В педагогической науке

Задания.

  1. Прочитайте лекцию.
  2. Ответьте на контрольные вопросы.
  3. Рассмотрите рисунок к теме. Каким содержанием его можно дополнить?
  4. Предложите тему и вопросы для дискуссии по высказанной проблеме.
  5. Если вы нашли интересную научную статью, посвященную проблеме формирования понятийно-терминологического аппарата педагогики, внесите в список литературы и кратко опишите, как предлагается решить проблему. Необязательно!

Текст

План

1. Фундаментально ли педагогическое знание?

2. Связь фундаментальных и прикладных исследований в педагогике.

3. Основные задачи фундаментальных исследований в педагогике.

4. Направления развития фундаментальной науки.

5. Принципы организации фундаментального педагогического исследования.

1. Фундаментально ли педагогическое знание?

Основные государственные субъекты управления наукой и образованием - Правительство, Минобрнауки, Президиумы РАН и отраслевых академий, руководство вузов, - в последние годы проявляют интерес к вопросу о фундаментальных научных исследованиях. Объясняется это рядом причин.

1). Резко возросшие требования к качеству образования в условиях его структурной перестройки и интеграции в мировое образовательное пространство существенно повышают уровень социальных ожиданий по отношению к результативности всего комплекса педагогических наук.

2). Новые ориентиры в деятельности Российского государства, переход от сырьевой экономики к экономике, основанной на знаниях, заметно усиливают роль науки в интенсификации социально-экономического развития страны, активизируют процессы самореформирования науки в направлении ее дальнейшего становления как источника инноваций в промышленности, медицине, транспорте,- строительстве, энергообеспечении, культуре, образовании и других сферах производственной и социальной деятельности.

3). Повышение качества жизни населения России предполагает оптимизацию научной деятельности, значительное увеличение ее технологической результативности, социаль­ной эффективности, реформирование управленческой структуры - словом, все то, что принято называть фундаментализацией современной науки.

Связь между фундаментальной наукой и качеством жизни, подчеркнутая в проекте Перспективного плана фундаментальных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники на период до 2025 г., заметно меняет наше представление о характере и значении педагогики. Современная наука, создающая фундаментальные знания и основу современных технологий, непосредственным образом влияет на содержание, уровень и качество образования.

4). Она неотделима от общечеловеческой культуры и направлена на преодоление сложных экономических, социальных и экологических проблем. Соответственно, фундаментальная педагогическая наука самым тесным образом связана с эффективным и своевременным решением вопросов образования, развития личности средствами культуры, оказания новым поколениям педагогической поддержки в процессах социализации, культурной идентификации, формирования духовно-нравственной устойчивости в условиях глобализации. Речь идет об основах бытия человека, что предопределяет меру фундаментальности педагогического знания.

Современное состояние и развитие основных сфер жизнедеятельности рос сийского общества - экономики, социаль­ной политики и стратегии, науки, культу­ры и образования - пока не дает основа­ний говорить о преодолении кризисных явлений переходного периода. В своей основе они носят не только российский, но и глобальный характер. Уместно на­помнить мнение А. Печчеи о сути кризис­ных явлений, с которыми столкнулась современная цивилизация: «Люди не ус­певают адаптировать свою культуру в со­ответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, а источники этого кризиса лежат внутри, а не вне че­ловеческого существа».

Становится очевидным наличие про­тиворечивых тенденций в деятельности традиционных институтов социализации личности, идет ли речь о школе, семье, общественных объединениях детей и мо­лодежи. С одной стороны, гуманитариза­ция образовательно-воспитательного про­странства способствует утверждению ми­ровоззренческих и духовно-нравственных ценностей, раскрытию творческого потенциала человека, укреплению стабильной социокультурной базы жизнедеятельности общества и личности, с другой - продолжают активно проявляться направленные действия различных субъектов, оказывающих манипулятивное воздействие на общественное и индивидуально сознание людей, что препятствует стабильному социальному развитию общества.

