Структурные компоненты педагогической системы
Основным определяющим структурным компонентом педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.
Первый уровень - директор школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, старший вожатый, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
Четвертый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления.
Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.
Основное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу. В нем можно выделить 2 уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представлена ученическими общественными организациями, спортивными секциями, кружками, бригадами и т.д. Управляемая система отражает единство и многообразие видов деятельности (учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической, общественно-полезной), в которой участвуют школьники.
Содержание как структурный компонент определяется целями, стоящими перед школой. Характерные для современного общества процессы гуманизации и гуманитаризации, индивидуализации и дифференциации определяют особенности использования форм и методов обучения и воспитания. Наряду с формами коллективной и групповой работы серьезное внимание уделяется формам индивидуальной работы.
Кроме методов обучения и воспитания детей и подростков, существуют методы управления (как способы воздействия управляющей системы на управляемую). Здесь наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и т.д.
Таким образом, выделение факторов, условий, структурных компонентов подчеркивает сложную внутреннюю организацию педагогического процесса, причем все это должно быть постоянно в поле зрения организаторов педагогической системы.
Указанные компоненты вплетены в деятельность учителя и образуют при этом функциональные компоненты педагогической системы, в основе которых лежат устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога.
Функциональные компоненты; педагогический анализ, целепологание и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование - отражают педагогический процесс в движении, изменении.
В управленческой деятельности директор школы самореализуется как личность, как руководитель, организатор и воспитатель.
Функциональные обязанности должностных лип образовательных учреждений
Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется Уставом общеобразовательной школы или другого заведения. Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, который, как правило, имеет опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовал себя на учительской должности и обладает необходимым организаторскими способностями.
В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены во «Временном положении о государственных общеобразовательных учебных заведениях», на основании которого каждое общеобразовательное учебное заведение разрабатывает свой Устав.
· Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие обязанности: несет ответственность перед государством и обществом за соблюдением требований охраны прав детей. Планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;
· Представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;
· Создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;
· Проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;
· Принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;
· Организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;
· По согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработанной плате творчески работающим учителям;
· Создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, для применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, дня осуществления педагогических экспериментов;
· Несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.
Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью и др. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с деятельностью ученического самоуправления, профориентацией, работой с родителями и т.д. В пределах своей компетенции директор школы от имени учебного заведения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом учебного заведения.
Руководство отдельными направлениями работы в школе возлагается на заместителей директора. Это заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной работы, заместители директора школы по научно-исследовательской работе, заместитель по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместитель или помощник директора школы по хозяйственной части.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры. Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы.
В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования - дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников и другими детскими объединениями; работа с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка. В последние годы в новых типах школ - гимназиях, лицеях и др. по решению совета школы могут вводиться должности заместителей директора школы по новым перспективным направлениям работы. Например, заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами по организации научных исследований в школах, привлекает их к педагогической работе в школе, помогает учителям своей школы включаться в опытно-экспериментальную работу и др. Заместитель директора школы по коммерции (завуч-координатор) устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования и др. В некоторых, как правило, больших или специализированных школах может быть введена должность заместителя директора по социально-педагогической реабилитации, который организует, контролирует и анализирует работу классов выравнивания, педагогической коррекции, адаптации.
Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей в административном аппарате школы. По мере необходимости директор школы проводит инструктивные или оперативные совещания, в определенные дни - совещания при директоре, заседания педагогического совета и др.