Какова сущность взаимодействия педагогов и семьи?
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей. Доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей.
Одна из важнейших задач классных руководителей — спо-собствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.
Дети, родители, учителя — члены одного коллектива. Ихобъединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.
Суть творческого сотруднического взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации ученика, для преодоления трудностей и самореабилитации
в случае неудачи.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Света была в 5-м классе «изгоем». С ней даже за одну парту никто не хотел садиться.Девочка— из многодетной семьи, уматери появился маленький ребенок, и ей было не до Светы. Поэтому и выглядела она запущенно; волосы не помыты, кофточка не постирана. ,. К тому же после операции на горле у нее была не очень четкая речь. Что сделала классный руководитель? Во-первых, посадила девочку с мальчиком, настроенным на приятие любого человека. А потом отправилась к матери. Мать только вздохнула:«Что же мне делать, ведь девчонка совсем никуда: неумная, с двойкина тройку перебивается». Учительницапосоветовала матери все-таки уделить дочери чуть больше внимания, чтобы та выглядела почище и чувствовала
себя поувереннее. На том и расстались. Посоветовалась классный руководитель также с логопедом, и, хотя момент для бесплатной коррекции речи был упущен, попросила врача все-таки помочь. А потом как-то подметила; случается выход в театр — Света обязательно идет; и есть в ней какой-то врожденный артистизм. Во время очередной групповой театрализованной игры классный руководитель направила Свету в группу, где собрались мягкосердечные девочки, попросила их:
«Помогите ей, чтобы не чувствовала себя неловко». Те прислушались, далиСвете роль Запятой. И она вдруг в этойроли блеснула, ее Запятаябыла просто-таки неотразима. Одноклассницы потом говорили: «Меня таксегодня Света удивила. . . Я быникогда не придумала такого, что унее получилось». У детей в 5-м классе пока еще нет чисто личностного неприятиячеловека, они открыты кперемене точки зрения на вчерашнего изгоя. Ты им только покажичто-то такое, чтобы их удивить. И вотэто случилось. Девочка оживилась. Оказалось, она кое-что умеет; скажем, так ловковырезает нужные дляигры фигурки, как это не удаетсяникому. И Света теперь — нарасхват, стала всемнужна, в каждой команде.
Сотрудничество классного руководителя и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы, прежде всего предполагающей всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися и родителями на два самостоятельных направления. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Совместная деятельность детей, родителей ипедагогов может быть успешной, если:
— дети, родители, педагоги положительно настроенына совместную работу, желают действоватьсообща, осознаютее цели и находят в ней личностный смысл;
— осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания ивозмож-
ностей участников работы распределены роли, функции,сферы деятельности;
— создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной
работе;
— отсутствует навязывание, давление на детей и родителей;
действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.