Сложность и противоречивость политической и социально-экономической ситуации в современной России обусловливает необходимость фундаментальных исследований в области наук, в разных аспектах изучающих образование. Ихсмысловой основой становится поиск истоков и закономерностей развивающих инновационных социальных технологий, ориентированных на повышение качества жизни, обеспечение благополучия свободного развития человека в формирующемся гражданском обществе.

2.Связь фундаментальных и прикладных исследований в педагогике

Педагогика - практико-ориентированная наука, можно сказать и точнее: это наука об образовательной практике. Важ­ность проведения в ее рамках фундамен­тальных исследований трудно переоценить. Именно они выявляют органичес­кие связи между различными социально-педагогическими феноменами, вскрыва­ют и характеризуют их взаимозависимость, устанавливают определенную су­бординацию явлений и процессов в сфе­ре воспитания и образования, определя­ют методологически ориентированную на потребности образовательной практи­ки и государственной социальной поли­тики систему обоснованных принципов и механизмов обновления структурно-со­держательных параметров общего и про­фессионального образования, выявляют закономерности качественного роста и перспектив развития поликультурных об­разовательных систем, равно как и зако­номерности и тенденции развития миро­вого образовательного пространства. Ре­зультаты фундаментальных исследований помогают избавиться от устарелых стереотипов, пересмотреть некоторые пози­ции, еще недавно казавшиеся незыблемыми, открывают путь к обоснованным ши­роким обобщениям, к получению подлинно новых научных знаний, которые не могли бы быть достигнуты только на основе изучения предшествующего опыта.

Такие исследования оказываются наиболее перспективными, когда они проводятся на стыке смежных научных дисциплин, на пересечении более или менее близких предметных областей. Именно тогда наглядно выявляются новые, недостаточно изученные проблемы, отражающие противоречивую динамику развития образования в современном мире.

Важно учитывать, что за последние 10-15 лет произошло радикальное обновление самих методологических оснований общественных наук, в том числе и педагогики. Раньше в качестве такой единственной методологической основы выступал марксизм-ленинизм, причем в его догматической версии, в рамках кото­рой считалось, что данная идеология об­ладает в самом общем виде ответами на все вопросы, касающиеся развития обще­ства и человека. Очевидно, это принижа­ло статус общественных наук, в частно­сти педагогики, делало их в каком-то смысле «прикладными» по отношению к правящей идеологии, потому что им при­ходилось «обнаучивать» очередные реше­ния партийных съездов и пленумов. По-видимому, с этим в немалой степени свя­зано пренебрежительное отношение к общественным наукам, в том числе и к наукам об образовании, с проявлениями которого приходится сталкиваться и се­годня. Становится понятно, почему в ут­вержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г. «Приоритетных направлениях раз­вития науки, технологий и техники Рос­сийской Федерации» нет даже упомина­ния о какой бы то ни было области ис­следований, имеющих отношение к обра­зованию и наукам, его изучающим, в час­тности, к педагогике. Такая позиция выг­лядит откровенным анахронизмом в ны­нешних условиях коренного обновления методологического фундамента обще­ственных наук, включая педагогику, в ус­ловиях, когда ведется широкий и откры­тый диалог между представителями раз­личных социально-философских школ и гуманистических течений общественно-педагогической мысли и акцент делается на понимании современной реальности как эпохи глобальных качественных из­менений в самих основах общественной жизни и сознания.

Если целью фундаментальных исследо­ваний является познание базисных зако­нов изучаемой предметной области, то цель прикладных наук - реализация ре­зультатов этих исследований. Продуктом последних являются программы и учеб­ники, различные дидактические материа­лы и методические рекомендации, совре­менные средства обучения. Их педагоги­ческий потенциал в решающей степени зависит от того, в какой мере они вопло­щают в себе фундаментальные идеи, выд­винутые и обоснованные в результате се­рьезных теоретических исследований.

Направления прикладных разработок определяются, как правило, запросами практики, в то время как направления фундаментальных исследований - в зна­чительной мере логикой развития самой науки. Необходимость научного обеспечения процессов обучения ивоспитания оказывает заметное влияние на выбор направлений фундаментальных исследо­ваний в педагогике. Связь теории и прак­тики, фундаментальных и прикладных исследований в образовательной области особенно велика.

