Методические рекомендации по написанию курсового проекта

Когда выбрана тема курсового проекта согласована и утверждена кафедрой, студент приступает к ее разработке. Он определяет свои действия и реальные мероприятия, которые он должен выполнить – подбор тестовых методик, методов исследования и т.д.

Студент выбирает мировоззренческую позицию – определенную идеологию, подход к воспитанию, обучению, развитию. Могут быть самые разные подходы – гуманистический, индивидуальный, комплексный, деятельностный и др.

Курсовой проект ценится высказанными автором умозаключениями, поэтому проблема, отраженная в теме курсового проекта должна быть интересна для самого студента.

приоритеты и нравственные позиции по выбранным аспектам изучения, а также понимание и заинтересованность в решении проблем практики, стремления к самосовершенствованию и самообразованию, познанию глубины своей профессиональной деятельности.

Уточним этапы работы над курсовым проектом, который в дальнейшем может стать основанием для написания дипломной работы.

1. Выбор темы исследования предполагает, что проблемы, с которыми столкнется в своей будущей деятельности педагог-хореограф, представляют собой различные аспекты воспитания, обучения и развития человека. Соответственно, для успешной реализации курсового проекта необходимо выявить наиболее актуальную и значимую проблему, которая станет основанием для определения темы. Предварительно составляется план и перечень вопросов, которые должны быть освещены. Правильно составленный план работы поможет систематизировать материал, обеспечит последовательность его изложения. План студентом составляется самостоятельно и согласовывается с руководителем работы.

Трудности формулировки проблемы возникают из-за недостаточного знания практики студентом, поэтому на этапе определения темы возникает потребность в индивидуальной консультации преподавателя. Научиться видеть проблему, актуальную для будущего специалиста, профессионально значимую задачу на основе проблемы, которая отражается в теме курсовой работы; определять цель и задачи курсовой работы; выстраивать структуру работы в соответствии с последовательностью поставленных задач; применять необходимые методы исследования; находить нужные источники; анализировать литературу по теме курсовой (выявлять основные точки зрения, дифференцировать и систематизировать материал и т.д.); кратко излагать основные мысли авторов привлекаемых философских, научных и прикладных источников; логически выстраивать материал, т.е. соблюдать в изложении причинно-следственные связи; владеть научным стилем изложения (лексикой).

2. Содержание курсовой работы. Утверждение темы предполагает, что студент должен ясно представлять, о чем он будет писать в своей курсовой работе, как он предполагает решать проблему, на какие источники он будет опираться. Здесь требуется проработка литературы по теме, определение авторов и содержания. Требования к содержанию, структуре работы, определение основных научно-содержательных понятий (т.е.: объект, предмет и т.п.), а также оформление работы по утвержденным стандартам. В содержании (плане) работы отражаются следующие компоненты: Введение, I глава (часть), II глава (часть), подзаголовки (не более трех) в каждой главе (части), Заключение (выводы), литература, приложения. Введение. Во введение формулируется: цель работы; сформулированные задачи; предполагаемые пути решения поставленной задачи.

Основная часть делится на главы (части), которые должны быть озаглавлены. В названии каждой главы отражается суть рассматриваемой в ней части проблемы. В основной части непосредственно полностью раскрывается проблема. При этом нужно не только продемонстрировать существо вопроса, но и отразить особенности трактовок различных писателей, избегая переписывания. Основная часть может быть представлена следующим образом:

Глава 1. Название главы, где осуществляется анализ научной литературы, нормативных и других источников по избранной теме. Предметом анализа могут быть новые идеи или проблемы в области психологии и педагогики, специфика возрастной группы, имеющиеся методические подходы к их изучению и решению, оценка противоречивых сведений, содержащихся в различных литературных источниках.

Далее идут подзаголовки рассматриваемых вопросов:

1.1. Название подзаголовка.

1.2. Название подзаголовка.

Глава 2. Название главы, где можно включить изложение методов исследования, подходы, условия и т.д. Обобщается практический опыт в области исследования проблемы, глава завершается кратким анализом полученных результатов и описанием их возможного применения (практическими рекомендациями).

