учащиеся. Функции педагога в проектирова­нии, организации и реализации дидактических процессов явля­ются главными.

Педагог — это специалист, занимающийся воспитанием, об- . разованием и обучением детей и молодежи, имеющий профессио­нальную подготовку по специальностям «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», «Безопасность жизнедеятельно­сти», «Адаптивная физическая культура».

Педагог знает, что, где, когда и как надо делать, умеет дей­ствовать в соответствии с педагогическими законами, несет в ус­тановленном порядке ответственность за результативность своей профессиональной деятельности.

Учитель физической культуры — это особая профессия. От его профессиональной компетентности зависит многое: состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность, уровень духовно-нравственного воспитания, моральное состоя­ние учащихся. Поэтому к учителю физической культуры предъяв­ляются высокие требования. Он должен:

- иметь высокий уровень профессиональной подготовленности (знание предмета преподавания);

- быть компетентным в смежных областях знаний, особенно в области естествознания (анатомия человека, физиология челове­ка, гигиена общая, школьная и физического воспитания, спортив­ная медицина, лечебная физическая культура, педагогика, пси­хология, физика с основами биомеханики и др.);

- быть физически развитым, всесторонне двигательно подго­товленным, с красивой осанкой;

- опрятно одеваться, соблюдать педагогический такт;

- быть дисциплинированным, честным, справедливым и тре­
бовательным.

Современные школьники предпочитают учителей физической культуры с высоким уровнем спортивно-педагогической подго­товки по двум-трем видам спорта, которые наиболее популярны среди школьников.

Учитель физической культуры, будучи носителем одного из двух видов деятельности — преподавания, выполняет в структуре ди­дактических процессов разноаспектные, многоплановые функ­ции, которые характеризуют особенности его педагогической де­ятельности:

- воспитательные;

- образовательные;

- оздоровительно-развивающие;

- организационно-управленческие;

- проектировочно-прогностические и др.

Воспитательно-образовательные и оздоровительно-развиваю­щие функции реализуются во взаимосвязи с временным парите­том одного или двух из них.

Разучивание двигательных действий сопряжено с проявлением волевых усилий и расширением морфофункциональных возмож­ностей организма школьников. При этом развитие личности уча­щегося по своей направленности может отклониться в ту или иную сторону. К примеру, проявление волевых усилий может содей­ствовать развитию грубости, себялюбия, эгоизма, вспыльчиво­сти, зазнайства и других негативных качеств. В этих условиях акту­ально формирование нравственных знаний, убеждений, поступ­ков и поведения учащихся на уроках физической культуры.

Образовательные функции реализуются при передаче учащим­ся знаний и умений, связанных с выполнением физических уп­ражнений, с их ролью в трудовой деятельности, значением тех или иных качеств в жизни человека, при объяснении роли режи­ма для оздоровления организма и поддержания высокой работо­способности. Учитель физической культуры выполняет большую просветительскую работу с педагогическим коллективом школы, особенно с учителями начальных классов, выступает с лекциями и беседами о том, как проводить занятия по физическому воспи­танию с младшими школьниками. Наконец, он должен вести про­пагандистскую работу с родителями учеников, желающими зани­маться со своими детьми физической культурой.

Учащиеся — это дети, занятые организованной учебной дея­тельностью, являющиеся субъектами этой деятельности и ее но­сителями в структуре дидактических процессов.

В личности учащегося различают такие сферы, как мотива-ционная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, уровень раз­вития которых имеет определенное значение для результативно-

сти его учебной деятельности. Мотивы занятий на уроках физической культуры1 делятся на общие и конкретные; допускает­ся при этом и их сосуществование. К общим мотивам отнесено желание заниматься физической культурой. Конкретные мотивы связаны с желанием заниматься любимым видом спорта, опреде­ленными упражнениями.

Мотивы занятий физической культурой дифференцируются по возрасту (классам) и полу учащихся. У младших школьников это «хочу быть чемпионом» без указания вида спорта и масштаба спортивных соревнований или «хочу участвовать в спортивных соревнованиях». В V—VIII классах занятия физической культурой мотивированы желанием улучшить физическое развитие, в основ­ном осанки, или осваивать красоту форм движений. Мотив стар­ших школьников (IX—XI классы) — желание быть физически раз­витыми, сильными.

Учащиеся начальных классов отдают предпочтение играм: маль­чики — спортивным, девочки — подвижным. В последующем физ­культурные интересы учащихся дифференцируются по видам физ-культурно-спортивной деятельности (гимнастика, легкая атлети­ка, единоборства, ходьба на лыжах, хоккей, футбол, волейбол, баскетбол, гандбол и т.д.). Мотивы посещения уроков физиче­ской культуры тоже разные. Группы учащихся, которым нравятся уроки, посещают их ради укрепления здоровья и физического" развития. Другие, у кого не сформировано позитивное отношение к данной дисциплине, ходят на урок ради того, чтобы избежать неприятностей из-за пропусков занятий.

Физкультурно-спортивные интересы школьников колеблются в широком диапазоне и обусловлены разными факторами. Воспита­ние устойчивого интереса к физической культуре и формирование мотивов активности занятий на уроках физической культуры — одна из важных задач преподавания данной дисциплины.

Другой мотив, характеризующий учащихся, — их различия по состоянию здоровья, уровню физического развития и двигательной подготовленности.

В учебных классах занимаются дети с разницей в возрасте. К примеру, в I классе обучаются дети шести, семи и восьми лет. В последующих классах такая тенденция сохраняется, и это обус­ловливает дифференциацию уровней физического развития и дви­гательной подготовленности. Если средний показатель прыжка в длину у мальчиков I класса равен ПО см, то учащиеся шести лет в среднем прыгают в длину с места на 98 см, семи лет — на 113, а восьми — на 136 см. Аналогичны двигательные возможности в

1 Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. для институтов и факультетов физической культуры. — СПб., 2000.

беге за 10 с (быстрота), подтягивании на перекладине, челноч­ном беге 3 х 10 и других видах контрольных испытаний.

Активизация познавательной деятельности школьников по предмету «Физическая культура» требует, чтобы учитель хорошо знал коллектив учащихся и дифференцировал свое воздействие с учетом особенностей каждого из них.

Таким образом, педагог и учащиеся — это основные субъекты, которые создают процессуальную сущность в функционировании педагогической системы учебного предмета. Учитель должен знать особенности половозрастного развития учащихся, изучить инди­видуальные особенности личности школьников в тех классах, где он преподает, и использовать свои знания в преподавании пред­мета «Физическая культура».

Наши рекомендации