Разделение фундаментальной и при­кладной педагогики нанесло бы значительный вред развитию теории и практики. Оба уровня исследований питают друг друга. Теми и другими разработками нередко занимаются одни и те же лица. Зачастую экспериментальная проверка материалов, созданных на основе имеющегося опыта, подводит к появлению научных идей, обогащающих теорию. А теоретический уровень работы позволяет тем же ученым качественно выполнять прикладные исследования.

В этой связи уместно отметить, что применительно к педагогике бинарная схема, основанная на противопоставле­нии: фундаментальное - прикладное исследование, часто оказывается не просто недостаточной, но и опасной. Вообще бинарное мышление, весьма полезное и продуктивное при анализе тех или иных явлений и фактов педагогической дей­ствительности, как правило, приносит вред, как только из средства методологи­ческого анализа превращается в способ административного действия, служит це­лям разработки и обоснования алгоритма принятия управленческих решений, кото­рый рискует оказаться упрощенным и несостоятельным. Жесткое разделение фундаментальных и прикладных педаго­гических исследований оказывается кон­трпродуктивным.

3. Основные задачи фундаментальных исследований в педагогике

Фундаментальными научными исследо­ваниями в науковедении принято считать экспериментальную и теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Фундаментальные педагогические исследования раскрывают существенные связи и взаимодействия меж­ду компонентами сферы образования, процессами, в нем происходящими, а так­же между образованием и другими сфера­ми жизни общества. К ним относятся ра­боты, ориентированные на познание глу­бинных, сущностных оснований и связей, возникающих в процессе обучения, воспи­тания и развития, а также взаимодействия между педагогическим процессом и други­ми значимыми факторами социализации личности в современных условиях. Резуль­татом должны стать стержневые, системо­образующие, методологически значимые представления, позволяющие адекватно понимать эти процессы и на основе этого понимания осуществлять прикладные ис­следования и разработки, которые помо­гут решить актуальные проблемы образо­вания и воспитания.

Фундаментальными являются, прежде всего, теоретические исследования, соот­ветствующие данной выше характеристи­ке. Результат таких исследований - тео­рия, охватывающая определенный класс явлений в сфере образования. Такой тео­рии, как правило, свойственны следую­щие черты:

содержит не отдельные достовер­ные научные положения, а их совокуп­ность;

не только описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, вскрывает причины и закономерности явлений.

Проблема фундаментальности педаго­гических исследований конкретизируется в ряде задач:

совершенствования, решаемых на основе уже наличествующих знаний, спо­собствующих улучшению того, что есть;

преобразования, требующих прин­ципиально новых теорий, идей и замыслов, преодолевающих выявленные противоречия, неустраняемые недостатки, что изначально обусловливает необходимость проведения фундаментальных исследований;

моделирования(проектирования), требующих концептуальной совокупности идей, реализуемых на фундаментальных основах каждой из привлекаемых наук при сохранении за педагогикой интегри­рующей функции.

Разумеется, гуманитарные науки, к ко­торым относится и педагогика, не могут оцениваться по тем критериям научно­сти, объективности, которые применяют­ся к естественнонаучному и тем более формализованному знанию.

4. Направления развития фундаментальной науки

Развитие фундаментальной науки в РАО осуществляется по многим направле­ниям.

Заметное продвижение за послед­ние годы имело место в историко-педагогических исследованиях. Работы по все­общей истории создали возможность ви­дения отечественной педагогики в миро­вом глобальном контексте, что способ­ствовало возвращению в российскую пе­дагогическую науку многих забытых имен (С.И.Гессен, Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, П.Д.Юркевич и др.) и преодоле­нию сложившегося жесткого разделения и противопоставления советской и дорево­люционной истории школы и педагогики.

