Глава xviii игры со строительным материалом
В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, «Вальдорфская педагогика», система Л.К.Шлегер и др.). Этот вид игры об- Характеристика стоятелыго изучен в отечественной дош- игр со строитель- кольной педагогике (В.Г.Нечаева, ным материалом 3 в Лиштван^ д н. Давидчук, Л. А. Парамонова). Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Игры со строительным материалом (как и театрализованные, дидактические, подвижные игры) можно отнести к разряду рубежных (по определению А. Н. Леонтьева), посредством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой и др.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются следующие виды строительного материала:
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы);
- природный (песок, снег, глина, камни);
- подсобный (доски, ящики, коробки и др.).
Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Необходимость сделать постройку, например сцену для представления, ракету для полета в космос, комнату для куклы Наташи, возникает в процессе реализации замысла игры, создания игрового образа. В таких случаях постройка может иметь условный характер (стульчик за стульчиком - поезд) или подчиняться своему практическому назначению (зависимость конструкции сцены от жанра искусства, от величины «артистов»).
Часто ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования (строительство из песка горной автострады с тоннелями, мостами; сооружение снежной крепости, постройка из строительного материала железной дороги и конструирование сигнализации для движения по одноколейному пути и др.). В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли (начальник строительства, инженер, шофер и др.).
Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности - все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения. В самих играх заложены стимулы, побуждающие ребенка воображать, фантазировать. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань - можно строить дорожку, скамейку, тележку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань - можно строить высокий забор, ворота, семафор. Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами также активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни (сооружение Большого театра, детской игровой площадки) требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания, переносить функции одного предмета на другой (использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу), что способствует развитию воображения.
Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Выше уже говорилось, что игровая деятельность не возникает сама по себе, без соответствующего обучения детей. Тем более это относится к играм со строительным материалом: без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций, что, к сожалению, можно видеть во многих детских садах. Между тем в дошкольной педагогике разработана методика формирования у детей конструктивных умений (Е. А. Флерина, З.В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова).
Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоя- . . тельному решению конструктивных задач
етодика ооуче- ВШрастающей трудности. Основные уме-
н конструктив дети приобретают на занятиях, в со- ным умениям „ ^ ^ „ '
J вместнои деятельности со взрослым, а
затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя, в самостоятельные игры со строительным материалом.
Эффективность любого обучения, в том числе и конструктивным умениям, зависит от того, насколько оно интересно ребенку, насколько вызывает его активность. Для того чтобы формировать у детей интерес к играм со строительным материалом, педагог использует различные приемы. Строит сам в присутствии детей младшего дошкольного возраста, вовлекает малышей в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разные животные, туда приходят дети со своими родителями). Использует прием сотворчества: предлагает детям (в разных возрастных группах) достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил (пристроить крыльцо, балкон; возвести высокий или низкий забор вокруг дома; изменить высоту горки; сделать из горки трамплин для лыжников; удлинить мост; расширить дорожку).
Для возникновения и укрепления интереса к играм со строительным материалом много дает ознакомление со строительством в действительной жизни. На прогулках, экскурсиях целесообразно обращать внимание дошкольников на особенности разных сооружений: как построен мост, чем отличается жилой дом от здания художественного назначения (музей, театр), чем похожи и чем различаются виды городских транспортных средств и т. п. Интересным для детей может стать и ознакомление с характером труда строителей, со строительной техникой. Внимание старших дошкольников следует привлекать к архитектурным особенностям сооружений, развивая при этом их умения сравнивать постройки по назначению, конструкции, способам украшения. В исследовании А. Н. Давидчук детям предлагалось сравнивать современные и старинные здания, что важно для формирования первоначальных исторических представлений. Обогащая детей впечатлениями, знаниями о различных сооружениях, педагог должен вести их к усвоению обобщенных представлений, т. е. что постройки имеют определенное назначение (здания, мосты), составные части, формы, пропорции, расположение в пространстве, украшения.
На протяжении всех возрастных этапов воспитатель использует игры со строительным материалом для обогащения сенсорного опыта детей.
В процессе обучения конструктивным умениям используются различные методические приемы: демонстрация образца; показ способов постройки с объяснением приемов конструирования; постановка проблемной задачи (как перестроить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины); сообщение темы постройки с указаниям условий, которым она должна соответствовать (построить комнату для семьи с определенным числом человек).
