Раздел 7. руководство дипломной работой
Непосредственную организацию и методическое руководство выполнением выпускных квалификационных работ обеспечивает выпускающая кафедра, которая подбирает состав руководителей и консультантов. Кроме того, кафедра, осуществляющая руководство дипломными работами студентов, обязана разрабатывать необходимые методические указания и рекомендации и контролировать ход выполнения работ, деятельность студентов и их научных руководителей.
Кафедра должна осуществлять необходимую заботу о создании необходимых условий и материального обеспечения выполнения дипломного исследования:
- создание специальных библиографических указателей,
- выделение для студентов рабочих мест в научно-исследовательской лаборатории,
- обеспечение их необходимой научной аппаратурой, выделение времени для работы на компьютере,
- определение базовых образовательных учреждений, в которых имеются оптимальные условия для проведения научного поиска по теме.
Контроль осуществляется путем бесед заведующего кафедрой с научными руководителями и студентами, обсуждения на заседаниях кафедры отчетов руководителей и вопросов о ходе выполнения тем студентами.
Основной формой руководства является консультации, которые на первых этапах могут быть групповыми по вопросам организации научного поиска, методике проведения исследований и др. Рекомендуется проводить консультации не реже двух-трех раз в месяц.
При выполнении дипломной работы необходимо добиваться максимальной самостоятельности студентов, при этом основной задачей руководителя является расширения умений и навыков работы в проведении научно-исследовательской деятельности. Поэтому консультации носят характер собеседований, в ходе которых руководитель помогает студентам выбрать наиболее рациональные способы сбора научной информации, целесообразные методы научного исследования, осуществляет контроль за ходом выполнения работы, дает необходимые рекомендации.
На первом этапе работы помогает студенту уточнить цель и задачи научного поиска, определить объект и предмет исследования. В дальнейшем самостоятельность студента возрастает, и рекомендации научного руководителя касаются в основном вопросов литературного оформления работы и расположения в ней материала, обработки проведенных исследований, составления списка использованной литературы, формулировки выводов и практических рекомендаций. Особое внимание руководитель уделяет студентам при прохождении педагогической практики, в учреждении, на базе которого проводится исследовательская деятельность.
Обязанностью руководителя является тщательная проверка законченной дипломной работы, составление мотивированного письменного отзыва о ней и оказания помощи в подготовке доклада на защиту.
В отзыве научного руководителя необходимо отразить следующие положения:
· оценка теоретической подготовленности студента, инициативности, самостоятельности при решении исследовательских задач;
· сформированность навыков исследовательской деятельности,
· умение студента работать с первоисточниками, справочной литературой, изучать и обобщать передовой педагогический опыт в области физической культуры и спорта;
· умение ясно, четко и доходчиво излагать материал;
· соблюдение правил ГОСТа и качества оформления дипломной работы;
· обоснованность и ценность полученных результатов;
· возможность применения материалов исследования в теории и практике физического воспитания;
· заключение о допуске студенческой работы к защите.
ГЛОССАРИЙ
Анализ(от греч. analysis –разложение) – 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; в противоположность синтезу; 2) научное исследование.
Анализ документов –метод исследования, при котором источником информации служит текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях, решениях и т.д.
Валидность –основная характеристика качества измерения в социологии, отражающая степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению.
Вариация –разброс в значениях переменной.
Вторичные данные –информация, которая уже была кем-то получена и обработана.
Выборка –представительная часть генеральной совокупности, воспроизводящая закон распределения признака в этой совокупности; группа людей, подобранная для исследования, репрезентирующая тех, кого специалист намерен изучить.
Генеральная совокупность –множество тех людей, сведения о которых стремиться получить испытатель в своих исследованиях.
Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) – 1) научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее верификации; 2) вероятностное предположение, истинность которого недоказуема при современном состоянии знаний.
Гистограмма –графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкале.
Группа –совокупность людей, объединенных любым признаком: общим пространственным и временным бытием, общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими и другими характеристиками.
Группа контрольная –группа испытуемых в эксперименте, деятельность которых проходит без воздействия экспериментального фактора.
Группировка данных –один из основных методов обработки первичной статистической информации, представляющий собой процесс образования групп единиц совокупности, однородных в каком-либо отношении, а также имеющих одинаковые или близкие значения изучаемого признака.
Данные –информация, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной техники.
