Педагогический анализ во внутришкольном управлении
Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. В структуре управленческого цикла он занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педанализа из цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду. Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов. Эта функция - одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла. Она требует максимума интеллектуального напряжения личности, аналитического мышления, умения обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.
Виды и содержание педагогического анализа. В теории и практике внутришкольного управления определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации. В зависимости от его содержания выделяют три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.
Параметрический анализнаправлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявлению причин, нарушающих его. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, анализ посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.
Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Параметрический анализ - это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требует оперативного выполнения. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ.
Тематический анализ направлен на изучение более повторяющихся, устойчивых зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа больше проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Предметом тематического анализа являются система уроков, система внеклассной работы и т.д. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.
Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершению учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, четвертных, полугодовых контрольных работ, официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями.
Основные объекты педагогического анализа. Основными объектами педагогического анализа являются организационные формы обучения, и прежде всего урок, внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общей объединяющей педагогический анализ указанных объектов является методология системного подхода, для которой характерна определенная последовательность действий.
Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В управленческой деятельности руководителей школы выделяются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий, аспектный.
Развернутый педагогический анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого. Он проводится при посещении уроков начинающих учителей, а также тех, кто испытывает затруднения в работе с планом, учителей, чей опыт является предметом специального изучения для его обобщения и распространения.
Краткий анализ урока со стороны директора или завуча требует хорошего знания личности учителя, высокой методической и управленческой культуры для объективного изложения предложений и рекомендаций.
Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например, на использование средств наглядности на уроке и т.д.
Важное место в аналитической деятельности руководителя школы занимает педагогический анализ воспитательных мероприятий. В общем виде логика анализа воспитательного дела определяется последовательностью этапов его проведения, которая может иметь следующий вид: совместная выработка целей, задач воспитательного мероприятия; выбор форм проведения; совместное планирование; участие учащихся в подготовке и особенности педагогического руководства учителей; непосредственное проведение воспитательного дела; совместное подведение итогов и анализ.
Один из возможных вариантов педагогического анализа воспитательного дела может быть таким:
· Анализ цели воспитательного дела;
· Анализ темы воспитательного дела, формы его проведения. Определение места мероприятия в системе воспитательной работы класса, школы;
· Оценка места проведения воспитательного дела. Оформление класса, анализ состояния и качества оборудования, анализ каждого этапа проведения воспитательного дела;
· Анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное развитие личности школьника, на развитие детского коллектива;
· Оценка деятельности учителя, классного руководителя, уровня его педагогического мастерства;
· Недостатки в проведении воспитательного дела, их причины; рекомендации и советы классному руководителю.
Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления: качество преподавания, качество знаний, умений, навыков учащихся; уровень воспитанности школьников, состояние и качество методической работы в школе, эффективность работы с родителями и общественностью; состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура; результативность деятельности совета школы и педагогического совета; работа школы за прошедший десятилетний цикл обучения и воспитания.
Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.
2. Целепологание и планирование как функция управления.
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целепологание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целепологания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития педагогической системы. Планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива.
Педагогическая деятельность целенаправленна. Цели и задачи, решаемые школой, социально значимы, так как являются отражением целей и задач, состоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана. Цель управленческой деятельности – это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возвратными и индивидуально психологическими особенностями учащихся. При определении «дерева» целей управления необходимо общую «генеральную» цель представить в виде ряда конкретных частных целей. Планирование в управлении школой выступает как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на дальнюю перспективу, направлены на решение текущих оперативных дел. Логично на этом основании выделять перспективные, годовые, текущие планы работы школы.
Виды планов работы школы и основные требования к ним.
Подготовка планов работы школы основывается на соблюдении ряда требований:
· целевой направленности;
· перспективности;
· комплексности;
· объективности.
В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой, текущий.
Перспективный план разрабатывается на 5 лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может иметь следующий вид:
1. Задачи школы на планируемый срок.
2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов.
3. Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций.
4. Потребность школы в педагогических кадрах.
5. Повышение квалификации педагогических кадров.
6. Развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы.
7. социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.
Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года и проходит в несколько этапов. Примерное содержание годового плана работы школы:
1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год.
2. Работа школы по выполнению всеобуча.
3. Деятельность педколлектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса. Это наиболее развернутый раздел плана.
4. Совместная работа школы, семьи, общественности по воспитанию учащихся.
5. Работа с педагогическими кадрами.
6. Система внутришкольного контроля.
7. Укрепление учебно-материальной базы.
8. Организационно-педагогические мероприятия (тематика заседаний совета школы, педсовета, совещаний при директоре).
Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана. Все планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.
Тема 4. Основные функции и методы управления школой:
организация и внутришкольный контроль.