Образец используется во всех возрастных группах при формировании у детей новых умений, способов конструирования. Малышам 2-3 лет педагог показывает образец (дворик для цыплят), а потом дети выполняют постройку вместе с ним. По мере накопления детьми опыта конструктивной деятельности и усложнения ее задач меняется методика использования образца. Так, предлагается частичный образец, т. е. ребенку показывают только те приемы, которые ему незнакомы (новый способ соединения деталей конструктора, сооружения перекрытий в доме с помощью куска картона или фанеры). Усложнит первую задачу показ незаконченного образца постройки, которую каждый может завершить по-своему (педагог строит остов вагона, дети превращают его в автобус, трамвай, товарный или пассажирский вагон поезда). Оправдывает себя такой прием, когда дается один образец постройки, а дети выполняют ее каждый своим способом. Можно предлагать ребенку изменить образец (построить аналогичный дом, но добавить или убавить этаж, сделать не один подъезд, а два, увеличить размеры окон). Дошкольникам, имеющим опыт конструктивной деятельности, целесообразно предлагать не один образец, а 2-3 образца на выбор. Для старших детей в качестве образца используются рисунок, чертеж, схема постройки. Их также учат составлять схему предполагаемой постройки, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности.
Методика обучения детей конструктивным умениям уточняется в зависимости от вида конструирования. Виды конструи- В те°Рии и практике дошкольного воспи-
тания сложилось несколько видов конст- рования п
руирования. Рассмотрим основные виды.
Конструирование по образцу - самый распространенный вид конструирования. При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, о чем говорилось выше, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов. При правильной методике обучения конструированию по образцу дети подводятся к пониманию вариативности способов постройки, включаются в деятельность преобразующего характера.
Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой. Малышам можно предлагать в качестве темы постройку мебели, оборудования участка (скамейки, песочница, качели). Для ребенка этого возраста важно наличие игровой мотивации («Построим комнату для куклы Кати»). В средней группе в качестве темы предлагают конструирование транспортных средств («На чем люди ездят и перевозят грузы»). Детям старшей группы интересны такие темы, как военная или строительная техника; жилища людей («В каких домах живут люди на Земле»); музеи, театры нашего города и др. В подготовительной к школе группе целесообразно проводить тематическое конструирование из конструкторов разного типа. Детей учат выполнять подвижные конструкции, поэтому их могут увлечь темы «Аттракционы в парке отдыха», «Виды транспорта» и т.п.
Конструирование по собственному замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел. Опытный педагог, организуя этот вид конструирования, начинает с формирования замысла, иначе дети строят то, что делали уже не раз. Малышам он подсказывает замысел: показав игрушку, предлагает что-нибудь построить для нее. Например, матрешка вышла погулять, а на участке сыро, что надо построить, чтобы она не промочила ноги? Матрешка устала, что надо построить, чтобы она посидела и отдохнула? Поскольку конструктивный замысел - результат преобразующей умственной деятельности, с детьми среднего и старшего дошкольного возраста рекомендуется провести беседу; предложить вспомнить, какие сооружения они наблюдали на прогулке, что особенно понравилось; рассмотреть фотографии, рисунки с изображением зданий. Надо помочь каждому ребенку при реализации замысла по-новому использовать ранее усвоенные умения, добиться решения задачи, испытать радость от своего творчества.
Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет, здание (мост, корабль). В предложении выполнить постройку задаются определенные параметры (ширина реки, высота моста должны соответствовать высоте корабля, яхты, которые должны под ним проплыть). Исходя из заданных условий, ребенок должен самостоятельно определить длину и высоту постройки и др. В исследованиях Н.Н.Поддьякова, JI. А. Парамоновой раскрыто влияние этого вида конструирования на развитие преобразующей мыслительной деятельности, на формирование обобщенных представлений.
«Стройка по моделям» - вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия. Ребенку предлагается модель постройки (рисунок, выполненная педагогом постройка, оклеенная бумагой), на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты (модель дивана, ворот, автомобиля). Ребенок сначала анализирует модель: выделяет составные части (сиденье, спинка, подлокотники у дивана), потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели. Начинаются мысленное комбинирование предполагаемых геометрических фигур, их перемещение по отношению друг к другу (для сиденья можно взять три кубика, а может быть, заменить их двумя короткими пластинами? Спинка дивана получится из четырех кирпичиков, поставленных на узкую короткую грань. А не лучше ли взять две пластины, поместив их одна на другую?).
У каждого из рассмотренных видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе с детьми на протяжении всего дошкольного периода. При организации любого вида конструирования необходимо разумное комбинирование обучающего воздействия педагога и самостоятельности, творчества детей.