В то же время по-прежнему актуаль­ной остается задача выработки объектив­ного, взвешенного и диалектического от­ношения к прошлому, в том числе и к опыту «реального социализма» в сфере образования, опыту противоречивому, сочетающему в себе черты, обусловлен­ные тупиковым характером авторитарно-бюрократической системы, и вместе с тем выдающиеся достижения в плане преодоления культурной отсталости и массовой неграмотности населения, про­грессивные и опередившие свое время воспитательные системы (А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский), передовые позиции в мире в естественнонаучном и математи­ческом образовании.

Фундаментальные исследования про­цесса обучения осуществляет дидактика, которая отражает условия и закономер­ности его организации и протекания. Поскольку любой закон представляет со­бой конкретно-исторический феномен, с изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни за­коны сходят со сцены или видоизменяют­ся, другие появляются. Глубокие измене­ния условий обучения и воспитания за последние десятилетия требуют новых знаний о закономерностях этого процес­са в современной ситуации, знаний, кото­рые должны быть результатом перспективных фундаментальных педагогических исследований.

Кроме того, общие дидактические идеи, закономерности, принципы по-раз­ному проявляют себя при изучении мате­матики или литературы, физики или со­циологии. Более того, в ходе исследова­ния вопросов философии или права, ис­тории или экономической теории, отно­сящихся к одной образовательной обла­сти «обществознание», возникают специ­фические, заметно отличающиеся друг от друга существенные связи и отношения, без учета которых невозможно эффектив­но строить учебный процесс. Исследова­ния в области науковедения дают основа­ние утверждать, что каждый конкретный закон практически никогда не проявляет­ся в «чистом виде», а всегда во взаимосвя­зи с другими законами разных уровней и порядков.

Ускорение темпов обновления техно­логий требует разработки адекватного содержания образования и соответствую­щих технологий обучения. Выявившаяся за последние годы низкая эффектив­ность предпринимаемых усилий по ре­формированию (модернизации) образова­ния в нашей стране настоятельно диктует необходимость программного (планово­го) использования потенциала педагоги­ческой науки, усиления ее опережающей функции.

Результативность разработок в данной области напрямую зависит от развития фундаментальных исследований по тео­рии обучения, от выявления новых зако­номерностей этого сложного структурно­го процесса в условиях постоянного рас­ширения культурно-образовательного пространства, развития непрерывного, личностно ориентированного, поликуль­турного образования. Эти проблемы не­возможно решить без постоянного совер­шенствования учебно-воспитательного процесса, научного осмысления его ре­зультатов.

Выявляя фундаментальные характеристики современной педагогической практики, ученые за последние годы разрабо­тали новые теоретические и нормативные основания методологии педагогики. Дидактика пополнилась современным терминологическим аппаратом, теорией построения педагогического процесса, ориентированного на развитие личност­ных функций обучающегося. Особенно важное значение имела разработка культурологической концепции содержания образования, которая в полной мере соответствует требованиям современной научной теории.

Исследования в области дидактики характеризуются углубленным анализом основополагающих элементов обучения. На основе опытно-экспериментальной работы выявляются актуальные для фун­даментальной науки проблемы, происхо­дит их технологическая проработка и теоретическая концептуализация. Сего­дня они затрагивают широкий круг за­дач, важнейшими из которых в ближай­шей перспективе являются:

определение дидактических ориентиров отбора содержания образования на уровнях учебного предмета и учебного материала;

выявление специфики отбора со­держания и средств реализации гумани­тарных и естественнонаучных учебных предметов в различных образовательных подходах;

создание дидактических ориенти­ров конструирования содержания учебно­го предмета, направленных на реализа­цию вариативности содержания образо­вания;

разработка содержания и средств реализации учебного предмета, направ­ленного на социальную адаптацию;

выделение дидактических основа­ний построения модели учебного предме­та в аспекте технологичности обучения.

Ожидаемые результаты будут востре­бованы создателями образовательных стандартов при организации профильно­го обучения, а также теоретиками и прак­тиками образования при проектировании учебных предметов или авторских кур­сов.

