Обсуждение экспериментальных результатов эффективности построения педагогического эксперимента
Нами было проведено экспериментальное исследование группы детей с нарушением слуха на базе Школы Интернат для глухих 1го вида в период с сентября 2012 г. по февраль 2013 г. в течение шести месяцев. Были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная по 10 человек в каждой группе. Возраст детей 6-7 лет.
Количество часов по физической культуре для детей с нарушением слуха составляет 102 часа (включая теоретический, практический и контрольный разделы.) Занятия проводились 3 раза в неделю, продолжительностью по 40 минут. Выделяют подготовительную (12 мин.), основную (25 мин.) и заключительную (3мин.) части занятий по физической культуре.
На занятиях по физической культуре в контрольной группе применялись традиционные общеразвивающие упражнения: на месте, в движении, с использованием различных предметов (мячи, скакалки, гимнастические палки и т.д.), а так же упражнения на все группы мышц.
Экспериментальная методика состоит в том, что вместо занятий физической культурой проводилась ритмическая гимнастика, которая состоит из подготовительной (10 мин.), основной (15 мин.), и заключительной (5 мин.) части занятий.
В подготовительной части занятия применялись простые и общеразвивающие упражнения: Перестроение «уступами»; приставные шаги вправо и влево с хлопками и прыжком на двух; приставные шаги вправо и влево с одновременными движениями руками и ногами; танцевальные шаги вперед и назад с одновременными движениями руками и ногами; скрестные шаги вправо и влево с хлопком и прыжком на двух; скрестные шаги вправо и влево с одновременными движениями руками и ногами; бег и прыжки низкой интенсивности с танцевальными элементами; шаговые упражнения с танцевальными элементами.
В основной части занятия применялись общеразвивающие и специальные комплексы упражнений (приложение №1). Применялись упражнения в партере (Под «партерной» гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений, в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров.): на силу мышцы брюшного пресса; на силу ягодичных и мышц задней поверхности бедра; на силу приводящих и отводящих мышц ног; на силу мышц рук и плечевого пояса; упражнения на растяжку. Упражнения выполнялись ритмично, в спокойном, среднем темпе. Каждое упражнение повторялось 6-8 раз. Количество упражнений в комплексе 6-8.
В конце заключительной части использовались упражнения на восстановления дыхания и чувство правильной осанки.
В начале педагогического эксперимента статистических достоверных различий (p>0,05) в показателях физического развития и физической подготовленности детей с нарушением слуха экспериментальной и контрольной группы выявлено не было.
Таблица 1
Достоверность различий показателей физического развития детей с нарушением слуха
Исследуемые показатели | Начало эксперимента | Конец эксперимента | Прирост | ||||
M±m | Достоверность различий | M±m | Достоверность различий | в един. | в % | ||
Рост (см) | ЭГ | 120,7±1,6 | t=0,77 p≥0,05 | 121,4±1,4 | t=0,8 p≥0,05 | 0,7 | 0,57 |
КГ | 118,9±1,6 | 119,6±1,5 | 0,7 | 0,57 | |||
Масса тела (кг) | ЭГ | 22,8±0,67 | t=0,25 p≥0,05 | 23,6±0,6 | t=0,03 p≥0,05 | 0,8 | 3,5 |
КГ | 23±0,71 | 23,5±0,7 | 0,5 | 2,1 | |||
ЧСС (уд.мин) | ЭГ | 96,9±1,6 | t=0,61 p≥0,05 | 94,9±1,15 | t=0,7 p≥0,05 | 2,0 | 2,1 |
КГ | 95,4±1,4 | 94,1±1,18 | 1,3 | 1,4 |
В конце эксперимента произошли статистически недостоверные улучшения в экспериментальной и контрольной группах во всех показателях физического развития: в показателях роста в экспериментальной и в контрольной группе на 0,7см, темпы прироста составили 0,57 %; масса тела в экспериментальной группе увеличилась на 0,8кг. (3,5%), в контрольной группе на 0,5кг (2,1%); ЧСС уменьшилась на 2 уд/мин. (2,1%) в экспериментальной группе и в контрольной группе на 1,3 уд/мин. (1,4%).
В показателях физической подготовленности произошли статистически значимые различия (≤0,05) (табл.2).
Таблица 2
Достоверность различий показателей физической
подготовленности детей с нарушением слуха
Исследуемые показатели | Начало эксперимента | Конец эксперимента | Прирост | ||||
M±m | Достоверность различий | M±m | Достовер ность различий | в един. | В % | ||
Тест на гибкость (см.) | ЭГ | 3,2±0,40 | t=0,56 p≥0,05 | 4,3±0,0,33 | t=2,24 p<0,05 | 1,1 | 29,3 |
КГ | 2,8±0,35 | 3,3±0,30 | 0,5 | 16,3 | |||
Бег змейкой между предметами (сек.) | ЭГ | 7,5±0,56 | t=0,26 p≥0,05 | 6,6±0,39 | t=0,54 p≥0,05 | 0,9 | 12,8 |
КГ | 8,2±0,63 | 7,6±0,0,54 | 0,6 | 7,6 | |||
Прыжок в длину с места (см.) | ЭГ | 98,5±3,2 | t=0,22 p≥0,05 | 103,5±3,0 | t=0,43 p≥0,05 | 4,95 | |
КГ | 99,3±3,5 | 101,5±3,3 | 2,2 | 2,19 |
Оценивая показатели физической подготовленности детей 6-7 лет школы-интернат 1-го вида за период проведения эксперимента мы получили в ЭГ большие приросты.