Эти игры рано входят в жизнь ребенка. Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится
Игры с природ- ?топать снег' песок' л™ ИГРЫ с водой- ньш материалом Но б|3 специального обучения дети не приобретают необходимые умения, и игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Между тем они содержат большие возможности для развития у ребенка мышления, воли и настойчивости. Эти возможности во многом определяются характером природного материала. Он очень разнообразен и обладает различными свойствами, диктующими разные приемы его использования в качестве строительного материала.
Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Однако это происходит при условии, что педагог последовательно обучает детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.
Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают-тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут.
В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная. В старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая воды прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.
Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием -лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представления о свойстве снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега - лепку из накатанных комьев. Так делаются фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега - тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделать отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).
Сооружение снежной крепости целесообразно приурочить к масленице. Это даст возможность познакомить дошкольников с древней русской традицией: день проводов масленицы отмечается игрой «Взятие снежного городка».
Дошкольников знакомят с приемами строительства из утрамбованного снега. Для этого в определенном месте на участке детского сада в течение какого-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плотный, он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых (можно привлекать родителей). Чтобы заинтересовать детей снежной скульптурой и архитектурой, полезно познакомить их с праздником Вьюговея, который в последние годы проводится как международный, в том числе и в Москве.
Из утрамбованного снега можно вырезать кирпичи (старшие дети делают это сами) и использовать их для постройки зданий, заборов и пр.
Старшие дошкольники участвуют в строительстве горки. В основание ее можно уложить ящики, а для утрамбовки поверхности использовать доски. Комбинирование разнообразных материалов стимулирует развитие инициативы, смекалки, творчества.
В городских дошкольных учреждениях не всегда бывают созданы условия для игр с песком: песка мало, его состояние плохое (грязный, сухой), песочницы тесные, отсутствуют соответствующие игрушки и т.п. В основном игры с песком разворачиваются на песчаных пляжах, по берегам рек.
Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады со скульптурами из песка. Песок - недолговечный строительный материал: чуть пригрело солнце, подул ветер: обветшали замки, дворцы, рассыпались скульптуры, ограды, рвы! А маленькие созидатели? Они вновь за работой! Вот где развиваются настойчивость, воля, творчество, изобретательность.
На протяжении дошкольного возраста ребенок усваивает несколько приемов строительства из песка. Некоторые из них близки к приемам работы со снегом. Педагог учит малышей лепить из влажного песка. Кроме угощения для гостей, можно предложить таким же способом соорудить забор вокруг дома, выстроенного воспитателем, сделать бортики для песочной клумбы. Малыши с удовольствием осваивают прием формовки из песка. Важно только подобрать формочки, которые бы легко охватывала ладонь ребенка, добавить маленькие ведерки, обеспечить место, где будут размещаться «куличики». Вовлекая детей в сравнение «куличиков» по форме, величине, высоте, педагог обогащает их сенсорный опыт, учит правильно называть признаки.
В старшей группе дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, канал, туннель, ров). Преобразовывают горку утрамбованного песка в предмет определенного назначения (дом, крепость, дворец). Дети объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань).
Фантазия проявляется в комбинировании строительных материалов. Например, при постройке дамбы в ручье используются камни, глина, дощечки; при сооружении парка наряду с песком применяются камни, сухие ветки (в качестве деревьев) и т.п.
В играх с песком, снегом ребенок получает представления о свойствах, сравнивает, обобщает: строить можно только из влажного песка и снега, песок и снег - непрочный строительный материал.
Для развития игровой деятельности детей необходимо создать такие условия:
У организовать игровую среду: подобрать
словия для игр необходимый строительный материал, со строительным ~
г соответствующий задачам развития
материалом J „ г
v конструктивной деятельности детей
данного возраста. Материал должен быть разнообразным (напольный, настольный, разные виды конструкторов, наборы и т. д.), привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей. Так, для детей 2-3 лет набор материала включает кубики, кирпичики, призмы, длинные пластины. Соединение двух-трех деталей - и построен предмет;
обеспечить время и место для игр со строительными материалами. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания. Поэтому стеллажи для игр с настольным строительным материалом, конструкторами следует ставить так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их;
бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребенок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения. Поэтому надо воспитывать у всех детей осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим постройкам; показывать ребенку постройки товарищей, учить замечать успехи других, радоваться им;
создавать условия для обыгрывания построек. Для этого следует подбирать мелкие игрушки (машинки, поезда, фигурки людей и животных и др.). Старших детей полезно привлекать к конструированию из бумаги, картона, подсобного материала различных предметов для оснащения игр. Например, для построенной из строительного материала автострады дети мастерят бензоколонку, трайлеры, придорожное кафе и т.д. В этих целях можно использовать игрушки, собранные из конструктора;
объединять детей для совместных построек из конструктора. Создавать ситуации, когда ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей. Вносить элемент состязательности. Например, можно объявить конкурс на сооружение станции метро (театра, улицы города и др.). В конкурсе будут участвовать 2-3 подгруппы (не более 5-6 человек в каждой). Заинтересует детей идея организации выставки поделок из конструктора, подсобного материала. Выполнять работу для выставки ребенок может дома с помощью родителей;
учить детей бережно обращаться с конструктивными и строительными материалами, аккуратно разбирать постройку, поделку из конструктора, раскладывать детали, формы по ячейкам стеллажа, коробки.
