Педагогическая технология

Питюков: «Инструментированное прикосновение к личности ребенка».

Составляющие:

· Педагогическое общение

· Педагогическая оценка

· Педагогические требования

· Педагогический конфликт

· Информационное, речевое, демонстрационное воздействие.

Ключевые операции:

1. Педагог должен транслировать мир на уровне высоких культурных достижений.

2. Я-сообщение. Учитель выражает свое мнение по поводу какого-либо поступка «Я всегда огорчаюсь…»

3. Положительное подкрепление. Ты-сообщение.

4. Безусловность – норма. «Это нужно для тебя тоже, т.к...», «Это нужно нам, т.к...»

Правила технологии пед.оценки:

1. Поощрение. Должно быть оценочной доминантой.

2. Безоценочное суждение.

3. Отсрочка оценки, если не выявлены мотивы поведения.

4. Как можно меньше запретов, т.к. большое количество запретов не воспринимается детьми.

5. Все действия подводятся под 2 правила: нельзя не работать, нельзя посягать на интересы других.

6. Не злоупотреблять наказанием.

Пед.требование:

1. Предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения к чему-либо и поведения.

2. Безусловные нормы – носят характер обобщения. Человек является наивысшей ценностью.

3. Личностно-значимые качества – более конкретны.

4. Виды:

· Вербальные

· Невербальные (пауза, жесты, мимика).

· Непосредственные (просьба, совет, мнение, деловое распоряжение, приказ)

· Опосредованные (рассказ, иллюстрирующий необходимость выполнения, аналогия, удивление).

· Требование-намек:

- Требование должно быть доведено до логического конца.

- Необходимо дать инструкцию: заинтересовать результатом, обозначить средства, определить совокупность операций, которые нужно сделать

- Необходимо применять педагогический такт – это мера педагогического целесообразного воздействия на детей, умение устанавливать продуктивный стиль общения.

Стили общения:

1. Авторитарный

2. Либеральный (заигрывание, устрашение. Как можно меньше усилий прикладывается для учебного процесса. Попустительство).

3. Демократический (обсуждение. Преподаватель принимает совместные решения с учениками).

Педагогический конфликт:

Этапы:

· Недовольство

· Разногласие

· Противодействие

· Противостояние, противоборство

Этапы разрешения конфликта:

1. Обнаружение конфликта, то есть фиксация и изменение позиции.

2. Анализ ситуации с точки зрения оценки развития личности

3. Разрешение конфликта (способы):

· Использование юмора

· Компромисс

· «Третейский суд» (мнение третьего человека)

· Дать выговориться

· Обмен позициями (разговор от имени друг друга)

· Информативно-речевой и демонстрационное воздействие: наглядность. Она (таблица) должна быть простой, привычной и знакомой, подкреплена речью, в правом верхнем углу доски, закругленные углы, буквы 1/3 лица, не более 2х цветов, не должно быть несколько видов наглядности.

13.07.16.

Пед.общение

Коммуникативный – акцент на передаче информации.

Интеракция – организация взаимодействия

Перцепция – чувственное восприятие как основа взаимопонимания

Психологи, занимающиеся общением: Леонтьев, Ломов, Ананьев, Бодалев, Месищев, Боксович.

Боксович и Леонтьев выделили 7 видов общения:

1 – примитивный. Один считает, что он умнее и сильнее и не церемонится с собеседником.

2 – манипулятивный. Один из партнеров хочет получить какую-либо выгоду и действует, добивается цели какими-то ухищрениями.

3 – стандартизированный. Кто-то из партнеров старается скрыть свои чувства и тайны, скрывает свое лицо.

4 – конвенциональный. Партнеры приходят к соглашению о правилах общения.

5 – игровой. Партнер по общению хочет быть интересным для другого.

6 – деловой. На первый план выходит дело.

7 – духовный. Партнеры имеют общие ценности, которые их объединяют.

Идентификация – перенос качеств другого человека на себя и прогнозирование поступков и мыслей подобно этому человеку.

Персонификация – перенос моих мыслей на другого человека, в процессе сравнения с ним.

Эмпатия – умение поставить себя на место другого человека, акцент на эмоциональном отклике, сопереживании.

Атракция – умение добиваться благоприятного, положительного отношения к себе; привлечение.

Рефлексия– механизм самопознания в процессе общения, в основе лежит способность представлять то, как мы воспринимаемся партнерами по общению.

Казуальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств путем выяснения причин поведения партнера по общению.

Коммуникативный метод – характерен для многих предметов, так как считается, что все прочные знания могут быть получены через общение.

В основе лежат положения:

· Ученик и учитель должны быть индивидуальностями

· Содержание общения должно быть представлено в виде предметов интереса и предметов обсуждения.

· Партнеры по обсуждению должны быть интересны друг другу.

· Должен быть обмен информации, чувствами и эмоциями, в этом случае происходит интерпретация учеником и усвоение информации.

Функции пед.общения:

· Информационная – передача опыта

· Воспитательная

· Социальные процессы – помогает войти в социум

Классификация видов общения (Немов):

1. Материальное – обмен материальными продуктами между субъектами.

2. Когнитивное – обмен знаниями.

3. Кондиционное – обмен эмоциональным состоянием

4. Мотивационное – использование новых средств

5. Деятельностное – обмен действиями, умениями, навыками.

Классификация средств общения:

1. По степени контакта:

· Непосредственное

· Опосредованное

2. По контингенту:

· Межличностные

· Межгрупповые

· Личностногрупповые

3. По способу передачи:

· Вербальное

· Невербальное

4. По длительности:

Кратковременные

Длительные

Структура пед.общения:

1. Подготовительный этап

2. Начальный этап общения (организационный)

3. Коммуникативная атака – основной этап общения (активизация памяти, внимания, мышления)

Активизация внимания:

Объем внимания – наибольший с 18-21 года

Наилучшая избирательность – от 33 лет

Максимальная переключаемость – 29 лет

Максимальная устойчивость – 34 года

4. Анализ общения, которое сложилось на занятии.

Ошибки при общении:

- эффект давнего знакомства с классом/группой

- эффект торопливости

- направленное восприятие отдельного ученика/коллектива

Способы активизации внимания на занятии:

1. Переключение с одного вида информации на другой

2. Изменение темпа работы

3. Отбор содержания

4. Творческое решение в применении методов

5. Интенсивность сигнала (работа с голосом)

6. Неполное представление содержания

7. Понимание потребностей и возрастных особенностей

8. При изложении длинных определений учитель должен предупредить, что определение будет длинным и большим.

9. Представление содержания в виде системы

10. Управлением внимания связано с управлением движения

Активизация памяти:

7 слов – объем кратковременной памяти. Важную информацию следует выразить в 7 (+-2 слова) слов.

Долговременная память:

1. Установка – внушить, что информация пригодится надолго.

2. Ассоциативный прием – по месту, времени, сходству, причинно-следственные связи…

Активизация мышления:

1. Правильная мотивация (должна быть средняя)

2. Умение правильно ставить вопросы (должна быть проблема)

3. Подсказка

Наши рекомендации