Наиболее эффективно методика проведения занятий ритмической гимнастикой с детьми с нарушением слуха повлияла на гибкость, в показателях наблюдаются достоверные различия (рис.1). В начале экспериментального исследования показатели в ЭГ составляли 3,2 см., в конце исследования стали составлять 4,3 см., темпы прироста 1,1см. (29,3%), а в контрольной группе (КГ) темпы прироста составили – 0,5см 16,3%).
Рис.1. Динамика показателей в тесте «на гибкость» в течении эксперимента с детьми с нарушением слуха (см.)
Оценка ловкости определяется в тесте «Бег змейкой между предметами». После эксперимента произошли недостоверные изменения изучаемого показателя (рис.2). Так, результат в экспериментальной группе составлял 7,5сек, после эксперимента улучшился и составил 6,6сек. В контрольной группе изменения показателей составляли – 8,2сек. до эксперимента и 7,6сек. после эксперимента.
Рис.2. Динамика показателей в тесте «Бег змейкой между предметами» в течении педагогического эксперимента с детьми с нарушением слуха,
6-7 лет (сек.)
В тесте «Прыжок в длину с места», в ходе педагогического эксперимента мы получили следующие результаты (рис.3) Результат в экспериментальной группе при первоначальном тестировании составлял – 98,5см, после эксперимента улучшился и составил – 103,5см. В контрольной группе показатели до начала эксперимента составили – 99,3см, после эксперимента – 101,5см. Темпы прироста в ходе эксперимента составили 4,95% в экспериментальной группе и 2,19% в контрольной группе.
Рис.3. Динамика показателей в тесте «Прыжок в длину с места», в течении педагогического эксперимента с детьми с нарушением слуха (см.).
Развитие физической подготовленности детей с нарушением слуха выражено ослабленным состоянием здоровья. Занятия ритмической гимнастикой способствуют повышению мышечного тонуса и укреплению здоровья. Из этого следует, что занятия ритмической гимнастикой благотворно влияют на здоровье детей с нарушением слуха. Полученные результаты доказывают эффективность экспериментальной методики, использования ритмической гимнастики на уроках физической культуры у детей с нарушением слуха.
Заключение
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены особенности психомоторного развития, физического здоровья и двигательной активности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
При выполнении дозированной физической нагрузки организм слабослышащих детей адаптируется хуже, чем у здоровых школьников такого же возраста. Это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления. В качестве оптимального для слабослышащих детей младшего школьного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Необходимо целенаправленное, комплексное и систематическое, психологическое воздействие, направленное на повышение уровня двигательного и познавательного компонентов психомоторики у слабослышащих детей.
Главными задачами физического воспитания детей является укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровожденем, являются основными, базовыми при овладевании двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений.
Ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий ритмической гимнастики на организм подтверждается рядом отечественных и зарубежных исследователей. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.
Выводы
1. Теоретический анализ научно-методической литературы позволил выявить, что нарушение слухового восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста. В системе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха важное значение придается физическому воспитанию, направленному на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития. Решение коррекционных задач связано с преодолением некоторых особенностей, обусловленных снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний перенесенных детьми. Коррекция отклонений в моторном развитии предполагает тренировку функции равновесия, формирование правильной осанки, коррекцию и профилактику плоскостопия, развитие дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания слабослышащих детей является развитие их ориентировки в пространстве. Правильно организованное физическое воспитание развивает активность детей, повышает работоспособность, что позволяет успешно проводить воспитательную и коррекционно-образовательную работу
Одним из средств физического воспитания детей с нарушением слуха является ритмическая гимнастика. В процессе занятий ритмической гимнастикой систематически возрастает дозировка мышечной работы, что в свою очередь обеспечивает всё более расширяющий уровень физической подготовленности. На занятиях ритмической гимнастикой используются различные общеразвивающие и специальные упражнения на различные группы мышц.
2. Для детей с нарушением слуха была разработана методика ритмической гимнастики, которая состоит из комплексов упражнений, которые применялись в подготовительной, основной и заключительной части занятия. Применялись общеразвивающие и специальные комплексы упражнений в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров, применялись упражнения на расслабление, дыхательные упражнения.
При подборе специальных комплексов упражнений ритмической гимнастики необходимо учитывать этиологию и патогенез заболевания, степень поражения и подготовленность детей.
Методика их проведения должны обеспечивать корригирующее воздействие на все мышечные системы организма. Упражнения с длительными с длительными статистическими положениями, необходимо чередовать с упражнениями на расслабление и с дыхательными упражнениями.
3. Применение экспериментальной методики занятий ритмической гимнастики для детей с нарушением слуха обеспечило статистически достоверные улучшения в показателях физической подготовленности:
- улучшились показатели в тесте на гибкость на 29,3% (1,1 см.).