Задания
1. Докажите, что игры со строительным материалом имеют большую воспитательную ценность.
2. Вспомните задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и проанализируйте, как они решаются в играх со строительным материалом.
3. Определите приемы объединения детей в играх со строительным материалом (в младшей, средней, старшей, подготовительной к школе и разновозрастной группах).
4. Проанализируйте условия, созданные для игр со строительным материалом в группе доошкольного учреждения, где вы проходите практику. Отметьте, что, с вашей точки зрения, заслуживает одобрения, а что бы вам хотелось изменить. Сформулируйте ваши предложения.
5. Прочитайте следующую литературу:
Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.
Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом. - М., 1971.
Глава XIX
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослы-
„ ми в целях воспитания и обучения де-
Сущность дидак- - Тт t
J теи. Но для играющих детей воспита-
тнческих игр с
v тельно-образовательное значение ди
дактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведем примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»), уточнить представления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки), развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.
Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особен- ,, ность маленьких детей - восприимчивость
М ОПЛ ПНМА ' ' Г
• ■ к обучению в игре, с помощью игр и иг-
корни дидакти- руШек за всю историю человечества у
чвскон ип)ы
F каждого народа сложились свои дидакти
ческие игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Но можно проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам независимо от того, в каком уголке земного шара они возникли. В них отчетливо прослеживается сложившийся в представлениях разных народов взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться, проявить себя. С полным основанием можно считать народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка.
Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игры событийно, т.е. отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающее определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.
Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски» и многие другие. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений, формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из ярких цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). В содержании и конструкции дидактических игрушек нашло выражение свойственное русской народной педагогике представление о воспитании у детей самостоятельности как важнейшей черты национального характера. Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребенка через игровые действия, их повторность, поиск правильного решения задачи, достижение успешного результата. Способ игрового действия часто подсказывается самой конструкцией народной дидактической игрушки, что отвечает задаче воспитания самостоятельности в игре.
В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки, предназначенные для детей разных возрастов: от раннего до школьного. Они входят в жизнь ребенка очень рано - на первом году жизни. Мать, играя с ребенком 7-9 мес от роду, привлекает его внимание к окружающим предметам, учит первым игровым действиям. Так, слушая «Сороку-белобоку», малыш перебирает пальчики своей руки, трясет мизинчик, которому не досталось каши за то, что он «мякинку не принес», «за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил», поднимает ручки к голове при словах «Шу, шу! На головку села!». А 2-летний малыш, охотно включаясь в игру-перекличку, учится говорить, участвовать в диалоге, приобретает первые конкретные представления о нормах поведения. Простые рифмованные тексты, которые вызывают у слушающих желание их проговаривать, стимулируют несложные игровые действия, создают у малыша радостное настроение, удовлетворяют потребность в активном познании окружающего мира.
Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактические игры, в которых заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находят выражение присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума, воображения. Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер - отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил («да» и «нет» не говорить, не смеяться, не улыбаться, черное с белым не выбирать), ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку; развивает память, гибкость мышления.
С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученые создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народ- Дидактические ной педагогике, получила свое развитие
игры в педагоги- в трудах Ученых и в практической дея-
1 „ тельности многих педагогов. По суще-
ческих системах
ству, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.
В помощь детским садовницам (воспитателям) издавались пособия с подробным описанием дидактических игр Ф.Фребеля, с иллюстративным материалом, наглядно представляющим всю последовательность игровых действий, с текстами и нотами словесного и песенного сопровождения.
Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи сначала в Германии, а затем и в других странах высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности; методика проведения игр, основанная на подражании детей действиям, словам садовницы, - все это вызвало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой фребелевских детских садов (К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, Л.Н.Толстой, Е.И.Тихеева).
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы- вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.