Методы стимулирования и мотивации деятельности и

Поведения личности

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты,

если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие

желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные

затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво

продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом

связано ее стимулирование. Стимулировать - значит побуждать, давать толчок,

импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления

воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные

методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются

соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.

Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с

учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям,

подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому

соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в

борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной

деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие

творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и

коллективизма.

В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости

учащихся не проводится, и не должно проводиться. Однако полностью исключить

соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было

бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в

учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно

ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших

школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние

задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради,

строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополнительную

литературу.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на

длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения

необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность

показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования

передового опыта.

В последние годы появилось немало противников разного рода соревнований,

которые якобы противоречат основным принципам гуманистической педагогики.

Можно, утверждается, сравнивать

только темпы личного продвижения, т.е. сравнивать ребенка сегодняшнего с самим

собой, но вчерашним. Однако при продуманности организации соревнования оно

ничуть не противоречит идее уважения личности. Более того, его действенность

существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной

деятельности вытекающими из самой логики образовательного процесса

ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными

переживаниями.

В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие

определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие

задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых

затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте

передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные

задания, где первое подготавливает к выполнению другого, более сложного.

Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход

к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее

осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные

поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах,

стремление соответствовать оценке учителя. Большую роль в создании ситуаций

успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или

иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности,

боязни приступить к внешне сложным заданиям.

К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры,

которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они

примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на

создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие

эмоциональные переживания. Как правило, "участниками педагогического процесса"

в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные

персонажи.

Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и

деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль

определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа

действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство

удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в

собственных силах и дальнейшем движении вперед.

Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде.

Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку

не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей

ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если

ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям

несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе

с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке

их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные

поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись

ученики захваленные и ученики, обойденные общественным вниманием. Сила

воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и

находит поддержку в общественном мнении коллектива.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В

значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы

советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность

наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С. Макаренко

писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она

помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство

ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение

сопротивляться соблазнам и преодолевать их" [1].

1. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 399.

Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает

осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного

поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание

корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся,

вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко

называл это состояние "выталкиванием из общих рядов". Это состояние порождает у

школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не

должно причинять ребенку страдания - ни физические, ни моральные. В наказании

нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы

временного и небольшого.

Формами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у

парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе,

перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и

направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма

наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или

классного коллектива. У А. С. Макаренко мы находим случаи демонстративного

отказа от наказания, когда коллектив выражает недоверие воспитаннику.

Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и

определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом

причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик

нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой

или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с

общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет

наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний,

поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный

порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее

действуют взыскания неожиданные, непривычные.

Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации

учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

Наши рекомендации