Вопрос 40. Педагогика сотрудничества. Сотрудничество социального педагога с социальными службами защиты семьи и детей
В середине 80-х г.г. прошлого века под влиянием «перестройки», в Советском Союзе возникло новое направление в педагогике, получившее название педагогика сотрудничества. Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Педагогика сотрудничества, по мнению автора идеи, должна была объединить педагогов с различными подходами к воспитанию и обучению, для которых было единым стремление к гуманизации системы образования и создание альтернативы устаревшей официозной педагогике конца советского периода.
Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет. Уже в сентябре 1986 года на встрече педагогов-новаторов в подмосковном поселке Переделкино были сформулированы «Тезисы педагогики сотрудничества», опубликованные затем в «Учительской газете» и ставшие фундаментальной основой для всех последователей идеи. Одной из главных задач педагогики сотрудничества являлась демократизация образования.
Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.
Как целостная технология, ПС пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария. Она «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные пед. технологии, составили основу «Концепции среднего образования РФ». Поэтому ее надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового пед. мышления, источником прогрессивных идей и входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникающей в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
В педагогике сотрудничества выделяют 4 направленности:
1. Гуманно-личностный подход ставит в центр школьного образ-я систему развития всех качеств личности. Степень этого развития - главный результат школьного образования, критерий качества работы учителя, руководителя, ОУ в целом.
ГЛП обращает школу к личности реб-ка, его внутреннему миру, не развитым способностям и возможностям, нравственному потенциалу свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы – разбудить и запустить эти силы и возможности, использовав их для полного свободного развития личности.
Гуманно-личностный подход провозглашает гуманизацию и демократизацию пед. отношения; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов; индивидуальный подход в новой трактовке; формирование положительной Я – концепции у детей.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс открывает новые подходы «чему» и «как» учить:
- содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не цель школы;
- обучение ведется прежде всего обобщенным ЗУН и способам мышления;
- идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
- вариативность и дифференциация обучения;
- используется положительная стимуляция ученья.
3. Концепция воспитания отражает важнейшие тенденции, по которым развивается восп-е в современ. школе:
· превращение школы Знания в школу Воспитания;
· постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
· гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
· развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
· возрождение русских национальных и культурных традиций;
· сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
· постановка трудной цели.
4. Педагогизация окружающей среды школы ведущее, ответственное положение по отношению к другим институтам воспитания, деятельность которых рассматривается и организуется с позиций пед.целесообразности.
В качестве инструментов педагогики сотрудничества можно использовать интересный и увлекательный рассказ, откровенную беседу, справедливую и независимую оценку, поощрение творческих успехов, личный пример, встречу с интересными людьми, совместный поиск решений и тому подобное.
Значение «педагогики сотрудничества» выходит далеко за пределы методики и организации обучения. Это своего рода стратегия учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем «педагогика сотрудничества» - эта целостная методическая система, характерными чертами которой являются:
· создание творческой атмосферы на каждом уроке; постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса; обеспечение уверенности учащихся в собственных силах; исключение методов принуждения;
· демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная атмосфера общения педагога с учащимися, учащихся между собой; создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»;
· создание на каждом занятии комфортных условий учебно-воспитательного процесса: обстановка радости успеха; снятие боязни провала и отрицательной оценки; эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов учащихся к педагогу и друг к другу;
· широкое применение педагогических средств: эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы и т.д;
· объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся; применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения.
Соц п-г работает совместно с различными соц.службами, организациями, учреждениями: службой соц. помощи населению: выявление семей группы риска и оказание им содействия и поддержки, организация семейных консультаций, семейного просвещения и самообразования и т.д.; службой социально-бытовой помощи обеспечивает услуги одиноким и инвалидам; службой семейного досуга организует семейный туризм, семейные экскурсии, работу центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых семей; службой социальной профилактики отклоняющегося поведения - предупреждение преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и др. асоц-х явлений среди н/л.