Особого внимания заслуживает комп­лекс проблем дифференциации обуче­ния. Строгой научной теории по этой проблеме не создано до сих пор ни в на­шей стране, ни за рубежом. Везде модер­низация и попытки усовершенствования систем дифференцированного обучения ведутся фактически методом проб и оши­бок. Поэтому необходимы фундаменталь­ные исследования этой проблематики. В них целесообразно участие представите­лей разных отраслей научного знания, но при этом педагогика должна осуществ­лять интегративную функцию и обеспе­чивать целостный характер фундамен­тальных исследований, создающих базу для адекватных практических решений.

Приоритетными проблемами педаго­гической науки остаются вопросы о соот­ношении обучения и развития, структуризации формируемого у учащегося знания, его приращения и обновления в условиях быстро меняющегося информационного пространства. Перспективы развития дидактики как науки связаны с методологической работой, направленной на осмысление полученных результатов, содержательное и структурное совершенствование, повышение фундаменталь­ности и целостности исследования, раз­работку механизмов внедрения результа­тов в практику как закономерного этапа структуры исследования.

7. Коренная смена путей общественного развития обусловила новые исследовательские проблемы и в теории воспитания. Изменяющемуся российскому обществу потребовались новые теоретические концепции воспитания, в которых прио­ритет отдается идеям гуманизации, «встраиванию» личности ребенка в реаль­ное пространство современного бытия, со всеми его противоречиями и рисками. На протяжении последних десятилетий были созданы воспитательные технологии, направленные на то, чтобы обеспе­чить процесс воспитания личности в ус­ловиях кризиса, политической нестабильности, резкого расслоения общества на бедных и богатых, обострения межэтнических противоречий. Эти технологии базируются на мировом опыте развития гуманистических традиций воспитания. В этой связи изучаются и активно внедряются новые формы и методы воспитательной работы с детьми как в теоретическом, так и прикладном аспектах.

Инновационными разработками, обо­гатившими теорию воспитания, стали концепция воспитательного простран­ства, определение его структуры и вари­антов, характеристика его уровней, взаи­модействия его субъектов. Другим нема­ловажным достижением последних лет явился комплексный анализ личности школьника как цели, объекта, субъекта и результата воспитания. Ориентация на раскрытие сущности, природы, специфи­ки профессиональной деятельности самого реализатора педагогической теории - учителя - дает возможность выявить основные характеристики личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Теоретические проблемы современного воспитания связаны с разработкой методологии исследований в области теории воспитания, мониторинга эффективности воспитательной деятельности. Перспективными направлениями представляются:

теоретическая концептуализация и технологическая проработка проблем адаптивного управления воспитательным процессом;

анализ полисубъектности как необходимого условия современного воспитания, разработка соответствующей стратегии воспитания в условиях динамично развивающегося социума;

характеристика потенциала различных субъектов воспитания и социализации в современном социуме;

актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации: поликультурное и патриотическое, светское и религиозное, экологическое воспитание, прогнозирование процессов и явлений в сфере воспитания, порождаемых глобализацией;

социальное конструирование ре­альности средствами воспитательной практики;

нравственное воспитание и СМИ;

воспитание в условиях новых ин­формационных технологий и открытого непрерывного образования;

соотношение традиций и иннова­ций в воспитании;

профессиональные деформации в работе педагога как воспитателя и меры по их предупреждению и преодолению;

результативность воспитания школь­ников.

В целом, фундаментальные исследова­ния проблем современного воспитания должны дать ответ на вопрос о том, как отвечает теория воспитания на запросы современного общества, с учетом новых знаний, полученных в последние годы в сфере социальных наук, обеспечить воз­можность оптимального сочетания тради­ций и инноваций в воспитании, уделив особое внимание соотношению внешних и внутренних факторов в возникновении инноваций как социально-педагогическо­го феномена в сфере воспитания. Пред­стоит определить теоретические основы разработки современных моделей воспи­тания в условиях диверсификации обра­зовательного пространства.

