Проверка эффективности методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками
База констатирующего эксперимента. Детский сад 648, Москва, Ленинградское шоссе 8; детский сад 971, Москва, Ленинский пр-т, 131, к. 3; детский сад 1618, Лобненская, 2-А.
Основная группа – применение методики ознакомления с пословицами и поговорками (параграф 2.2)
Контрольная группа – применение стандартной методики.
До проведения занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с пословицами и поговорками, группы еще небыли сформированы.
По результатам замеров по инструментарию исследования описанных в параграфе 3.1 данной работы, одни дети имели хорошо поставленную речь, не наблюдалось орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок. Наблюдалось применение сравнений эпитетов и других инструментов образности речи. Другие дети при беседе с ними проявили содержательную бедность, структурную неполноту используемой речевой продукции. Те дети, которые не проявили проблем в речи, были определены в контрольную группу. Дети, у которых были замечены трудности при построении речи, определены в основную группу.
Среди обследованных детей, в основной группе до проведения констатирующего эксперимента 35% дошкольников, в целом, инструментом образности не овладели в полной мере.
Качественный состав слов детей произнесенных вовремя обследования характеризуется следующим образом существительных 23%, глаголов 20% прилагательным 15%, наречия 7% от общего количества произнесенных слов. Доля синонимов в тексте детей составляет 2%, антонимов 3%, гипербол 4%, метафор 3% и сравнений 2%, эпитетов 4% обследуемых. Как отметил логопед, присутствующий при замерах применение синонимов, антонимов, гипербол метафор, сравнений в значительной мере объяснимо тем, что дети заменяли те слова, которые им не известны, а не изобилием словаря. Только 10% применяемых эпитетов, метафор, гипербол, антонимов и синонимов совпадало с общим смыслом выражений. Значительная доля применяемых слов с переносным смыслом вела к потере логической мысли, орфографическим, грамматическим ошибкам, таким, как неправильное ударение и паузы в местах, где им быть не положено. Из общего числа фраз произносимых детьми во время обследования 65% имели прямое значение.
Просьба воспроизвести, какую либо мысль из сказанных детьми ранее фраз с употреблением переносного значения приводила детей в явное замешательство. Гиперболы носили явно преувеличенный характер, что вместо выразительности придавало речи излишнюю инфантильность. Преувеличенные свойства предметов становятся излишними, например, на вопрос, насколько большой мост, под которым ты проезжал утром дети отвечали, «как миллион тысяч слонов». Такой ответ и подобные ему в речи, явно свидетельствует о необходимости работы со словарем в основной группе [2].
Обобщая вышесказанное, получаем, что средства, применяемые для достижения выразительности речи, детьми из основной группы не пригодны для общения по стандартам и правилам нормального общения ребенка и взрослого[2].
Использовав «Модифицированный опросник», в основной группе, получили результаты свидетельствующие, что нарушения в построении речи, взаимосвязаны с не знаем норм и правил общения в социальной среде. На вопросы: «Кто в группе самый красивый, сильный?» ответ «Я» дали 80,8% испытуемых. Это показатель, характеризующий эгоцентричность дошкольника. Он еще имеет достаточно значимое место в этом возрасте. При этом наблюдалось отсутствие критичности в оценке, неумение объяснить свой ответ.
Волевые качества сверстников адекватно оцениваются только 15% детей, у большинства оценка качеств напрямую связанна с ситуацией, произошедшей в ближайшем прошлом. Например, этот ребенок плохой, потому что он у меня отобрал кубики. В оценку личности не входит абстрагированный анализ ситуации, например то, что этот же ребенок его вчера защитил его от другого ребенка. Данная ситуация напрямую связанна с неумением абстрагироваться от прямого значения слов в речи.
Таким образом, до проведения констатирующего эксперимента, дети из основной группы, характеризовались: неадекватным применением средств достижения образности речи, критичностью оценок не знанием правил и норм общения обществе и высокой эгоцентричностью.
Недостаточно развитый словарь, приводит к не возможности объяснить вою позицию, а высокая эгоцентричность приравнивает в сознании детей то, что они не объяснили к чему-то правильному, что при работе с этими детьми будет вызывать трудности. Именно поэтому таких детей определяли в основную группу, в которой применялась новая методика ознакомления с пословицами и поговорками, результативность, которой предполагается выше, чем у методики, действующей на данный момент.
У детей из контрольной группы словарь более богат, не наблюдается трудностей при построении речи. В отличие от основной группы перед началом констатирующего эксперимента, дети из этой группы на 68% овладели механизмами образности речи.
Из общего числа слов произнесенных на обследовании дети из контрольной группы употребили 9% существительных, 8% глаголов, 9% прилагательных, 5% наречий. Доля синонимов в речи синонимы 12%, антонимов12%, эпитетов 12%, гипербол 10% , метафор 11%, сравнений 10% от общего количества слов. Эксперт – логопед отметил, что слова с переносным смыслом были употреблены, осознано, их употребление не приводило к смысловым ошибкам.
Точность вхождения слов с переносным смыслом в предложения, у детей из контрольной группы составляет 85%, против 10% у детей и основной. Применение в речи фраз с переносным смыслом находится на уровне 68% от общего количества употребляемых фраз, этот показатель находится на уровне нормы не только дошкольника, но и взрослого человека.
Гиперболизация изречений хотя и носила повышенный характер, свойственный всем детям дошкольного возраста, но не настолько выражена, чем у детей из основной группы. Например, при ответе на вопрос: Какого размера многоэтажное здание напротив садика? дети отвечали: «размером с жирафа, с кран», что намного ближе к речи взрослого, чем гиперболизация детей из основной группы.
