Специфика и виды труда детей, формы его организации

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: "Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!", "Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!" Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.

Задание: Планирование организации трудовой деятельности в разных возрастных группах. Обоснование выбора различных видов и форм организации труда в соответствии с возрастом детей. Определите приемы руководства трудовой деятельностью детей. Какие педагогические условия должны быть созданы для успешной организации данной формы труда дошкольников? Сформулируйте показатели успешного взаимодействия детей в трудовой деятельности.

12. Развитие творческих способностей в разных видах художественной деятельности. Развитие ребенка в музыкально-художественной деятельности.

Задание:Задачи, содержание и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Выберите одну из задач художественно-эстетического воспитания, покажите, каким образом она может быть решена в одной из возрастных групп. Определите, какие педагогические условия должны быть созданы в ДОУ для решения данной задачи. Предложите вариант организации художественной деятельности по решению данной задачи. Каким образом можно обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие детей в данной деятельности?

13. Система дошкольного образования. Современные подходы к построению системы дошкольного образования в России и за рубежом.

Задание:Обоснуйте необходимость включения в перечень дошкольных образовательных учреждений детского сада для детей раннего возраста. Сформулируйте основные правила воспитания детей раннего возраста. Чем следует руководствоваться при определении правил? Обоснуйте педагогические условия, необходимые для воспитания детей раннего возраста в ДОУ. Каким образом можно обеспечить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ?

14. Преемственность в работе детского сада и различных социальных институтов. Преемственность между детским садом и школой. Непрерывность образования.

Задание: Составьте перспективный план сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с начальной школой. Сформулируйте педагогические условия, обеспечивающие эффективность его реализации. Предложите программу проведения практикума с воспитателями детского сада по проблеме готовности ребенка к школьному обучению.

Наши рекомендации