Подготовительная работа
Сбор информации о результатах работы классного коллектива за прошедший период.
С желающими учениками классный руководитель обсуждает ход предстоящего сбора (очень тактично проводит через детей свои идеи).
Выбирается «совет дела», члены которого будут помогать в организации работы групп.
Готовятся рисунки, жетоны и наглядные средства для каждой группы.
Ход сбора
1. Ребята, начался новый учебный год. Вы встретились друг с другом, обменялись впечатлениями о лете. Наш класс снова собрался вместе. Давайте обсудим и решим, как мы будем жить вместе в этом году. Но прежде всего ответим на вопрос: какой у нас коллектив? Существует несколько стадий развития коллектива. На какой же стадии находится наш класс — решать нам самим. Известный педагог А. Н. Лутошкин в книге «Как вести за собой» определяет стадии развития коллектива и характеризует их (на доске вывешивается плакат со схемой стадий в виде *горы», подробно характеризуется каждая из них).
2. Учащиеся разбиваются на группы, в которых обсуждают этот вопрос. Каждая группа отмечает на «горе? стадию развития и обосновывает свое решение.
3. Ребята, наш коллектив — как этот кораблик, плывущий по морю (указывается на плакат). На его пути встречаются различные преграды, черные тучи и ураганный ветер, но он смело стремится к своей цели. Давайте подумаем: а что нам мешало жить лучше в прошлом году, что нам мешает подняться выше по этой «горе»? (Вопросы обсуждаются в группах, решения записываются на «капельках», вырезанных из бумаги, которые прикрепляются к «тучам?. )
4. А что нам помогало? Что поддерживало нас в прошлом году? (Ответы записывают на «лучах солнышка». )
5. Что бы мы могли сделать, чтобы нам жилось лучше, дружнее, интереснее, чтобы добиться того, к чему стремимся? (После обсуждения листочки с записанными на них делами прикрепляют на соответствующие «волны». Листы с совпадающими предложениями наклеиваются друг на друга. )
6. Мы все — одна команда. Давайте «разместимся» по каютам нашего корабля. На одной стороне круглых жетончиков отметьте ваше настроение на сегодняшний день, а на другой — напишите о своих проблемах, которыми вы хотите поделиться с одноклассниками. (Эти жетоны приклеиваются на «иллюминаторы корабля». )
7. А теперь каждый из вас на «флажках» напишет свою микропрограмму; чему бы вы хотели научиться, чего достичь в этом году, чего вы лично хотели бы добиться («флажки» приклеиваются на «паруса»),
8. Наш кораблик с поднятыми парусами плывет по «морю дел» к заветной цели, но мы еще не так сильны, чтобы справиться самим со всеми преградами и трудностями. Кто же нам поможет в этом плавании? (Обсуждают и приклеивают листочки на «маяк». )
9. Наш корабль в море не одинок, на его пути встречаются и другие корабли. Мы живем среди других коллективов. Что же мы можем сделать для них? (Предложения учащиеся записывают на «чайках» и приклеивают около «корабля». )
10. Далее предложенные дела анализируются, наиболее
интересные отбираются для проведения. Дети определяют дела, которые будут организованы в ближайшее время, отмечая их «звездочкой». С учетом желания выбираются ответственные за подготовку и проведение каждого дела.
183^
Важно приобщать детей к целеполаганию и планированию каждого дела, проводимого в классе. Так, в 9-м классе учащиеся провели собрание, где обсудили, спланировали организацию дежурства в классе.
Тема: «О нашем дежурстве в классе»
Цель: повысить ответственность учащихся за порядок в классе, наметить пути совершенствования организации дежурства.
Подготовка.
Работа с ученическим активом :
1) обговорить ход проведения собрания и вопросы, которые нужно обсудить;
2) распределить учащихся в группы;
3) напомнить организаторам (совету дела) правила работы в группах;
4) проанализировать дежурство в классе в форме экспресс-анкеты (цветограмма).
Фамилия Имя | Дежурить в классе необходимо | Я чувствую ответственность за дежурство в классе | Я дежурю хорошо, как этого требуют правила | Я дежурю только тогда, когда меня заставляют |
Каждому предлагается зафиксировать свое отношение к обозначенным в таблице суждениям:
— да (согласен);
— нет (не согласен);
— сомневаюсь.
Ход собрания
I. Вступительное слово ведущего:
Ребята, давайте посвятим собрание проблемам организации дежурства в классе. Школа —это наш второй дом. Ведь мы с вами убираем квартиру, нам нравится, когда вокруг чисто. А чтобы вокруг было чисто, мы должны позаботиться об этом сами.
И прежде всего необходимо позаботиться о чистоте в школе и в классах. Когда в классе чисто и уютно, то учиться и работать становиться приятнее. Давайте подумаем, как наше дежурство сделать более успешным, чтобы все принимали активное участие в работе. Я, конечно, понимаю, что тема эта не очень интересная, но решать эти вопросы необходимо. Давайте начнем с анализа нашей анкеты (анализирует анкету).
П. Анализ дежурства в группах. Заполнение таблицы по пятибалльной системе.
Ф. И. О (список класса) | Я оцениваю себя сам | Меня оценивают товарищи |
В группе каждый выставляет себе оценку и все вместе оценивают каждого. Анализ оценок в группах : у кого самооценка и оценка группы совпали, у кого — нет, почему (работают в группах и затем по представителю от группы выступают).
Ш. Обсуждение проблемных вопросов в группе:
— что нужно оставить в организации дежурства в классе;
— что удалось и получилось в организации дежурства
в классе;
— кого следует отметить (похвалить) и за что;
— как вы думаете, почему некоторые дежурят плохо.
IV. Обсуждение вопросов в группе и затем принятие решения по каждому из них:
— что должно входить в обязанности дежурного;
— как повысить ответственность каждого за выполнение
обязанностей дежурного;
— что нужно изменить в организации дежурства в классе;
— как сделать помещение класса таким, чтобы сразу можно было бы сказать, что это наш класс.
V. Каждая группа готовит и представляет рекламный ролик о дежурстве.
VI. Оформление решения собрания, подведение итогов. Результатом целеполагания и планирования в классном коллективе могут стать программы развития и воспитания
ребенка, составленные с участием родителей и самих учеников.
Так, например, можно познакомить родителей с вопросами целеполагания в воспитании детей, необходимости приобщения ребенка к осмыслению своих жизненных планов. Дети могут заполнить соответствующую анкету, которая поможет родителям вместе с ребенком, желающим этого, составить программу на год:
— чего хочу добиться;
— чему хочу научиться;
— какие качества приобрести;
— от чего необходимо избавиться;
— куда съездить, что посетить;
— о чем узнать и т. п.
Целеполагание и планирование — это важнейшие этапы и функции деятельности классного руководителя. Эффективность воспитательной работы зависит от того, насколько успешно организован совместный поиск, творческая работа учащихся, родителей, учителей в процессе целеполагания и планирования.