Организационное строение педагогического коллектива
При социально-психологическом анализе коллектива выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) организационные структуры. В этом случае под структурой понимают относительно устойчивые взаимосвязи между членами коллектива.
Формальная структура коллектива обусловлена официальным разделением труда, правами и обязанностями его членов. Каждый человек взаимодействует с другими членами трудового общества на основе определенных правил, предписанных ему. Каждый учитель находится в официальных деловых отношениях с коллегами, руководителями школы, которые регламентируются должностными инструкциями и распоряжениями.
Нормальное функционирование коллектива, его формальная организованная структура зависит от ряда условий. Результаты коллективного взаимодействия учителей определяются степенью организации совместной деятельности, координацией функций, наличием различного рода оперативных графиков, системой контрольных мероприятий за ходом и результатом учебно-воспитательного процесса.
Неформальная организационная структура педагогического коллектива складывается на основе действительных, а не только предписанных функций, выполняемых членами коллектива. Такие отношения возникают на основе симпатий и антипатий, уважения, любви, доверия или недоверия, желания или нежелания сотрудничества и совместного поиска. Результатом появления неофициальных отношений в коллективе являются такие признаки, как наличие дружеских компаний, неофициальное общественное мнение, появление неформальных лидеров и др.
На развитие организационной структуры коллектива оказывает влияние ряд факторов. Рассмотрим влияние этих факторов с учетом специфики педагогического коллектива.
В психологических исследованиях (А.И.Донцов, Р.Х.Шакуров) доказано, что необходимым условием сплоченности коллектива выступает целевое единство, когда выполнение конкретных, частных задач подчиняется достижению общей цели деятельности.
В значительной мере организационная структура зависит от социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей членов педагогического коллектива. Хорошей основой для установления тесных деловых, межличностных отношений является высокая степень однородности (гомогенности) коллектива по таким признакам, как возраст, образование, уровень квалификации, профессиональные ценности. Такие коллективы отличаются высоким уровнем сплоченности, организованности. Однако педколлективы достаточно разнородны по своему составу, что является реальной основой для возникновения неформальных групп различной направленности. Это необходимо учитывать руководителям при организации и управлении педагогическим коллективом.
Организационная структура коллектива зависит также и от того, насколько принадлежность к нему удовлетворяет потребности, интересы его членов. К числу таких факторов относятся престиж коллектива, наличие друзей, морально-психологический климат в коллективе, традиции коллектива.
На характер организационной структуры коллектива определенное влияние оказывает его величина. В психологии доказано, что в небольших коллективах связи между его членами более прочные, устойчивые. По мере увеличения коллектива отношения между его членами приобретают все более официальный характер. В коллективе, где более 30 человек, как правило, возникают различные неформальные группы. В этой связи приобретает особое значение проблема педагогических коллективов сельских мало комплектных школ, в которых может быть от 10 до 50 учащихся и от 3 до 10-12 учителей, что существенно отличает характер руководства таким коллективом. В небольших коллективах педагоги хорошо знают друг друга, их отношения отличаются стабильностью, но в них ограничены возможности общения, взаимного обогащения. В больших коллективах складывается сложная структура взаимоотношений, они подвижны, иногда конфликтны, но в таких коллективах больше вероятность появления ярких личностей.
3. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе.
Настроение и общественное мнение, эмоциональный тонус и уровень взаимоотношений в коллективе определяются сложившимся в нем социально-психологическим климатом. Это понятие скорее метафорическое, чем научное. Благоприятный социально-психологический климат означает, что человеку с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он может себя проявить, «расцвести».
Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности, общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции:
· Консолидирующая функция заключается в сплочении членов педколлектива;
· Стимулирующая функция состоит в создании «эмоциональных потенциалов» коллектива, его жизненной энергии;
· Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутри-коллективных отношений;
· Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений членов коллектива.
Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность.