Самостоятельная работа учащихся
Понятие «самостоятельная работа» трактуется педагогами неоднозначно. Для одних это форма и метод организации учения, для других - специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих - только деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия учителя. Многие ученые, педагоги, психологи, методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. Б.П.Есипов подразумевает под самостоятельной работой такую работу, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.
Л.В. Жарова трактует самостоятельную работу как такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.
Таким образом, многие методисты сходятся на следующих признаках самостоятельной работы:
- наличие задания учителя;
- руководство учителя;
- самостоятельность учащихся;
- выполнение задания без непосредственного участия педагога;
- активность и усилия учащихся;
- специальное время для выполнения задания.
Своеобразие самостоятельной работы как активного метода обучения заключается в том, что основу его составляют самостоятельные действия, которые ученик выполняет без помощи учителя. Он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершая множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной задачей.
Для самостоятельной деятельности характерными являются действия самоконтроля - одной из важнейших форм саморегуляции ученика. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если сам ребенок не контролирует свои действия.
С действиями самоконтроля тесно связаны оценочные действия, играющие важную роль в процессах саморегуляции.
Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Поскольку к этим результатам ученик подходит самостоятельно, ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. В результатах работы обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только знания, но и саму деятельность, ее качества. При этом следует особое внимание обратить на самостоятельность ребенка, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.
В настоящее время существуют разные классификации самостоятельных работ, они отражают разные её стороны и не противоречат одна другой. Один и тот же вид работы может быть рассмотрен с точки зрения её дидактического назначения, используемого источника знаний и способов деятельности, уровня самостоятельности учащихся.
Одна из классификаций самостоятельных работ, в основу которой положены способы выполнения действий, уровень самостоятельности ученика:
1)Воспроизводящие работы, требующие от ученика главным образом репродуктивных действий, связанных с воспроизведением готовых знаний. В процессе выполнения проявляется подражательная (копирующая) самостоятельность учащихся.
2)Поисковые (эвристические ) работы, побуждающие школьников к активному осмыслению материала, поиску вариативных решений учебной задачи, анализу проблемной ситуации под руководством учителя, самостоятельному выполнению логических операций. В процессе применения знаний ученик не связан готовыми образцами; он предлагает свои способы выполнения операций, проявляя активно - поисковый уровень самостоятельности.
3)Творческие работы, выполнение которых требует интенсивной самостоятельной деятельности. В результате ученик находит оригинальное решение учебной задачи, которую он не только «присваивает», но и перестраивает, используя элементы исследования. Поэтому «продукты» творческой деятельности - это собственные мысли, оценки, новая интерпретация фактов.
В соответствии с компонентами учебной деятельности можно выделить следующие виды самостоятельных работ:
- самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи;
- самостоятельная работа на этапе решения поставленной задачи;
- самостоятельная работа на этапе решения частнопрактических задач;
- самостоятельная работа на этапе контроля и самоконтроля.
В реальном процессе все эти подходы могут и должны быть представлены в сочетании. Освоение новых учебников и других средств обучения требует разработки такой усложняющейся системы самостоятельных работ, которая способствует глубокому усвоению знаний основ наук, формированию общеучебных и предметных умений, важных и для послешкольного образования учащихся, а так же развитию активности и самостоятельности школьников.