Усвоение норм и правил общения у детей из контрольной группы, выражено. Они в значительной степени эгоцентричны, как, в общем, дошкольники. Но в, то, же время она и значительно ниже, чем у испытуемых в основной группе. На вопросы: Кто самый красивый? Кто самый умный? На эти и подобные вопросы 30% детей из контрольной группы ответили «Я».
Из всех обследованных детей 85% волевые качества сверстников оценивают, опираясь на весь прошлый опыт общения, а не на единичное событие. Присутствует понимание, того что людям свойственно ошибаться, признают свои ошибки, легко принимают советы со стороны взрослых, не категоричны в суждениях. Дети в контрольной группе более осведомлены о правилах и нормах поведения. Из чего следует, что с ними достаточно будет работать по стандартной методике ознакомления с пословицами и поговорками.
После проведения замеров в обеих группах, было проведено пять занятий в основной группе по методике, описанной в параграфе 2.2, в контрольной группе занятие проводилось по стандартной методике. После пятого занятия проведено повторное измерение показаний.
В основной группе детей, которые использовали слова, в переносном смысле стало 60%, против 35% перед проведением эксперимента.
Из общего числа произнесенных слов существительных 7%, глаголов 7%, прилагательных 10%, наречий 6% из общего количества слов.
Из всего текста произносимого детьми из основной группы во время обследования после проведения констатирующего эксперимента синонимы использовались 15%, антонимы 12%, гиперболы 10%, эпитеты 10%, метафоры 13%, сравнения 10% от всех слов.
Логопедом было отмечено, что увеличилось число детей использующих слова в переносном смысле осознанно, 68% детей при просьбе повторить фразу иносказательно, без замедлений справились с поставленной задачей. Точность вхождения слов в переносном смысле поднялась с 10 % до 72%. Процент фраз с переносным значением вырос с 5 до 60%.
Оценивание личностных качеств согрупников в 92% стала опираться на весь предыдущий опыт общения, а не на ситуативные оценки. Мнение детей стало более гибким. В речи дошкольников намного меньше стали употребляться выражения типа: это правильно, только так надо, вы не правы. Дети стали признавать свои и стремиться исправлять свои ошибки. Эгоцентричность снизилась до 28%.
После проведения пяти занятий в контрольной группе замеры показали следующее: 70% процентов детей применяли механизмы образности в речи.
Из общего числа слов произнесенных на обследовании дети из контрольной группы употребили 7% существительных, 7% глаголов, 8% прилагательных, 5% наречий. Доля синонимов в речи составила 14%, антонимов14%, гипербол 10, эпитетов 11%, метафор 14%, сравнений 11% от общего количества слов.
Эксперт – логопед отметил, что слова с переносным смыслом были употреблены, осознано, их употребление не приводило к смысловым ошибкам. Фразы с переносным смыслом, составили 35% от их общего количества. По этому показателю роста не наблюдается, но как отмечалось раньше такой процент нормальный для взрослого человека. Показатель эгоцентричности снизился до 25%. Личностные качества оценивались по всему прошлому опыту 98% детей.
Для того чтобы сравнить эффективности методик была сделана сводная таблица результатов оценивания до и после констатирующего эксперимента. В таблице учтены показатели употребления слов в прямом и переносном смысле в обеих группах.
Таблица 1.
Сравнение показателей образности речи дошкольников до и после констатирующего эксперимента.
Группа | Показатели прямоты речи дошкольников(%) | Показатели образности речи дошкольников(%) | ||||||||
Существительные | Глаголы | Прилагательные | Наречия | Синонимы | Антонимы | Гиперболы | Эпитеты | Метафоры | Сравнения | |
До начала констатирующего эксперимента | ||||||||||
Основная | ||||||||||
Контрольная | ||||||||||
После завершения констатирующего эксперимента | ||||||||||
Основная | ||||||||||
Контрольная | ||||||||||
Прирост/спад показателей | ||||||||||
Основная | -16 | -13 | +2 | -1 | +13 | +9 | +6 | +6 | +10 | +8 |
Контрольная | -16 | -13 | -1 | +2 | +2 | +3 | +3 | +1 |
Из таблицы видно что, несмотря на то, что у контрольно группы финальный замер показывает лучшие показатели, как и до начала эксперимента. Прирост у основной группы значительно выше, что позволило ей практически сравняться с контрольной группой.
Из этого можно сделать заключение, что разработанная методика достаточно эффективная не только для внедрения в отдельно взятом детском саду, но и повсеместно. Ведь достигнут главный результат, к которому стремится методика ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками. Дошкольники усвоили основные правила и нормы общения в социальной среде, их речь стала более выразительной, развился словарь. При этом в условии изначально высокой эгоцентричности, и закрытости изменениям у основной группы.
Такая высокая эффективность методики из параграфа 2.2 объяснима в первую очередь применением в ней домашнего задания (родителям). Именно родители первые люди, к которым прислушивается дошкольник. Воспитатель для них «чужой дядя», доверие к которому значительно ниже. И примеры из жизни, которые сопровождаются пословицей намного ближе, чем примеры, приводимые в детском саду. Насколько воспитатель не стараться подобрать пример, он все же носит абстрактный обобщенный характер.
Объяснять абстрактное с помощью абстрактного не совсем правильно. Поэтому вовлечение родителей в методику ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками с целью развить их словарь, является наиболее эффективным педагогическим приемом. А совмещение в одном занятии дидактических игр и изобразительного искусства еще более усиливает эффективность разработанной методики.