Закономерности и противоречия воспитания
Тема 15: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ
План:
Соотношение и взаимосвязи процессов.
Закономерности и противоречия воспитания.
Духовность как основа структуры сознания.
4. Роль воспитания в моральном развитии личности
Соотношение и взаимосвязи процессов.
В современном учебно-воспитательном заведении психолог выступает в роли посредника между администрацией и педагогами, воспитателями и воспитанниками, воспитанником и группой и является главным «человековедом». К нему идут на «исповедь», за советом, за поддержкой дети, педагоги, родители. Психолог участвует в процессе воспитания и непосредственно и опосредованно.
Большая часть трудностей имеет «отношенческий» характер. В педагогической практике сфера отношений рассматривается как составляющая воспитательной деятельности. Чтобы психолог мог оказать квалифицированную помощь педагогу в решении педагогических проблем, необходимо обратиться к теоретическим основам психологии воспитания.
Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и др.), но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно, многоаспектно и многозначно.
Приведем несколько определений понятия воспитания, имеющихся в педагогической литературе.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в целом или отдельных ее качеств (80-е гг.).
Воспитание- целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Воспитание- целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.
Воспитание- процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Воспитание- целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.
Представленные определения имеют существенные различия в содержании и отражают наметившуюся тенденцию к гуманизации процесса воспитания, к усилению роли личности воспитанника в этом процессе.
Понятие воспитания неразрывно связано с понятиями «социализация», «обучение», «образование», «развитие». Взаимосвязи между этими понятиями также истолковываются по-разному. Например, И.П. Подласый предлагает следующую условную схему соотношения между ними и определения этих понятий.
Формирование. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех, без исключения, факторов.
Развитие. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
Воспитание. Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей и ориентаций и подготовки к жизни.
Образование. Результат вкладов общества, системы образования, культуры, социума в становление человека.
Обучение. Специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.
Каждому понятию соответствует самостоятельный процесс, который может изучаться как отдельный (процесс обучения, процесс воспитания и т.п.), а также выступать как средство эффективного функционирования следующего за ним в иерархическом ряду процесса (хотя в реальной педагогической практике эти взаимосвязи переплетены).
На вершине иерархического ряда стоит понятие образования, которое определяется как «процесс педагогически организованной социализации». Остальные понятия Российская педагогическая энциклопедия истолковывает следующим образом:
· Социализация -развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
· Воспитание -становление потребностно-ценностной сферы личности.
· Обучение -научение видам деятельности.
· Развитие -раскрытие способностей (в узком смысле).
В такой интерпретации воспитание, обучение и развитие выступают средствами образования человека.
Гуманистические тенденции:
· направленность на развитие личности каждого воспитанника, опора на его индивидуальные особенности, а не на заданный образец (ориентация на индивидуальность);
· ориентация на взаимодействие с личностью воспитанника, а не на прямое воздействие на него (идея диалога);
· активизация внутренних ресурсов самого воспитанника (идея субъектности);
· усиление внимания к созданию необходимых условий для осуществления этих процессов (идея научно обоснованного психологического обеспечения педагогической деятельности).
В перечень основных понятий психологии воспитания необходимо включить компоненты процесса воспитания: цели - противоречия - закономерности - принципы - методы - формы - контроль - оценка результата.
Цель. Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Противоречия. Внутреннее противоречие между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Внешние противоречия между школой и семьей, словом и делом; внешними влияниями и внутренними стремлениями личности; требованиями взрослых и уровнем подготовленности воспитанников
Закономерности и противоречия воспитания.
Закономерности (некоторые).Эффективность воспитания зависит от: сложившихся воспитательных отношений; активности участников в педагогическом взаимодействии; интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между воспитанниками.
Принципы воспитания:
nобщественной направленности воспитания;
nсвязи воспитания с жизнью, трудом;
nопоры на положительное в воспитаннике, человеке;
nгуманизации воспитания;
nличностного подхода в воспитании;