Вербальное общение (речь)
- темп речи
- тембр общения
- дикция
- грамотность
- тон
Культура речи:
1. Правильность речи – отсутствие в речи нарушений языковых норм
2. Уместность – язык должен соответствовать теме общения
3. Точность – правильное употребление слов
4. Логичность
5. Чистота речи – отсутствие диалектизмов, слов-паразитов, вульгарных слов.
6. Выразительность.
Невербальные средства:
- Визуальные: кинесика (жесты, мимика, позы);
Проксемика (изучает пространство и время) – использование пространственных отношений при коммуникации:
· 4 зоны общения людей:
1. Сентимная зона – от 15 до 40 см. доступ самым близким людям.
2. Личная зона – от 40 до 150 см. зона общения с приятными и хорошо знакомыми людьми.
3. Социальная – от 150 до 360 см. зона для формального и официального общения.
4. Общественная – от 360 см. дистанция для общения с очень большой аудиторией.
Жесты:
· Значение телодвижения, главным образом головы и рук при жестикуляции.
· Они должны быть уместными; не должны противоречить речи; нельзя перегружать речь жестами; однообразные жесты утомляют.
· Следует избегать закрытых жестов, жестов доминирования, зависимости (взгляд снизу и сутулость), противостояния (руки в боки).
- Акустические (голос, интонация, молчание)
- Тактильные (прикосновения)
- Ольфакторные (запахи)
- Хронемика (изучает реакцию на время, ощущение времени и т.п.).
Монохромная и полихромная культуры (разные нации).
Коммуникативные барьеры:
· Информационно-дефицитный
· Замещающий, искажающий (придает словам другое значение)
· Эмоциональный (занятость чувствами)
· Фонетический (разные языки, диалекты)
· Семантический (использование жаргонизмов, диалектов)
· Стилистический (речь не соответствует ситуации общения)
· Психологический (социально-культурные различия между партнерами по общению)
Модели общения:
1. «Монблан» - когда преподаватель хорошо знает предмет, обладает хорошими способностями, актерскими данными, но любит только себя.
2. «Китайская стена» - когда по какой-либо причине невзлюбили учителя.
3. «Робот» - учитель не отказывается от плана урока, не общается.
4. «Я-сам!» - когда чувствует, что ученики не могут ответить, сам помогает и оценивает.
5. «Гамлет» - учитель через чур критичен к самому себя, принимает на свой счет.
6. «Тетерев» - сам в себе, никого не слышит.
7. «Союз» - в меру критичен, имеет план, в меру подсказывает.
8. «Локатор» - выделяет группу любимчиков и работает с ними.
Все модели, кроме союза, не продуктивные.
14.07.16.
Требования, которым удовлетворяют все принципы:
1. Обязательность
2. Комплексность
3. Равнозначность
Принципы воспитания:
1. Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание не должно быть полностью пронизано интересом государства. Кроме этого идет интерес личности и общества.
2. Связь воспитания с жизнью и с трудом. Ознакомление с общественным трудом и трудовой жизнью в целом. Привлечение к реальным жизненным отношениям и разным видам трудовой деятельности.
3. Опора на положительное.
4. Гуманизация. Уважение прав и свобод у ученика, уважение самопроявления, его позиций, уважение его отказа.
5. Личностный подход. Учет индивидеальных особенностей: взглядов, вкусов, привычек.
6. Единство воспитания воздействий – единство школы, семьи и общественности.
Методы формирования сознания:
Рассказ, беседа, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.
Методы организации деятельности и формирования общественного поведения:
Упражнения, приучение, пед.требование, поручение, воспитательная ситуация, общественное мнение.
Методы стимулирования:
Соревнования, поощрение, наказание…
Коллектив – взаимодействующая общность, объединенная социально-ценностными отношениями.
Диффузная группа | Коллектив | |
Лидер | Случайный человек (захват власти) | Уважаемое всеми лицо (с конкретными ценностными ориентациями) |
Положение человека | Неустойчиво, так как нет никаких ориентиров | Устойчиво, так как есть социально-ценностные ориентиры |
Отношение к делу | Регулируются администрацией, как правило через принуждение | У каждого как у личностно-значимому |
Отношение к членам группы | Защитно-оборонительные | Открытое, товарищеское |
Изучали проблемы коллектива и группы | Шатке, Макаренко, Коротов, Иванов. | |
Черты коллектива | 1. Цели, деятельность, результат. 2. Большая роль общественного мнения 3. Самоуправление. Демократические основы руководства 4. Параллельное воздействие и смена перспективных линий 5. Традиции |
Проверка и оценка результатов обучения:
Через контроль. Контроль выполняет образовательную, воспитательную, развивающую функцию, а также диагностическую.