2.1. Название подзаголовка.

2.2. Название подзаголовка.

Заключение (выводы). Формулируются основные выводы, обоснование которых содержится в основной части, обобщаются полученные данные, конкретно изложенные по пунктам результаты теоретических, методических и практических исследований, а также краткие выводы и оценка степени выполнения поставленных в курсовой работе задач.

Во Введенииопределяется актуальность темы, которая отвечает на вопрос «почему я хочу изучать эту тему?». На 2 – 3 страничках излагается значимость проблемы для автора и его профессиональной деятельности, степень ее изучения, причины, которые показывают актуальность выбранной темы (культурно-исторические, социальные, психолого-педагогические), Дается обоснование не только актуальности и значимости выбранной темы, но и определяется цель и задачи, предмет и объект, методология и методы исследования, указывается научная новизна, значимость полученных теоретических и практических разработок.

Цель исследования отвечает на вопрос «для чего я хочу изучать это явление» (объект, предмет), которое заявлено в формулировании темы (какой конкретный результат ожидаю получить в ходе выполнения работы).
Гипотеза отвечает на вопрос «Какой результат я собираюсь получить после проведения эмпирического исследования темы».
Для доказательств гипотезы и достижения цели относятся задачи, которые отвечают на вопрос «что надо сделать для достижения цели и получение результатов?»
Теоретическая значимость работы условно отвечает на вопрос «какое теоретическое значение имеют полученные результаты?»

Практическое значение работы отвечает на вопрос «какое значение для практики имеют полученные результаты, и где они могут быть применены?», формируется после завершения работы.
Новизна работы - это личный вклад автора, отвечает на вопрос «что нового определено автором в ходе исследования?» Также формулируется после завершения работы.
Выводы должны четко отображать содержание работы. Каждая задача должна быть решена и отображаться в выводах. Выводов может быть на 2 – 3 больше, чем задач, если это необходимо и совпадает с полученными результатами.

Заключение содержит последующие выводы, итоги курсовой работы, где поощряется самостоятельность суждений и оценок.

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом. При составлении списка литературы следует ориентироваться на основной список литературы, предложенный преподавателем, и литературы, найденной студентом самостоятельно. На основе глубокого изучения литературных и нормативных источников, подобранных студентом при помощи предметных и алфавитных указателей библиотек и Интернет-ресурсов, могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые издательствами, интернет-сайты официальных организаций. Выписки из текстов делаются в виде цитат. После каждой цитаты приводится ссылка на автора и источник.

Приложения. Приводится вспомогательный материал: промежуточные математические расчеты, таблицы вспомогательных данных, анкеты, инструкции, иллюстрации вспомогательного характера и др. Приложения необходимо располагать в порядке ссылок в тексте глав.

3. Оформляется текст на листах формата А 4. Текст подразделяется на главы, параграфы и следует озаглавливать их. Объем не менее 30 страниц формата А 4 (не считая титульного листа и списка литературы). Желательна распечатка компьютерного набора на одной стороне каждого листа (шрифт - Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный, форматирование по ширине), сноски на авторов (номер источника, страницы, с которых цитата), нумерация сплошная кроме титульного листа (т.е. содержание – это страница № 2), написание курсовой работы - 60 строк на лист (через 1,5 интервала). Параметры страницы: ориентация – книжная; поля – левое – 3см., правое –1см., верхнее – 2,5 и нижнее – 2 см. Межстрочный интервал – полуторный. Абзацные отступы (красные строки) – 1,5 см. Расстановка переносов – автоматическая. Следует придерживаться необходимого объема, правильно оформлять сноски и список литературы (не менее 15 наименований, в том числе статьи и Интернет-источники). При оформлении текста курсовой работы следует обратить внимание на титульный лист, на котором указывается:

· полное название университета, ведомства, кафедры, факультета;

· тема работы;

· фамилия автора и научного руководителя;

· место и год написания.

