Тема № 9. Воспитание как педагогическое явление

Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание». Сущность воспитания и его особенности. Воспитывающая среда. Формирование личности в воспитательном процессе. Цель воспитания. Критерии оценки воспитательного процесса. Субъекты воспитания.

Тема № 10. Закономерности и принципы воспитания.

Характеристика закономерностей воспитания. Принципы воспитания: ориентация на ценности, принцип субъектности, принцип целостности.

Тема № 11. Содержание воспитательного процесса.

Проблема содержания воспитательного процесса. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. Основные ценности в воспитании: человек, жизнь, общество, труд, природа. Виды воспитания. Социальное пространство воспитательного процесса. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса. Динамика социального пространства воспитательного процесса. Детское и юношеское движение. Межнациональное общение в социальном пространстве.

Тема № 12. Методы воспитания, средства и формы воспитательного процесса.

Понятие метода воспитания. Система методов воспитания. Система методов педагогического воздействия. Педагогическая технология воспитания. Технологическая карта воспитания.

Средства воспитательного процесса, их функции. Формы воспитательного процесса. Классное руководство как организационная форма работы с детьми. Программа воспитательной работы с детским коллективом и отдельными учащимися.

Перечень тем лекционных занятий

Для очной формы обучения

1.Педагогика как наука.

2.Педагогические системы.

3.Образование как общественное явление и педагогический процесс.

4.Процесс обучения как целостная система.

5.Функции обучения.

6.Принципы обучения.

7.Содержание общего и профессионального образования.

8.Методы и приемы обучения. Технологии обучения.

9.Формы организации учебного процесса.

10.Урок как форма организации обучения.

11.Воспитание как педагогическое явление.

12.Принципы воспитания.

13.Содержание воспитательного процесса.

14.Методы воспитания.

15.Средства и формы воспитательного процесса.

Перечень тем лекционных занятий

Для заочной формы обучения

1.Педагогика как наука.

2.Процесс обучения как целостная система.

3.Содержание общего и профессионального образования.

4.Методы и формы организации учебного процесса.

5.Воспитание как педагогическое явление.

Перечень тем практических занятий

Для очной формы обучения

1.Педагогика как наука.

2.Педагогические системы.

3.Образование как общественное явление и педагогический процесс.

4.Процесс обучения как целостная система.

5.Функции обучения.

6.Принципы обучения.

7.Содержание общего и профессионального образования.

8.Методы и приемы обучения.

9.Технологии обучения.

10.Формы организации учебного процесса.

11.Урок как форма организации обучения.

12.Воспитание как педагогическое явление.

13.Принципы воспитания.

14.Содержание воспитательного процесса.

15.Методы воспитания.

16.Средства и формы воспитательного процесса.

17.Программа воспитательной работы.

18.Организация внеурочной деятельности.

Перечень тем практических занятий

Для заочной формы обучения

1.Категориальный аппарат педагогики.

2.Методы обучения.

3.Формы организации учебного процесса.

4.Закономерности и принципы воспитания.

5.Средства и формы воспитательного процесса.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы признаки педагогики как науки?

2. Что является объектом и предметом педагогики?

3. Каковы функции педагогики как науки?

4. Каковы отрасли и разделы педагогики?

5. Что общего и чем отличаются понятия «личность», «индивидуальность»?

6. Как соотносятся понятия «социализация», «развитие», «воспитание», «обучение», «формирование»?

7. Как связана педагогическая теория с практикой?

8. Что такое методическое обеспечение педагогической деятельности?

9. Что такое педагогическая технология?

10. Как инноватика сочетается с массовой школой?

11. Как педагогика связана с другими науками?

12. Что такое педагогическая система, какие признаки ее отличают?

13. Какие бывают педагогические системы?

14. Каковы признаки педагогического процесса как динамической системы?

15. Каковы компоненты педагогического процесса?

16. Что такое воспитательная система?

17. В чем сущность дидактической системы?

18. В чем выражается целостность педагогического процесса?

19. Что понимается под управлением педагогическими системами? Какие принципы лежат в основе управления современными педагогическими системами?

20. Что такое педагогические цели?

21. Какие факторы влияют на определение целей педагогической деятельности?

22. Что такое идеальные цели воспитания человека?

23. Какова структура реальных целей педагогической деятельности?

24. Какими документами регламентируется содержание образования в РФ?

25. Что такое стандарт образования? Каковы его основные функции?

26. Из каких частей состоит учебный план?

27. Каковы основные составляющие методологической культуры педагога-практика?

28. Перечислите категории дидактики.

29. Каковы основные задачи дидактики?

30. В чем сущность основных дидактических концепций?

31. В чем выражается связь преподавания и учения?

32. Сколько циклов в учебном процессе?

33. В чем выражается взаимосвязь функций обучения?

34. Как соотносятся принципы обучения и правила обучения?

35. Как соотносятся методы обучения и прием обучения?

36. По каким основаниям выделяют виды методов обучения?

37. Какова роль средств обучения в современном образовательном процессе?

38. Какова структура современного учебника?

39. Что принято понимать под содержанием образования?

40. Какие компоненты выделяют в содержании образованию?

41. Какие документы, отражают содержание образования?

42. Что понимают под формой организации учебного процесса?

43. Каковы основные характеристики классно-урочная система обучения?

44. Какие этапы выделяют в уроке?

45. Какие существуют типы уроков?

46. Каковы основные правила организации самостоятельной работы?

47. Что понимают под педагогической технологий?

48. По каким основаниям классифицируют педагогические технологии?

49. Какие виды инновации выделяют в современном образовательном процессе?

50. Какова структура воспитывающей среды?

51. Кто является субъектами воспитательного процесса?

52. Каковы основные принципы воспитания? Как они используются в практической деятельности?

53. В чем заключается проблема содержания воспитательного процесса?

54. Какова роль группы в решении воспитательных задач?

55. Каковы основные элементы технологической карты воспитания?

56. Каковы основные пункты плана воспитательной работы?

4. перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Самостоятельная работа, предусмотренная учебным планом по дисциплине «Теория обучения и воспитания» составляет 114 часов на дневном отделении и 160 часов на заочном отделении.

Виды самостоятельной работы:

· анализ литературных источников по изучаемым проблемам (конспектирование, аннотирование, разработка ориентировочных схем, работа с таблицами);

· поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации;

· работа с тестами и вопросами для самопроверки;

· анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа и др.

· подготовка эссе по проблемным вопросам;

· моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций (решение задач, психологическая интерпретация поведения и деятельности человека в процессе взаимодействия с другими людьми, рефлексивный самоанализ собственного поведения и деятельности).

Наши рекомендации