Выводы к третьей главе
Становления словаря дошкольников позволяет им в будущем успешно обучаться в системе общего среднего образования. Успешно завершивши среднее образование люди, могут успешно получать специальность. В итоге страна получает грамотных специалистов, способных решать задачи любой сложности. Чтоб было успешное становление словаря у дошкольников необходима продуманная словарная работа. Одной из методик словарной работы является методика ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками. Методика постоянно меняется, а эффективность проверяется не регулярно, поэтому проведение исследования по разработке и проверке эффективности методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками разработанная методика достаточно эффективная не только для внедрения в отдельно взятом детском саду, но и повсеместно. Ведь достигнут главный результат, к которому стремится методика ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками. Дошкольники усвоили основные правила и нормы общения в социальной среде, их речь стала более выразительной, развился словарь. При этом в условии изначально высокой эгоцентричности, и закрытости изменениям у основной группы.
Такая высокая эффективность методики из параграфа 2.2 объяснима в первую очередь применением в ней домашнего задания (родителям). Именно родители первые люди, к которым прислушивается дошкольник. Воспитатель для них «чужой дядя», доверие к которому значительно ниже. И примеры из жизни, которые сопровождаются пословицей намного ближе, чем примеры, приводимые в детском саду. Насколько воспитатель не стараться подобрать пример, он все же носит абстрактный обобщенный характер. Объяснять абстрактное с помощью абстрактного не совсем правильно. Поэтому вовлечение родителей в методику ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками с целью развить их словарь, является наиболее эффективным педагогическим приемом.
Заключение.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитании детей в максимально сензитивный период развития. Важным средством формирования личности ребенка, развития его речи являются пословицы и поговорки [34].
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств.
Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания. В этом возрасте ребенок учится выражаться содержательно, грамматически правильно, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор [34].
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей [2].
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, у них развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Привлекает детей звучность, ритмичность, напевность, занимательность поговорок, пословиц. Это вызывает желание повторить и запомнить их, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
В методике изучения пословиц в детском саду можно также использовать следующие приемы: дописывание окончания в пословицу, исправление ошибки в слове, изображение на рисунке, сценке содержание пословицы.
Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти.
Становления словаря дошкольников позволяет им в будущем успешно обучаться в системе общего среднего образования. Успешно завершивши среднее образование люди, могут успешно получать специальность. В итоге страна получает грамотных специалистов, способных решать задачи любой сложности. Чтоб было успешное становление словаря у дошкольников необходима продуманная словарная работа. Одной из методик словарной работы является методика ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками. Методика постоянно меняется, а эффективность проверяется не регулярно, поэтому проведение исследования по разработке и проверке эффективности методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками разработанная методика достаточно эффективная не только для внедрения в отдельно взятом детском саду, но и повсеместно. Ведь достигнут главный результат, к которому стремится методика ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками. Дошкольники усвоили основные правила и нормы общения в социальной среде, их речь стала более выразительной, развился словарь. При этом в условии изначально высокой эгоцентричности, и закрытости изменениям у основной группы.
Такая высокая эффективность методики из параграфа 2.2 объяснима в первую очередь применением в ней домашнего задания (родителям). Именно родители первые люди, к которым прислушивается дошкольник. Воспитатель для них «чужой дядя», доверие к которому значительно ниже. И примеры из жизни, которые сопровождаются пословицей намного ближе, чем примеры, приводимые в детском саду. Насколько воспитатель не стараться подобрать пример, он все же носит абстрактный обобщенный характер. Объяснять абстрактное понятие с помощью абстрактного не совсем правильно. Поэтому вовлечение родителей в методику ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками с целью развить их словарь, является наиболее эффективным педагогическим приемом. А совмещение в одном занятии дидактических игр и изобразительного искусства еще более усиливает эффективность разработанной методики.
Список литературы.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних, педагогических учебных заведений / М.М Алексеева, Б.И. Яшина – 3-е издание, – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества./О.В.Акулова// Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56-63.
3. Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести /В.П.Аникин, Д.С.Лихачев, Т.Н. Михельсон. – М.: АСТ, 1989 – 510 с.
4. Алиева Т.И. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника./ Т.И.Алиева, Л.А.Парамонова, А.Н. Давидчук – М.: издательский центр "Карапуз", 2001. – 229 с.
5. Бахвалова, Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор/Н.И. Бахвалова// Дошкольная педагогика – 2008. – №8. – С.20-24.
6. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников /М. Асташина// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С.61-68.
7. Баранцев А.Д. Детские считалки как фольклорный жанр/А.Д. Баранцев – Калинин: Издательство «Тера Балтика» 1970. – 160 с.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /М.М. Бахтин – М.: Искусство, 1906 – 210 с.
9. Бурлачко Т.С., Градусова Л.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пословицами/Т.С.Бурлачко, Л.В. Градусова// Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 12-13
10. Бородич A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 1974 – 107 с.
11. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко – М.: Просвещение, 1985. – 136 с.
12. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии /М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – С.47- 49.
13. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения /А.М. Викулина – Ниж.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. № – 10 – C.8-17 с.
14. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. / Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 –120 с.
15. Владимирская Л.А. От осени до лета. Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях./Л.А.Владимирская//Журнал «Школьник», 2006. – №7 – С. 10-18
16. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений/Г.Н.Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с.
17. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм/Н.Гавриш// Дошкольное воспитание. – 1991. – №9. – С.16-20.
18. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинками/В.В. Гербова//Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1– С.12-24
19. Гербова В.В. Понимание, называние и использование глаголов/В.В.Гербова// Дошкольное воспитание – 1969. – № 10. С. 7-18
20. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе/Т.Поштарева// Дошкольное воспитание. – 2009. – №5. – С.24-28.
21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/Е.И.Тихеева – М.: Просвещение, 1981. – 216 с.
22. Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000. – 128с.
23. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм/Н.Гавриш// Дошкольное воспитание. – 1991. – №9. – С.16-20.
24. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования/Т.Н. Доронова – М.: Обруч, 2010 – 210 с.
25. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] в 5-и т./В. И. Даль – М.:АСТ, 1955 – 500 с. – 4т .
26. Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию/ Н.А.Есаулова. – М.: Центр педагогического образования, 2007 – 105 с.
27. Жукова, Л.Н. Вкус к образному слову/Л.Н.Жукова// Начальная школа. – 1993. – №6. С.131-133.
28. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина – Сп-б.: Детство-пресс, 2001. – 400с.
29. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения [Текст] в 2-х т. /А.В. Запорожец – М., 1986. – 350с. – т. 1.
30. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей /С.О. Николаева// Дошкольное воспитание. – 2009. – №4. – С.42-46.
31. Новицкая М. Добро пожаловать в фольклорную школу/М. Новицкая, Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. – 1993. – №9. – С.11-18.
32. Пидручная С. Сказки – за безопасность детей/С.Пидручная// Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – С.124-127.
33. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева – СП-б.: «ДЕТСТВО ПРЕС», 1997 – 300 с.
34. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста /М.М.конина – М.: МосПрес, 2000. – 550 с.
35. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А, Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П.Федоренко, Г.А. Фомичева – М.: «М-Пресс», 1984 – 500 с.
36. Иванова, К. Веселые фразы/К.Иванова, В.Рыбаков – М.: Обруч, 2002 – 85 с.
37. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
38. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников/ Т.С.Комарова. – М.: АСТ, 2005 – 350 с.
39. Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок. /С.Ковалева. – М.: АСТ, 2000 – 580 с.
40. Круглова, Ю.Г. Русское устное народное творчество/Ю.Г. Круглова, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова – М.: Высшая Школа, 2003 – 420 с.
41. Малетина, Н.С. Обучение дошкольников описательной речи/Н.С. Малетина// Нижегородская образовательная газета – 2000. – № 5 – С.3-5.
42. Мельников М.Н. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников – М.: Просвещение, 1987 – 240 с.
43. Медведев Ю. Русские народные сказки, легенды, предания/Ю.Медведев – М.: Гефест, 2001 – 250 с.
44. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни/И.Н. Митькина – М.: Правда, 2001 – 200 с.
45. Пашина Л. Сказка – ложь, да в ней намек…/Л.Пашина.// Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С. 71-77.
46. Стародубова Н.А. Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста/Н.А.Стародубова – М.: Академия, 2001 – 210 с.
47. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников/ Ф.А.Сохин. – М.: Центр, 2005 – 250 с.
48. Танникова Е.Б Формирование речевого творчества дошкольников/ Е.Б. Танникова. – М.: Издательский центр «Сфера», 2008 – 105 с.
49. Тихеева, Е.И. Влияние пословиц и поговорок на развитие речи детей/ Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение, 1981 – 195 с.
50. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С.Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии. Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001 – 205 с.
51. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие, для студентов высших учебных заведений/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Академия – 2004 –215 с.
52. Ушинский К.Д. Сборник сочинений [Текст] в 9-ти. т/К.Д. Ушинский – М.: Издательство «Искра», 1985 – 780 с – т.6.
53. Чуковский К.И. От двух до пяти [электронный рессурс]/К.И.Чуйковский// режим доступа: http://www.gumer.info.
54. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности /В.А. Ядов. М.: ОМЕГА-Л, 2007. – 567 с.
55. Черняк Е.М. Социология семьи: учебное пособие /Е.М. Черняк – М.: Дашков и Ко, 2007 – 520 с.
56. Федоренко П.К. Большая хрестоматия любимых сказок/П.К.Федоренко. – М.: Академия, 2001 – 410 с.
Приложение А.
Конспект занятия № 1. Тематическое занятие развития речи пословицами и поговорками, посвященное 23 февраля.
Вступительное слово воспитателя.В феврале 23 числа в СНГ отмечается день защитников отечества. Этот день символично назначен в начале года, чтоб во все последующие дни не забывать оказывать уважение и благодарность, тем, кто мужественно защищал и защищает родину от захватчиков и других угроз. Они, находясь на своей службе, ответственно выполняют нелегкую рискованную, но почетную службу.
Кроме того особое внимание уделяется подрастающим детям мужского пола, которые станут на нашу защиту. Ранее 23 февраля отмечался как день основания Красной Армии, а как день мужчин, не утративших свою мужественность, ставших защитниками в широком смысле этого слова.
Цель.Расширение помощью пословиц и поговорок словарного запаса и представлений детей, относительно вооруженных сил в общем профессии военного родах войск
Задачи.
1. Ознакомить детей с пословицами на военную тематику.
2. Предложить детям закончить пословицы
3. Предложить нарисовать сюжет пословиц.
4. Предложить объяснить содержание рисунка.
5. Разыграть небольшую сценку по сюжету пословицы.
6. Опросить детей, что они запомнили из проведенного занятия.