Структура специальных знаний и физических качеств
Психологические основы обучения и спортивного совершенствования
Процесс подготовки спортсмена условно можно разделить на обучение и тренировку, хотя это единый и неразрывный педагогический процесс.
Действительно, обучая, мы тренируем, а, тренируя, — обучаем. Но следует помнить, что обучение и тренировка не тождественны по своим задачам, средствам и методам.
Обучение в спорте — это начальный этап овладения определенной системой знаний, период формирования практических умений и навыков. Основное содержание обучения - освоение технических элементов конкретного вида спортивной деятельности, простейших индивидуальных и групповых тактических действий.
Тренировка — это этап подготовки, направленный на закрепление и совершенствование полученных знаний, умений и навыков. Основное содержание тренировки - совершенствование технических приемов, индивидуальных и командных тактических действий, развитие физических качеств, психических процессов и функций, воспитание моральных и волевых качеств.
Процесс подготовки спортсмена всегда имеет воспитывающий характер: он должен быть построен так, чтобы одновременно развивать у занимающихся целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, волю, чувства дружбы, товарищества, коллективизма, способствовать формированию нужной мотивации, интересов, идеалов, убеждений — словом, создавать их мировоззрение. Кроме того, в процессе подготовки спортсмена происходит спортивное совершенствование.
Спортивное совершенствование — это педагогический процесс, обеспечивающий высокий уровень спортивного мастерства за счет максимального развития психических качеств, физических способностей и формирования положительных свойств личности спортсмена.
В процессе спортивного совершенствования необходимо соблюдать следующие психологические требования *:
1) повышать активность всех познавательных и других психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление и т.п.);
2) активизировать необходимые свойства внимания (интенсивность, устойчивость и др.);
3) развивать способность стимулировать волевые усилия;
4) формировать устойчивые мотивы и глубокий интерес к спорту;
5) воспитывать высокие моральные, интеллектуальные и эстетические чувства;
6) разрабатывать индивидуальный стиль спортивной деятельности, максимально соответствующий индивидуальным особенностям спортсмена и способствующий его эффективной деятельности;
7) планомерно использовать средства контроля и учета текущих результатов.
* См.: Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. - М., 1987.
Данные психологические требования к спортивному совершенствованию являются обязательными, что определяется особенностями спортивной деятельности человека.
Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов
В структуру психологического обеспечения физической подготовки входят:
1) специальные знания;
2) физические качества;
3) методы воспитания физических качеств.
Формирование понятий и представлений о физических качествах, выработка специализированных восприятий и целенаправленное воспитание физических качеств, представленные в табл. 2, составляют психологическую сущность физической подготовки спортсмена.
Таблица 2
Структура специальных знаний и физических качеств
Специальные знания | Физические качества |
Понятия о физических качествах: формируются в процессе изучения специальной литературы и усвоения сложившейся спортивной терминологии Представления о физических качествах— это воспроизведенный образ физического качества во всем многообразии его структурных элементов. В состав представлений входят: величина и степень дифференциации отдельных элементов структуры, осознаваемые функции организма (частота и глубина дыхания и др.) | Специализированное восприятие физических качеств — сложный процесс отражения в сознании спортсмена сущности каждого физического качества в целостном его проявлении. Данное отражение формирует точные специализированные восприятия спортсмена, которые определяют как «чувство силы толчка», «чувство темпа движений» и др. Целенаправленное восприятие физических качеств |
Формирование понятий и представлений о физических качествах — это процесс осознания физических качеств, который является неотъемлемой частью воспитания физических качеств. В основе осознания находится акт превращения структурных элементов каждого физического качества в факт сознания.
В психологии спорта существует несколько требований к осуществлению процесса осознания.
1. Объекты познания должны быть четко выделены в каждом качестве. Например:
элементы быстроты- резкие и плавные движения, темп и ритм движений;
элементы ловкости— движения, совершаемые с определенной точностью пространственных, временных и силовых параметров;
элементы силы— различные динамические и статические усилия.
2. Характер важнейших элементов физических качеств должен быть ясен.
В соответствии с характером проявлений физических качеств упражнения делятся на четыре основных группы: 1) скоростно-силовые; 2) на выносливость; 3) требующие проявления ловкости; 4) с комплексным проявлением физических качеств.
3. Сосредоточение внимания на отдельных элементах физического качества.
Характер проявления элементов физических качеств (величина напряжения отдельных мышечных групп, продолжительность усилия, быстрота смены напряжений и расслабления и т.п.) отчетливо осознается при сосредоточенном внимании, что обеспечивает большую четкость восприятия и осмысления.
4. Поиск дополнительных ориентиров при овладении структурой конкретного физического качества.
Данное требование повышает точность воспроизведения заданных проявлений конкретного физического качества.
5. Использование самоприказов для максимального проявления физических качеств.
Использование самоприказов создает мощные внутренние стимулы, способствуя тем самым максимальному проявлению физических качеств и повышению физической работоспособности.
Специализированное восприятие физических качеств определяется тем, что все физические качества спортсмена органически взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. В основе этого механизма лежит принцип целостности проявлений психики человека. Следует отметить, что удельный вес проявления физических качеств в разных видах спорта различен: в беге и плавании доминируют быстрота и выносливость, а в тяжелой атлетике — сила. Однако известно, что наивысшие показатели развития одного качества могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных, так что процесс подготовки спортсменов должен обеспечивать развитие физических качеств в необходимом для данного вида спорта соотношении.
Для успешного решения задач физической подготовки необходимо не только развитие физических качеств, но и формирование специализированного восприятия их проявления. Как уже отмечалось, специализированное восприятие быстроты проявляется в «чувстве скорости» движений, «чувстве темпа», «чувстве ритма», «чувстве времени» совершаемого действия. Специализированное восприятие силы — «чувство силы», включающее в себя отражение всей совокупности развиваемых мышечных усилий.
Формируя специализированное восприятие проявления физических качеств, следует широко использовать психологические упражнения с установкой на точность воспроизведения развиваемых пространственных, временных и силовых параметров движений. В этом смысле весьма эффективно применять специальную аппаратуру и оборудование, что позволяет с предельной точностью не только воспринимать, но и воспроизводить любые заданные параметры физических качеств.
Высокий уровень специализированного восприятия и воспроизведения необходимых параметров физических качеств при выполнении определенного вида деятельности в спорте значительно повышает уровень достижений спортсмена, что содействует не только эффективному развитию его физических качеств, но и их полноценному использованию в условиях соревнований.