Воспитание девочек в семье у различных народов
Основные задачи воспитания девушек
Во-первых, половое воспитание, которое должно быть комплексным, включающим и гигиену, и медицину, и сексологию.
Выделяют несколько этапов полового воспитания:
1. От 2 до 7 лет.
Ещё в дошкольный период девочки получают некоторые сведения, связанные с проблемой пола:
· - размножение растений;
· - размножение животных;
· - рождение ребенка;
· - взаимоотношение родителей.
Часто дети задают вопрос: «почему папа не может купить брата или сестру?».
Замечают различия между мамой и папой, дядей и тетей, замечают, что мальчик не похож на девочку. В этот период они так же знакомятся с элементарной гигиеной.
2. От 7 до 8 лет.
Дети идут в школу, и вопросы пола как бы уходят на второй план. Девочек интересует учеба, она заполняет их. Этот этап относительно спокойный.
3. От 9 до 11 лет.
У девочек происходит подготовка к перестройке организма. Уже появляется потребность в беседах с медиками, которые могут дать представления о происходящих изменениях в организме, о половом созревании, гигиене.
4. От 12 до 14 лет.
Происходит половое созревание, рождение из девочки – девушки. В этот период необходима информация о строении и функции половых органов, о половой гигиене, о половом воспитании, о половом созревании, беременности, родах, венерических заболеваниях.
5. От 15 до 18 лет.
Завершается половое созревание. С девушками этого возраста уже нужно говорить, как со взрослыми женщинами. Необходима подготовка девушек к семейной жизни, определение мотивов вступления в брак, подготовка к замужеству, представление о семейном счастье.
У девушки должны сформироваться такие качества как:
· - тактичность;
· - верность;
· - чуткость и т.д.
Традиции воспитания девочек в Японии
Марта в Японии отмечается Праздник девочек - «Хина мацури».
В Японии, как и во многих странах, половые различия находят отражение в речи, фасоне одежды, выборе рабочих мест, стиле поведения и т.п. Выражение «рёсайкэмбо», которое означает «хорошая жена и разумная мать», часто применялось в отношении женщин в прошлом. Оно не так распространено сегодня, но укоренилось в подсознании японцев. В период Эдо (1600 – 1868) воспитание женщин преследовало цель подготовить из них «хороших жен», способных заниматься домашним хозяйством и рожать много детей. Теории рёсайкэмбо тогда еще не было, так как женщины не отвечали за обязательное образование их детей.
В настоящее время, несмотря на то, что более половины замужних женщин работают, стереотип рёсайкэмбо продолжает оказывать сильное влияние. Ожидая от женщин соответствия эталону «хороших жен и разумных матерей», японское общество не отказывается от давней традиции разделения ролей для лиц мужского и женского пола, а именно: работающий мужчина и женщина, занимающаяся домашним хозяйством
Согласно японским традициям, воспитывать мальчиков и девочек надо по-разному. Во всех семьях, где есть девочки, можно наблюдать так называемый социальный стереотип «изнеженности». Он проявляется в разной форме. Во-первых, почти у всех маленьких девочек есть нарядно одетые куклы, называемые рика-тян нингё. Эти куклы обладают идеальной фигурой, отражающей представление японцев о женственности. Поэтому девочки стремятся походить на этих кукол и отождествляют себя с ними.Они хотят, чтобы их дочери были «изящными», и девочки тоже стараются быть женственными, как того ждет от них общество.
Даже на таких церемониях, как День совершеннолетия или свадьба, матери нередко сами занимаются нарядами дочерей, хотя эти молодые женщины уже далеко не дети. Фурисодэ (кимоно с длинными рукавами), которое японка надевает в День совершеннолетия, – наряд традиционный и дорогой, но родители все же тратятся на него, потому что такое кимоно подчеркивает красоту девушки и свидетельствует о состоятельности ее семьи. Дочери надевают эти одежды, потому что так принято в обществе и этого хотят их родители, даже если это кимоно они будут носить всего один день.
Кроме внимания к своей одежде, матери требуют от дочерей участия в работе по дому, но редко заставляют заниматься этим своих сыновей. Они надеются, что дочки станут «хорошими женами», которые будут прислуживать своим мужьям.
Ученицы начальной школы читают больше книг, чем их сверстники-мальчики. Девочки читают волшебные сказки, биографии известных женщин или рассказы для молодых девушек и стараются подражать героиням прочитанного. Популярны среди юных японок и различные клубы, кружки шитья, многие из них после занятий в школе учатся играть на пианино или искусству каллиграфии. Но есть некоторые виды внеклассных занятий, которые девочкам не рекомендуются. К ним относятся футбольные, баскетбольные и другие подобные секции. Школьницы, правда, могут быть «менеджерами» этих занятий или в группах поддержки подбадривать мальчиков, занимающихся в этих секциях
У казахов
Переходным периодом для казахской девочки был возраст 12-13 лет. В этом возрасте заканчивался первый двенадцатилетний возрастной цикл - мушел, и девочка из возрастной группы "кыз бала" переходила в группу девушек - "кыз". В этом возрасте начиналось воспитание девушки с учетом всех этикетных норм, начиналась подготовка девушки к замужеству. Взрослые женщины строго следили за исполнением этикетных норм девушкой, не разрешали свободно общаться с мальчиками даже в играх. Помимо этого девушку, с детских лет помогавшую матери по хозяйству и в уходе за младшими детьми, начинали более активно привлекать к труду, обучать женским домашним ремеслам. И к 13-14 годам девушка уже обладала всеми навыками ведения хозяйства и ухода за детьми. Изменения происходили и во внешности девушки. Изменялся ее наряд, прическа. Все эти изменения были знаком того, что девушка готова к замужеству.
В 13–15 лет девушка была уже способна к деторождению и, следовательно, исходя из традиционных представлений, могла выйти замуж. По данным переписи казахского населения 1897 года, в северных областях была зарегистрирована выдача замуж 355 девочек до 10-летнего возраста; 1045 начали семейную жизнь в 10–12 лет; 4225 вышли замуж в 13–14 лет; 19 354 — в 15–16 лет).