5. Оценка курсовой работы включает своевременную проработку всех блоков проекта, выступление студента на защите, характер и уровень его ответов на вопросы на защите, соблюдение графика работы над курсовой. Критерии оценки следующие: - «отлично»: тема полностью раскрыта, использовано оптимальное количество источников и литературы, автор продемонстрировал высокий уровень источниковедческого и историографического анализа, владения исследовательскими методиками. Курсовая работа правильно оформлена. Защита прошла успешно, автор содержательно выступил и ответил на поставленные вопросы. График представления работы соблюден; - «хорошо»: тема в целом раскрыта, однако работа имеет недостатки в области источниковедческого и историографического анализа в проведенном исследовании. Защита прошла неубедительно, автор не сумел ответить на ряд вопросов. Есть ошибки в оформлении работы. Нарушен график представления работы; - «удовлетворительно»: работа несамостоятельная, носит реферативный характер, то есть, переписана из нескольких книг с минимальной авторской работой с источниками или вообще без них. Число источников, статей и книг, которые указал автор, недостаточно для качественного раскрытия темы. Работа является «подражательной». Неубедительная защита. Отсутствие ответов на большинство вопросов. Ошибки в оформлении работы. Допущены нарушения графика представления курсовой работы. - - «неудовлетворительно» не ставится, т.к. слабые работы не выпускаются к защите научным руководителем, который дает развернутую характеристику ошибок и рекомендует возможные пути доработки курсовой работы.

6. Правила написания курсового проекта.

Курсовая работа – это самостоятельный научный труд студента.

· Курсовая работа готовится единолично.

· Курсовая работа должна обладать внутренним единством смысла.

· Выводы курсовой работы должны быть производными от содержания основной части.

· Текст и заключение курсовой работы должны содержать собственные суждения автора курсовой работы по избранной им тематике.

7. Защита курсовой работы. Работа сдается за 2 недели до защиты на рецензию, где отмечаются положительные и отрицательные стороны, дается предварительная оценка. В результате руководитель принимает решение о защите и назначает ее срок. При защите студент обязан ответить на вопросы руководителя, на основании чего работа оценивается – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». При наличии замечаний руководитель передает студенту работу для доработки и устанавливает срок окончательного ее предоставления. Студент должен знать, что руководитель работы не является ни соавтором, ни редактором курсовой работы. Вся ответственность за теоретически и методологически правильную разработку темы, качество содержания и оформления курсовой работы полностью лежит на студенте.

8. Пример написания курсовой работы на тему «...»Введение – краткое обоснование теоретической и практической актуальности проблемы, формулировка цели и задач: Цель курсовой работы – то, чего мы ходим уточнить, понять, определить, разработать и т.д. Задачи, стоящие перед исследованием, курсовым проектом, могут заключаться в конкретизации хода работы над раскрытием теоретической и практической части курсового проекта (3 стр.).

Глава I. Теоретические аспекты, предпосылки понимания проблемы в истории и на современном этапе. Необходимо дать развернутую характеристику теории вопроса: основного понятия (воспитания, обучения, развития и др.). Показать в 1-ой части работы, что в литературе говорится по интересующей проблеме-теме, указать основных авторов, исследующих проблему и их взгляд на ее решение.

Глава II. Методы исследования, методика воспитания, обучения и др. практические аспекты темы.

Раскрываются подходы к изучению практики, содержание методов исследования, сущность методик, на которые опирались в данном курсовом проекте. Кроме этого, – какие особенности воспитания и обучения были проанализированы (возможно на основе собственного опыта).

Заключение – краткое обобщение теоретического и практического материала и основные достижения автора в данной работе по каждому пункту плана и рекомендации(2 стр.)

Литература – перечень источников (15 - 20 ).

Приложение – табличный материал, графики, разработанные анкеты и другой диагностический материал, фотоматериалы, документы подтверждающие ваше отношение к заявленной теме.

4. Тематика курсовых проектов и рекомендуемая литература

1. Учет возрастных особенностей ребенка (указать возраст) в процессе занятий декоративно-прикладным искусством.

2. Воспитание культуры поведения у детей на занятиях декоративно-прикладным искусством.

3. Учет национальных традиций воспитания детей в процессе занятий декоративно-прикладным искусством.