9. Новой областью, исследование кото­рой следует интенсифицировать, стало развитие педагогических систем. Если раньше в теории они представали только как функционирующие, т.е. выполняю­щие образовательную функцию, то те­перь они начинают рассматриваться и как развивающие. На наш взгляд, это зна­чительное продвижение в теории, озна­чающее радикальную смену парадигм.

10. Академии необходимо уделять особое внимание исследованиям в области поли-(мульти)культурного образования. Это ак­туально сегодня, а в будущем станет еще более значимым. Нужно активизировать разработку теоретических моделей обра­зования будущего на всех ступенях. Как известно, закон менеджмента гласит: организации, не думающие о будущем, будущего не имеют. В Академии есть раз­ные «концепции» образования, но их либо нужно пересмотреть, либо начать строить на их основе теории создания и развития соответствующих образователь­ных систем.

Поскольку образование многочисленными нитями связано со всем комплексом социальных и духовных проблем, то закономерно, что глобализация находит свое отражение и в образовательном про­странстве. Устанавливаются связи между национальными системами образования на базе использования современных информационных технологий. Осуществляется обмен педагогическим опытом, лучшие труды теоретиков образования и воспитания, где бы они ни создавались, пополняют общую сокровищницу миро­вой педагогической мысли. Эти процес­сы стимулируются влиятельными между­народными организациями (ЮНЕСКО, МБП и др.).

11.Последствия глобализации в сфере образования, рав­но как и в других областях общественной жизни, весьма неоднозначны и противо­речивы. В частности, в рамках так назы­ваемой неолиберальной глобализации от­четливо проявляется тенденция к распро­странению на образование рыночных механизмов и категорий, что сопровож­дается коммерциализацией и расширени­ем платности обучения, усилением соци­ального неравенства в данной области, причем в достаточно явном виде эта тен­денция проявляется сегодня и в России. В связи с этим объективно возрастает значение исследований, посвященных поиску ответов на коренные вопросы, касающиеся сущности, функций и пред­назначения образования в современном обществе. Самый главный из них: являет­ся ли образование общественным благом, неотъемлемым правом человека или это товар, предмет купли-продажи, услуга, имеющая коммерческую цену?

12. В какой мере и какими путями воз­можно и целесообразно использовать за­рубежный опыт, переносить те или иные новации на отечественную почву? Безо­глядная ориентация на западные модели вполне обнаружила свою несостоятель­ность. В то же время было бы неплодо­творно, да и опасно наглухо отгородить­ся от зарубежного опыта под предлогом «особости» России, якобы не поддающей­ся рациональному объяснению. Отече­ственная педагогическая мысль традиционно отличалась высоким уровнем восприимчивости к плодотворным зарубеж­ным идеям и исканиям. Правильная уста­новка на укрепление национального до­стоинства и сохранение уникальных национальных традиций в области культуры и образования не должна приводить к развитию изоляционистских тенденций. Всемирная история педагогики убедительно свидетельствует, что «педагогичес­кая автаркия» нигде и никогда не прино­сила пользы отечественному образова­нию. Но творческое освоение лучшего за­рубежного опыта требует большой мето­дологической культуры и ясного понима­ния отечественной специфики. Тут совершенно неприемлемо поверхностное подражательство. При всем интересе к зарубежному опыту решающая роль принадлежит отечественной парадигме обновления образования, всесторонне учитывающей неповторимое своеобразие стоящих перед современной Россией актуальных социальных и культурных задач.

Систему образования нередко обвиня­ют в консерватизме. Представляется, од­нако, что с учетом зарубежного и отече­ственного опыта целесообразно по-ново­му интерпретировать этот термин приме­нительно к педагогике и образователь­ной политике, не ставить знака равен­ства, как это часто делалось в прошлом, между консерватизмом и реакционно­стью. Стабильность и традиционность объективно присуща образованию, по­скольку оно призвано сохранять культур­ное наследие и передавать его сменяю­щим друг друга поколениям. Другое дело, что такой консерватизм не должен пре­пятствовать оправданным и прошедшим проверку жизнью новациям. Найти верный баланс между традициями и новаци­ями - насущная задача фундаментальных педагогических исследований, которые должны создавать подлинно научную ос­нову для принятия конкретных решений, касающихся модернизации образования.