Виды контроля:
1. Д. идет через текущий контроль (проверка ЗУН на каждом уроке)
2. Периодический контроль (после крупных разделов программы)
3. Итоговый контроль (в конце всего периода обучения накануне перехода на следующий этап обучения)
Методы контроля:
Устный, письменный, практический, методы наблюдения, дидактические тесты.
Методы письменного контроля:
Контрольные работы, изложения, сочинения, рефераты.
Методы практического контроля:
Лабораторные работы, изготовление изделий, монтаж аппаратов.
Показатель сформированности ЗУН:
Знания:
· Владение понятием – сопоставление терминов и определений, их классификации, раскрытие содержание понятий и т.д.
· Владение фактами – описание факта, отнесение их к контексту изучаемого материала.
· Владение научной проблематики – наличие представлений о путях решений проблемы, узнавание научной проблемы в контексте обучения.
· Владение теориями – раскрытие содержания теории, представление о практическом применении данной теории.
· Владение закономерностями и правилами – узнавание, формулировка, характеристика границ применения.
· Владение методами и процедурами – узнавание методов и процедур, раскрытие содержания.
Умения:
· Построение алгоритма, моделирование, самоанализ результатов выполнения.
Навыки:
· Практически совпадают с умениями. Но навык это автоматизированное действие, поэтому в этом случае оценивается еще и время. Например – измерение скорости чтения.
Умения, которые должен соблюдать преподаватель:
1. Аналитические
2. Прогностические
3. Проектировочные (планирование методов, форм, средств…)
4. Рефлексивные (самоанализ)
5. Организаторские:
· Мобилизационные
· Информационные
· Развивающие
· Ориентационные (формирование морально-ценностных установок)
6. Коммуникативные:
· Перцептивные (восприятие)
· Умение пед. Общения
· Умение установить психологический климат
· Умение управления общением
Пед. Мастерство – высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя.
Методологические подходы:
1. Системный
2. Деятельностный
3. Аксиологический.
Аксиология – понятие введено в 1902 году. Лаппи. А в 1908 году Гартман употреблял этот термин. Франкл «Человек в поисках смысла» также употреблял этот термин. Франкл показал пути, посредством которых человек делает свою жизнь осмысленной:
1. С помощью того, что мы даем этой жизни (Творчество)
2. С помощью того, что берем (переживания, через ценности)
3. Посредством личной позиции по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.
Ценности:
· Творчества
· Переживания
· Отношения
4. Культурологический – идеи самопознания и самосовершенствования. И. Бердяева. Идея приоритета духовных ценностей Флоренского. Школа диалога культур Библера:
· Библер считал, что культура – это форма общения, бытия людей и разных культур, разных времен.
· Он считал, что необходимо усиление диалогического обучения и воспитания.
· Через:
- усиление диалогичности между всеми участниками воспитательного процесса
- развитие внутреннего диалога, чтобы лучше понять себя
- усиление критичности в постижении мира, который нас окружает.
5. Антропологический (наука о происхождении и эволюции человека)
· Личностно-ценностный подход (Рубинштейн, Бехтерев, Выготский)
· Духовно-нравственный (Л.Н. Толстой, Штастиер)
· Биолого-генетический, экспериментальный (Штерн, А. Бине, З. Фрейд)
· Социальный подход (Дюркгейн, Вебер, Шацке, Кропоткин)
6. Гуманистический (человек – высшая ценность)
Усиление эмоционального и коммуникативного аспекта образования.
В плане воспитания требуют развития идеи сотрудничества и сотворчества. Кроме того, переход идеи от диалога к монологу.
И идеи дифференциации (деление учащихся по способности) и идеализации. Создание комфортной среды. Ориентация на обще-человеческие ценности.
7. Синергетический (самоорганизация, саморазвитие). Нелинейное развитие.
8. Герменевтический (объясняю, истолковываю). Используется при интерпретации термина, прошлого и пр.
Уважительное отношение младших школьников и старшеклассников – для поддержки дисциплины.