4. Формирование ценностного отношения у детей к народной (музыке) на занятиях творческого коллектива.

5. Воспитание личности ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.

6. Формирование интереса к декоративно-прикладном искусству у детей на начальном этапе обучения.

7. Принципы обучение детей основам декоративно-прикладного искусства .

8. Педагогические подходы к развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой деятельности.

9. Педагогические технологии развития координации движений у детей в процессе творческой деятельности.

10. Формирование культуры взаимодействия участников в профессиональном коллективе.

11. Системный подход к организации обучения в творческом коллективе.

12. Педагогические условия реализации здоровьесохраняющих технологий в творческом коллективе.

13. Психолого-педагогические особенности работы с гиперактивными детьми в процессе занятий декоративно-прикладным искусством.

14. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего специалиста в области декоративно-прикладного искусства в процессе обучения в вузе.

15. Педагогические средства развития ритмичности у детей (возраст) на занятиях декоративно-прикладным искусством.

16. Формирование умений (каких) у детей (возраст) на занятиях декоративно-прикладным искусством.

17. Развитие эмоциональной выразительности у детей (возраст) на уроках по декоративно-прикладному искусству.

18. Особенности воспитательной работы специалиста в области декоративно-прикладного искусства.

19. Дидактические принципов обучения и их использование в процессе творческой деятельности.

20. Педагогические условия формирование творческого коллектива.

21. Влияние творческого коллектива на воспитание личности (возраст).

22. Использование методов исследования в творческой деятельности (декоративно-прикладным искусством).

23. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе занятий (декоративно-прикладным искусством).

24. Методы воспитания детей (возраст) в процессе занятий (декоративно-прикладным искусством).

25. Учет возрастных особенности детей в практической деятельности (по декоративно-прикладному искусству).

26. Реализация принципа доступности в практической деятельности (декоративно-прикладным искусством) с детьми младшего школьного возраста.

27. Организация общения в творческом коллективе на основе гуманистического подхода.

28. Нравственное воспитание детей (возраст) средствами (декоративно-прикладным искусством).

29. Реализация индивидуального подхода в практической деятельности (декоративно-прикладным искусством).

30. Сущность и содержание воспитательной деятельности (в декоративно-прикладном искусстве) в творческом коллективе.

31. Педагогические требования к реализации метода наказания в деятельности (НХТ).

32. Педагогические требования к реализации метода поощрения в деятельности (по декоративно-прикладному искусству).

33. Формирование у детей (возраст) культуры поведения в процессе занятий декоративно-прикладным искусством.

34. Развитие познавательной активности детей (возраст) средствами (декоративно-прикладного искусства).

35. Принципы(методы, средства) обучения детей (возраст) основам декоративно-прикладным искусством

36. Особенности самообразования специалиста по декоративно-прикладному искусству.

Рекомендуемая литература

1. Реан А.А. Педагогика и психология: учеб пос., / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2009. – 304с.

2. История педагогики и образования [электронный ресурс]: учеб. пос. для студентов высш. учеб заведений. Отв. ред А.И. Пискунов.– М.: Юрайт, 2015. – 452с.

3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. пос.: В 2-х кН. – М.: ВЛАДОС, 2001. Кн.2. Процесс воспитания. – 256с.

4. Педагогика /под ред. Пидкасистого И.П.. Учеб пособ. М.: Юрайт, 2008. – 432с.

5. Спинжар Н.Ф. Педагогика в профессиональной подготовке хореографа. М.: МГУКИ, 2010. – 175с.

6. Технология педагогической коррекции: практикум по курсу «Педагогика» /сост. Н.Ф. Спинжар. М.: МГУКИ, 2006. – 23с.

7. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания: учебное пособие [Текст] / Л. И. Маленкова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

8. Педагогическая психология: хрестоматия [Текст]. – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.

9. Шнейдер Л.Б. Девиатное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=2KOhcR5wHL8#

2. www.narkotiki.ru

3. www.vvb. spb.ru

Приложения

Оформление титульного листа курсового проекта:

Наши рекомендации