Причины отклонений в развитии ребенка. Врожденные и приобретенные аномалии развития

Отклоняющееся развитие– отклонение функции или системы психических функций от программы развития (своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций) вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.

Причины - воздействие на организм внешнего/внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения.

В картине отклоняющегося развития выделяют биологические и социально-психолгические причины (врождённые и приобретенные), вызывающие первичные нарушения. Большинство нарушений онтогенеза невозможно свести к какой-то одной единственной причине, чаще всего имеет место многофакторность возникновения нарушения.

Биологические причины: порок развития в эмбриональном периоде, заболевания матери во время беременности, асфиксия, родовая и другие травмы мозга, нейроинфекции, интоксикации матери во время беременности, наследственные заболевания.

Психосоциальные причины: психологическая депривация, расстройства привязанности, сепаративные симптомы.

Депривация – это психическое состояние, возникшее в результате определённых условий, в которых субъекту не предоставлялась возможность для удовлетворения ряда его основных социальных потребностей в достаточной мере в течении длительного времени. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие. Психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревоге, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии.

Привязанность к матери играет огромную роль среди причин отклоняющегося развития. Выделяют амбивалентный тип привязанности (дети не уверены в своей реакции на мать, то отвергают ее, то наоборот); замкнутый (дети отталкивают своих матерей); устойчивый (дети расту чуткими, матери ласковы отзывчивы).

Ситуации сепарации – это долговременная разлука ребенка с матерью. Выделяют 3 фазы сепарации: фаза протеста, фаза отчаяния, фаза отчуждения. Это пребывание ребенка в больнице, санатории, доме отдыха и т.д.; неправильное воспитание в семье (давление родителей); нарушение межличностных отношений.

Аномалии могут быть врожденными и приобретенными. К биологическим причинам врожденных аномалий относятся:

1). Перинатальная патология. Это патогенные агенты, действующие на развивающийся плод во внутриутробный период: физические и психические травмы; токсикозы и интоксикации ядовитыми, лекарственными, гормональными препаратами.

2). Наследственные, генетические поражения организма. Это наследственные нарушения обмена веществ, изменения числа или структуры хромосом, мутации.

К биологическим причинам приобретенных аномалий относятся:

1). Натальные (природовые) нарушения: механические повреждения плода (травмы) при затяжных или стремительных родах.

2). Постнатальные (послеродовые) нарушения. Это перенесенные в младенчестве и раннем детстве инфекционные болезни нервной системы (нейроинфекции).

Социальные причины и факторы аномального развития.

Изолированное действие социальных факторов (при отсутствии биологических нарушений) редко приводит к появлению аномалий в развитии. Например, к таким аномалиям развития, как патологическое формирование личности или невроз, приводят длительные неблагоприятные условия воспитания. Чем раньше возникли неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

Другой социальный фактор, приводящий к стойким интеллектуальным, эмоционально-волевым нарушениям, нарушению социальных контактов, - депривация. Депривация (лишение) - длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека на ранних этапах его развития. Депривация вызывает дефицит информации, социального и эмоционального опыта, необходимых ребенку. Й. Лангмейером и 3. Матейчиком были описаны следующие типы депривации:

1). Сенсорная депривация - лишение ребенка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и т.д.).

2). Эмоциональная депривация - лишение ребенка возможности устанавливать тесную эмоциональную связь с близким лицом (матерью или другим взрослым). Или разрыв уже существующей подобной связи.

3). Социальная депривация - лишение ребенка возможности усвоения самостоятельных социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям.

4). Когнитивная депривация. Слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла не дает ребенку возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. Происходит перегрузка ребенка недифференцированными внешними стимулами. По мнению И. Лангмейера и З.Матейчика, ребенок из подобной среды будет отличаться нерегулируемой гиперактивностью и недифференцируемым интересом ко всему происходящему со склонностью к поиску все новых стимулов без направленного выбора.

Существует также социальный фактор, который хотя и негативно

действует на развитие ребенка, но не приводит к возникновению аномалий. Это педагогическая запущенность. Это состояние, обусловленное недостаточностью учебно-воспитательной работы с ребенком в семье и школе. Педагогически запущенный ребенок - это здоровый, потенциально полноценный, но недостаточно воспитанный, обученный и развитый. Педагогически запущенные дети не имеют нарушений интеллекта, но в школе не успевают.

Наши рекомендации