Подготовительная работа

Сбор информации о результатах работы классного коллек­тива за прошедший период.

С желающими учениками классный руководитель обсуж­дает ход предстоящего сбора (очень тактично проводит через детей свои идеи).

Выбирается «совет дела», члены которого будут помогать в организации работы групп.

Готовятся рисунки, жетоны и наглядные средства для каж­дой группы.

Ход сбора

1. Ребята, начался новый учебный год. Вы встретились друг с другом, обменялись впечатлениями о лете. Наш класс снова собрался вместе. Давайте обсудим и решим, как мы будем жить вместе в этом году. Но прежде всего ответим на вопрос: какой у нас коллектив? Существует несколько стадий развития кол­лектива. На какой же стадии находится наш класс — решать нам самим. Известный педагог А. Н. Лутошкин в книге «Как вести за собой» определяет стадии развития коллектива и ха­рактеризует их (на доске вывешивается плакат со схемой ста­дий в виде *горы», подробно характеризуется каждая из них).

Подготовительная работа - student2.ru

2. Учащиеся разбиваются на группы, в которых обсужда­ют этот вопрос. Каждая группа отмечает на «горе? стадию раз­вития и обосновывает свое решение.

3. Ребята, наш коллектив — как этот кораблик, плывущий по морю (указывается на плакат). На его пути встречаются раз­личные преграды, черные тучи и ураганный ветер, но он смело стремится к своей цели. Давайте подумаем: а что нам мешало жить лучше в прошлом году, что нам мешает подняться выше по этой «горе»? (Вопросы обсуждаются в группах, решения за­писываются на «капельках», вырезанных из бумаги, которые прикрепляются к «тучам?. )

4. А что нам помогало? Что поддерживало нас в прошлом году? (Ответы записывают на «лучах солнышка». )

5. Что бы мы могли сделать, чтобы нам жилось лучше, дружнее, интереснее, чтобы добиться того, к чему стремимся? (После обсуждения листочки с записанными на них делами прикрепляют на соответствующие «волны». Листы с совпада­ющими предложениями наклеиваются друг на друга. )

6. Мы все — одна команда. Давайте «разместимся» по ка­ютам нашего корабля. На одной стороне круглых жетончиков отметьте ваше настроение на сегодняшний день, а на другой — напишите о своих проблемах, которыми вы хотите поделиться с одноклассниками. (Эти жетоны приклеиваются на «иллюми­наторы корабля». )

7. А теперь каждый из вас на «флажках» напишет свою микропрограмму; чему бы вы хотели научиться, чего достичь в этом году, чего вы лично хотели бы добиться («флажки» при­клеиваются на «паруса»),

8. Наш кораблик с поднятыми парусами плывет по «морю дел» к заветной цели, но мы еще не так сильны, чтобы спра­виться самим со всеми преградами и трудностями. Кто же нам поможет в этом плавании? (Обсуждают и приклеивают листоч­ки на «маяк». )

9. Наш корабль в море не одинок, на его пути встреча­ются и другие корабли. Мы живем среди других коллекти­вов. Что же мы можем сделать для них? (Предложения уча­щиеся записывают на «чайках» и приклеивают около «ко­рабля». )

10. Далее предложенные дела анализируются, наиболее

интересные отбираются для проведения. Дети определяют дела, которые будут организованы в ближайшее время, отмечая их «звездочкой». С учетом желания выбираются ответственные за подготовку и проведение каждого дела.

183^

Важно приобщать детей к целеполаганию и планированию каждого дела, проводимого в классе. Так, в 9-м классе учащие­ся провели собрание, где обсудили, спланировали организацию дежурства в классе.

Тема: «О нашем дежурстве в классе»

Цель: повысить ответственность учащихся за порядок в классе, наметить пути совершенствования организации де­журства.

Подготовка.

Работа с ученическим активом :

1) обговорить ход проведения собрания и вопросы, которые нужно обсудить;

2) распределить учащихся в группы;

3) напомнить организаторам (совету дела) правила работы в группах;

4) проанализировать дежурство в классе в форме экспресс-анкеты (цветограмма).

Фамилия Имя   Дежурить в классе необходимо   Я чувствую ответственность за дежурство в классе   Я дежурю хорошо, как этого требуют правила   Я дежурю только тогда, когда меня заставляют  
                   

Каждому предлагается зафиксировать свое отношение к обозначенным в таблице суждениям:

— да (согласен);

— нет (не согласен);

— сомневаюсь.

Ход собрания

I. Вступительное слово ведущего:

Ребята, давайте посвятим собрание проблемам организации дежурства в классе. Школа —это наш второй дом. Ведь мы с ва­ми убираем квартиру, нам нравится, когда вокруг чисто. А что­бы вокруг было чисто, мы должны позаботиться об этом сами.

И прежде всего необходимо позаботиться о чистоте в школе и в классах. Когда в классе чисто и уютно, то учиться и работать становиться приятнее. Давайте подумаем, как наше дежурство сделать более успешным, чтобы все принимали активное учас­тие в работе. Я, конечно, понимаю, что тема эта не очень инте­ресная, но решать эти вопросы необходимо. Давайте начнем с анализа нашей анкеты (анализирует анкету).

П. Анализ дежурства в группах. Заполнение таблицы по пятибалльной системе.

Ф. И. О (список класса)   Я оцениваю себя сам   Меня оценивают товарищи  
           

В группе каждый выставляет себе оценку и все вместе оце­нивают каждого. Анализ оценок в группах : у кого самооценка и оценка группы совпали, у кого — нет, почему (работают в группах и затем по представителю от группы выступают).

Ш. Обсуждение проблемных вопросов в группе:

— что нужно оставить в организации дежурства в классе;

— что удалось и получилось в организации дежурства

в классе;

— кого следует отметить (похвалить) и за что;

— как вы думаете, почему некоторые дежурят плохо.

IV. Обсуждение вопросов в группе и затем принятие реше­ния по каждому из них:

— что должно входить в обязанности дежурного;

— как повысить ответственность каждого за выполнение

обязанностей дежурного;

— что нужно изменить в организации дежурства в классе;

— как сделать помещение класса таким, чтобы сразу мож­но было бы сказать, что это наш класс.

V. Каждая группа готовит и представляет рекламный ро­лик о дежурстве.

VI. Оформление решения собрания, подведение итогов. Результатом целеполагания и планирования в классном коллективе могут стать программы развития и воспитания

ребенка, составленные с участием родителей и самих уче­ников.

Так, например, можно познакомить родителей с вопроса­ми целеполагания в воспитании детей, необходимости приоб­щения ребенка к осмыслению своих жизненных планов. Дети могут заполнить соответствующую анкету, которая поможет родителям вместе с ребенком, желающим этого, составить про­грамму на год:

— чего хочу добиться;

— чему хочу научиться;

— какие качества приобрести;

— от чего необходимо избавиться;

— куда съездить, что посетить;

— о чем узнать и т. п.

Целеполагание и планирование — это важнейшие этапы и функции деятельности классного руководителя. Эффектив­ность воспитательной работы зависит от того, насколько ус­пешно организован совместный поиск, творческая работа уча­щихся, родителей, учителей в процессе целеполагания и пла­нирования.

Наши рекомендации