Сформулируйте: цель, образовательно-инструктивную, воспитательно-развивающую и оздоровительно-рекреационную задачи для любого урока физкультуры
На уроках физкультуры реализуются во взаимосвязи и взаимозависимости образовательно-инструктивные, оздоровительно-рекреационные и воспитательно-развивающие задачи.
Образовательно-инструктивные задачи 1. Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного использования физических упражнений, факторов внешней среды, режима учебы, труда и отдыха в целях своего физического совершенствования. 2. Формирование у учащихся двигательных навыков и умений по основным жизненно важным движениям: система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования предметами; 3. Формирование у учащихся умения использовать знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями в семье, по месту жительства, в местах массового отдыха, труда и другой общественно-полезной деятельности.
Воспитательно-развивающие задачи 1. Обеспечение оптимального развития двигательных (физических) качеств (способностей) учащихся. 2. Содействие развитию моральных и волевых качеств учащихся. 3. Содействие формированию социальной активности учащихся. 4. Формирование здорового образа жизни потребности систематически заниматься физическими упражнениями в быту.
Оздоровительно-рекреационные задачи 1. Содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников. 2. Подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам. 3. Формирование правильной осанки детей школьного возраста. 4. Содействие повышению устойчивости организма школьников к неблагоприятным воздействиям внешней среды (закаливание).
Например. Тема: Плавание.
Цель урока: Углубление знаний и освоение элементов техники плавания способом «кроль на груди»
Задачи:
Образовательно-инструктивные задачи
1. Закрепление техники плавательных движений рук и ног способа «кроль на груди».
2. Совершенствование дыхания в воде.
Воспитательно-развивающие
3. Развитие физических качеств: силы; выносливости; координационных способностей.
4. Воспитание: дисциплинированности и самостоятельности. Способствовать закаливанию организма учащихся.
5. Способствовать развитию ловкости, силы, координации движений.
Оздоровительно-рекреационные задачи
5. Игры в воде «Лягушата» и «Водолазы».
Психолого-педагогическое обоснование использования методов и приемов обучения и воспитания на уроках физической культуры в школе. Особенности метода строго-регламентированного упражнения.
В практике организации и проведения уроков физической культуры общеприняты следующие практические методы, которые основаны на активной двигательной деятельности учеников. Эти методы делятся на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудительно облегчающее) и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Они могут быть использованы для обучения акробатическим упражнениям. Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т.п. В результате этого появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия. Относящиеся к этой группе методов дополняют друг друга и применяются сообразно многим условиям, которые определяют конкретную учебную задачу: групповой и персональной характеристике учеников, этапу обучения, характеру и содержанию учебного материала, длительности урока, местным условиям обучения, наличию учебных средств (инвентаря, снарядов) и др. Метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей отдельных действий с последующим соединением их в необходимое целое. Полноценная реализация этого метода во многом зависит от понимания возможности и необходимости расчленения двигательного действия, а так же от практического умения его осуществлять в соответствии с задачей обучения. Понять целое действие можно только через познание составляющих его движений и закономерностей становления действия. Расчленение является характерной чертой методов разучивания по частям, но само разучивание части не является самоцелью. Оно служит лишь первоначальным этапом, облегчающим овладение целостным действием. Завершением является освоение действия в целом. Без этого теряется смысл любого обучения. Например, подводящие упражнения используются для облегчения усвоения целостного двигательного акта через предварительное решение серии частных образовательных задач. Достигается это в силу того, что подводящие упражнения содержат сходные по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений элементы целостного действия. Подводящие упражнения способствуют накоплению центрально-нервной системе таких следовых эффектов, таких более простых временных связей, которые следствие известной однородности и координационной общности с основным упражнением могут облегчить его освоение. Педагогические преимущества метода разучивания по частям состоят в следующем: Облегчается процесс усвоения действия. К цели ученик подходит путем постепенного накопления запаса частных двигательных умений, из которых и формируется нужное действие.
Метод разучивания в целомпредусматривает изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Этот метод применяется на любом этапе обучения. При сравнительно простом упражнении и достаточно высоком уровне подготовленности учеников отпадает необходимость в подводящих упражнениях и метод разучивания в целом может использоваться на первых этапах обучения. На заключительном этапе разучивания в целом применяется при изучении любого действия. Разучивание в целом незаменимо при опробовании действия. К разучиванию в целом приходится прибегать и в тех случаях, когда не умеем грамотно расчленять действие и создавать оправданные системы подводящих упражнений. Метод принудительно-облегчающего разучивания основан на теоретической концепции “искусственной управляющей среды” (по И.П.Ратову). Его можно рассматривать вариантом метода разучивания в целом, но с использованием тренажеров, то есть технических устройств, обеспечивающих возможность воспроизведения изучаемого упражнения (или его элемента) в искусственно созданных и строго регламентируемых условиях. Методы частично регламентированного упражнения допускают относительно свободный выбор действий учеником для решения поставленной задачи. Эти методы, как правило, используются на этапе совершенствования, когда ученики уже обладают достаточным объемом знаний и умений. Входящие в данную подгруппу методы, обладая различными признаками, имеют сходство в одном: при использовании их всегда присутствует элемент соперничества между учениками, стремление к утверждению превосходства в том или ином действии. Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр физическом воспитании. Игра является не только средством физического воспитания (то есть характерной системой физических упражнений), но и эффективным методом обучения и воспитания. Поэтому понять природу игрового метода возможно только на основе раскрытия сущности игры вообще. Игра должна выполнять следующие функции: подготовительную (совершенствование физических и духовных сил человека, воспитание социальной активности и творчества), развлекательную (использование свободного времени) и функцию формирования отношений между людьми, а так же между людьми и окружающей средой. Эти функции определяют содержание игр. Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнования, но имеет более широкое применение. Как установлено П.К. Петровым, наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие: Подчинение всей деятельности задаче победить в том или ином действии в соответствии с заранее установленными правилами. Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения. Ограниченные возможности в управлении учениками, в регулировании их нагрузки. В процессе обучения постоянно присутствуют методы использования слова. Для осуществления процесса обучения акробатическим упражнениям в младших классах используются такие методы: словесный и наглядный. К словесным методам относятся: рассказ, описание, объяснения, разбора, задания, указания, команды. Для осуществления смысловой функции слова речь учителя должна быть точной и понятной ученикам. В процессе физического воспитания принято использовать определенные термины. Смысловая функция слова лежит в основе правильного решения проблемы терминологии в физическом воспитании. Терминология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Термин должен быть показательным, точным, понятным, кратким. Помимо слова, рассказа имеет место применения описания упражнения. Описание – это способ создания у ребенка представления о действии. При описании дается перечень характерных признаков действия, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Используется оно при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда ученики могут использовать свои знания и двигательный опыт. Постепенно с учетом возраста, подготовленности методы усложняются, и одним из них является объяснение. Объяснение является важнейшим способом развития сознательного отношения к действиям. Например, беседа помогает, с одной стороны, повысит активность, развить умение высказывать свои мысли, а с другой – узнать учителю своих учеников, оценить проделанную работу. Метод разбора отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого либо задания (например, игры). Разбор: может быть односторонний и двусторонний. Метод задания предусматривает постановку задач перед уроком или частных задач по ходу урока. Еще одним из методов слова является метод указание, которое отличается краткостью и требует безоговорочного исполнения. Оценка является результатом анализа выполнения действия. Для управления строем и занимающихся используются команды. Команда – специфический и наиболее распространенный метод использования слова в физической культуре. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию или изменению темпа движений. При проведении гимнастических упражнении, их обучение используется подсчет, который позволяет задавать ученикам необходимый темп выполнения движений, запоминать комплексы, комбинации упражнений. Огромную роль в обучении имеют методы наглядного восприятия. Методы данной группы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения. Существуют следующие методы наглядности: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы, зарисовки, предметные пособия и кинофильмы.
В зависимости от класса задачи педагогического аспекта (формирование у учащихся умений выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладения школой движений). Могут требовать на одних уроках больше времени, на других – меньше. Например, перед контрольным уроком, когда идет повторение и совершенствование основных упражнений или комбинаций, вводную часть целесообразно посвятить разминке, т.е. решению в большей степени задач биологического аспекта. В младших классах или на уроках направленных преимущественно на освоение новых упражнений, большее внимание следует уделять задачам педагогического аспекта. Таким образом, существует множество различных методов обучения.
2) Разработать план-конспект урока физической культуры по методу круговой тренировки (возраст школьников – по выбору).
Тема: Гимнастика (акробатика). Круговая тренировка. (6 класс)
Задачи:Закрепить навыки учащихся в выполнении гимнастических упражнений с использованием круговой тренировки. Развитие физических качеств, способствовать формированию правильной осанки. Прививать интерес к занятиям физической культурой и спортом. Воспитывать трудолюбие, коллективизм.
Инвентарь:маты; скакалки; поворотные стойки; Место проведения: спортзал.
Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания | |
Вводная | |||
1. Построение и сообщение задач урока | Дежурный сдаёт учителю рапорт о готовности класса к уроку | ||
2. Строевые упражнения: - повороты «На-лево! На-право! Кру-гом!» «Разойдись! Становись! » | Дежурный отдаёт команды. | ||
3. Разминка: Ходьба: на носках, руки на поясе; - на пятках, руки за спину - на внешних сводах стопы, руки к плечам; - на внутренних сводах стопы, руки за голову - Разминочный бег | Подготовка организма к основной работе. Следить за правильной осанкой учеников: голову держать прямо, плечи развернуть назад в стороны, спина прямая, дыхание не задерживать, соблюдать дистанцию. | ||
-Упражнения на месте -Круговое движение головы , -Правая вверх, левая за спину- два наклона в лево,смена рук-наклоны в правую сторону -Круговое движение туловища -Ноги на ширине плеч,наклоны вперед -Упражнения на координацию на 12 счетов | В зависимости от количества детей в классе построение 1-3 шеренги, упражнения выполняем на 4 счета | ||
Основная | |||
1. Круговая тренировка: Станция №1: Акробатика Кувырок вперед,назад в группировке Станция №2: Упражнения на пресс Станция №3: Прыжки через скакалку. Станция №4: Наклоны гибкость Станция №5 теоретическая | Класс разделить на 4 группы, в каждой группе назначить командира. Ученики, освобождённые от занятия распределяются по станциям где оказывают помощь. На каждую станцию выделяется по 3 мин отдых между заданиями 15-20 сек Обратить внимание на положение головы,круглую спину,колени слегка разведены,выполнять группировку,на голову не вставать Локтями касатьса колен,руки за головой . На подъем-выдох,на опускании-вдох , время выполнение 30 сек Не подгибать под себя ноги, прыжки выполнять на двух ногах. Сед ноги врозь, ширина между ступнями 20-30 см, Ноги в коленях не сгибать, три наклона вперед, на четвертый - максимальный наклон вперед с фиксацией 1-2 сек Физическая культура 5-7 кл, страницы истории, здоровье и здоровый образ жизни | ||
Заключительная | |||
1. Упражнение на равновесие: | 1. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами (с); 20 сек. 2. Стойка на одной ноге с открытыми глазами (с); 20 сек. | ||
2. Построение, подведение итогов. | Оценка работы класса и отдельных учащихся. Дать рекомендации по выполнению утренней гимнастики. |