Диаграмма –обобщенное название самых разнообразных графических изображений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин.
Дисперсия –средняя из квадратов отклонений значений признака от их средней величины.
Измерение – приписывание числа рассматриваемому признаку или явлению в соответствии с определенными правилами;сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Интерпретация –истолкование, объяснение.
Корреляция –показатель степени статистической взаимосвязи признаков.
Коэффициент корреляции –числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь.
Кумулянта –графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикальной оси откладываются накопленные частоты или частности, а на горизонтальной – значения признака.
Метод –основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.
Методология:1) система принципов научного исследования; 2) совокупность исследовательских процедур, техники и методов.
Объект исследования –социальная система любой степени сложности – от группы, насчитывающей несколько человек, до общества в целом. Но в любом случае это будут люди, занимающие определенное социальное положение, функционирующие в определенных условиях жизнедеятельности: пространственно- временных, бытовых и т. д.
Объем выборки –количество единиц выборочной совокупности.
Проблема исследования –различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления и желательным положением дел, выраженное на научном языке.
Репрезентативная выборка –выборка, которая хорошо представляет свойства генеральной совокупности.
Совокупность выборочная (выборка) –часть объектов совокупности генеральной, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется ее объемом (объем выборки). Определение объема совокупности выборочной представляет собой один из основных этапов ее формирования.
Среднее арифметическое –сумма значений переменной, поделенная на число значений.
Статистические таблицы –способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характеризующих те или иные массовые явления или процессы.
Шкалы оценок –наборы оценок, которые даются конкретным актам поведения. Распределяясь по соответствующему континууму, такие оценки носят либо резко отрицательный характер, либо (отражая воплощенные в подобной шкале критерии) могут быть социально нейтральными (норма), либо максимально положительными.
Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента – изменение только одного фактора при неизменности и контролируемости всех остальных факторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айвазян, С.А. Прикладная статистика и основы эконометрики / С.А. Айвазян, В.С. Мхитарян. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 1022 с.
2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие /Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2005. - 128 с.
3. Боровиков, В. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов / В.Боровиков. - СПб., 2003. – 688 с.
4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы: учеб. пособие /М.Е.Вайндорф-Сысоева. - М.: МГОУ, 2007.- 81 с.
5. Врублевский, Е.П. Выпускная квалификационная работа: подготовка, оформление, защита: учеб. пособие /Е.П.Врублевский, Л.Г. Врублевская, О.Е. Лихачев. - М.: Физкультура и спорт, 2006. -228 с.
6. Глас Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: учеб. пособие / Дж. Глас, Дж. Стенли - М.: Прогресс, 1976. - 495 с.
7. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. / В.Е.Гмурман. - М., 1997. - 479 с.
8. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - М.: Межгос. совет по стандартизации метрологии и сертификации, 2003. - 106 с.
9. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И.Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. - 768 с.
10. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2002. – 261 с.
11. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие /В.И. Загвязинский, Р. Астахов.- М.: Академия, 2003.- 208 с.
12. Кузнецов, И.Н. Технологии социологического исследования: учеб. пособие /И.Н. Кузнецов. – М.: МарТ, 2005. – 143 с.
13. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки показателей здоровья: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - Казань: Школа, 1999. - 186 с.
14. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: ACT, 1998. – 272 с.
15. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития /В.И.Лях. - М.: Терра-спорт, 2000. – 192 с.
16. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований / составитель Локоть Н.В. – Мурманск: МГПИ, 1999. – 90 с.
17. Матвеев, А.П. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. - М.: Дрофа, 2000. - 160 с.
18. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие / А.Д. Наследов - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
19. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д.А. Новиков. - М.: МЗ - Пресс, 2004. – 67 с.
20. Петров, П.К. Физическая культура: курсовые и выпускные квалификационные работы / П.К.Петров. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 112 c.
21. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко,– СПб.: ООО «Речь», 2002. – 350 с.
22. Соловьева, Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов) /Н.Н.Соловьева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 74 c.
23. Тютиков, В.Г. Выпускная квалификационная работа в высшей физкультурной школе: учеб. пособие /В.Г. Тютиков.- Хабаровск: ХГИФК, 1995. - 112 с.
24. Хрущев, С.В. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: методич. пособие / С. В. Хрущев, С. Д. Поляков, И. Т. Корнеева и др. - М.: Айрис дидактика, 2006. - 91 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1