5. Принципы организации фундаментального педагогического исследования

До сих пор речь шла о том, что мо­жет служить предметом фундаментальных исследований в педагогике. Не ме­нее важным является вопрос: «Как орга­низуется фундаментальное педагогиче­ское исследование?». В определенной мере ответ на него в Академии был дан еще в 1993 г. В своем докладе Общему собранию тогдашний вице-прези­дент РАО В.В. Давыдов указывал на основ­ной недостаток академических исследова­ний - их преимущественно монодисцип­линарный характер. Педагоги, методис­ты, психологи, физиологи и представите­ли других специальностей ведут работы изолированно друг от друга.

Редкие по­пытки организовать комплексные иссле­дования чаще всего были неудачными, поскольку «комплексность» сводилась к тому, что в общем отчете под одной об­ложкой результаты моноисследований просто прикладывались друг к другу, по­скольку исходный замысел не имел действительно междисциплинарной объеди­няющей идеи и его воплощение не пред­полагало организации работы на единой площадке. Всему этому способствовала и слабая связь между исследовательскими учреждениями Академии.

Однако решаю­щее значение, по нашему мнению, имело игнорирование системообразующей функ­ции педагогики - единственной науки, изучающей образование системно и цело­стно, в единстве всех его составляющих компонентов. Междисциплинарность - важнейшее свойство фундаментальных научных исследований, и нам многое предстоит еще сделать, чтобы обеспе­чить их комплексный характер.

Развитие фундаментальных педагоги­ческих исследований в РАО требует суще­ственных изменений в механизмах плани­рования, организации, мотивации, оценки.

Еще в 2003 г. Президиумом были оп­ределены «Приоритетные направления фундаментальных исследований». Про­шедшее время показало, что на этих на­правлениях можно двигаться еще не одно десятилетие и ничего не получить, если нет видения последовательных и решаемых на этих путях актуальных за­дач развития образования и науки. Акаде­мия, представляя интересы государства, должна стремиться получить максимально полезный результат за счет вкладывае­мых бюджетных средств. Нужно опреде­литься с тем, на решение каких фунда­ментальных проблем в первую очередь должны быть направлены усилия учреж­дений Академии. Они могут быть разби­ты на подпроблемы, может быть постро­ено дерево подпроблем, которое отразит последовательность решения стратеги­ческих задач Академии как целого. Это, в свою очередь, покажет, где и как мы дол­жны будем интегрировать усилия разных научных учреждений.

Любые проблемы по своей структуре комплексны. В построении теоретиче­ских моделей педагогической системы определенного типа должны участвовать педагоги, психологи разных специализа­ций, физиологи и другие специалисты. Создание моделей педагогических систем будущего — довольно сложная задача. В.В. Давыдов, характеризуя теорию разви­вающего обучения, отмечал, что ее под­держивает разработка нескольких вспо­могательных и смежных теорий. К ним он относил теорию периодизации психи­ческого развития; теорию типов созна­ния и мышления; теорию учебной дея­тельности; теорию разработки психодиаг­ностических средств.

Сегодня Академия структурирована так, что предусматривается автономность работы ее учреждений. Проблемы же об­разования имеют комплексный характер, и их решение должно быть синтезом на­учного знания разных дисциплин. Грани­ца - это то, что разделяет и одновремен­но объединяет. Внутриакадемические границы вторую свою задачу выпол­няют плохо. Учреждения нужны, посколь­ку в них должны выращиваться научные кадры с определенной специализацией. Но также нужны гибкие формы интеграции усилий разнопрофильных специалистов для решения фундаментальных тео­ретических проблем. Такие интегративные, междисциплинарные формы органи­зации фундаментальной науки пока отсутствуют.

В.П. Борисенков Развитие фундаментальных педагогических исследований в Российской Академии образования //Педагогика. - № 1. – 2006. – С. 3- 12

Наши рекомендации