Составьте алгоритм обучения одному из способов плавания (по выбору)

Начинать обучение плаванию кролем на груди необходимо с создания зрительного представления о технике изучаемого способа плавания путем демонстрации, показа и рассказа. При изучении всех спортивных способом плавания применяют раздельно – целостный метод обучения. Его сущность состоит в том, что сначала осваивают отдельные элементы, а затем весь способ в целом. Техника способа плавания изучается раздельно в следующем порядке:Положение тела. Дыхание. Движения ногами. Движения руками. Согласование движений. Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке: Ознакомление с движением на суше – проводится в общих чертах без совершенствования деталей движения; Изучение движений в воде с опорой на месте; Изучение движений в воде с опорой в движении; Изучение в воде без опоры в движении – упражнения выполняются в скольжении и плавании; Затем осуществляется последовательное согласование различных элементов техники и объединение их в таком порядке: Движения ног с дыханием; Движения рук с дыханием; Движение ног, рук и дыхание; Плавание с полной координацией движений. К изучению спортивных способов плавания переходят после выполнения подготовительных упражнений по освоению с водой. Примерные упражнения, применяемые при изучении техники плавания кролем на груди.Упражнения для изучения положения тела в кроле на груди. НА СУШЕ: Лежа на груди, руки вдоль тела – напрячь мышцы рук, ног и туловища – расслабиться. Тоже, но руки вытянуть вверх («стрелочкой»). Эти упражнения дают представление о положении тела во время скольжения, учат держать тело напряженным, тянуться вперед. В ВОДЕ: Держась руками за борт, опустить лицо в воду и лечь на животе. Стоя на дне бассейна, держа прямыми руками плавательную досочку, опустив лицо в воду – лечь на живот. Скольжение на груди с подвижной опорой (плавательная доска). Лежание и скольжение на воде на груди без опоры – с различным положением рук: руки вдоль туловища; руки вытянуты вверх; одна рука прижата к туловищу, другая вытянута вверх.

Главное, в этих упражнениях то, что тело и ноги должны быть в одной плоскости, у поверхности воды, а голова лежит на воде (направлена лицом вниз). Изучение дыхания при плавании кролем на груди.Дыхание («вдох» - «выдох» в воду) важный элемент при плавании кролем на груди, поэтому его изучением необходимо заниматься на всех этапах обучения техники плавания. При изучение положения тела( на воде) упражнения выполнять на задержке дыхания, затем те же упражнения, но с «вздохом» в воду. При изучении движений ног: упражнения выполняются первоначально на задержке дыхания, затем с акцентом на «выдох» в воду. При изучении движений рук: ( С этого этапа обучения «вдох» и «выдох» осуществляется при помощи поворота головы в сторону) акцентировать внимание при изучении имитационных упражнений на суше и в воде на выполнение вдоха поворотом головы сторону руки, выполняющей гребок. «Вдох» выполняется только в момент конца гребка, когда рука находится у бедра (вначале изучения элемента можно останавливать руку в момент вдоха, у бедра). Движения руками и ногами должны быть подчинены ритму дыхания, поэтому рекомендуется выполнять упражнения под команду преподавателя – короткую «ВДОХ» и продолжительную «ВЫДОХ». Упражнения для изучения движений ногами в кроле на груди.НА СУШЕ: Сидя на полу – попеременно движения прямыми ногами вверх-вниз. Носки ног должны быть вытянуты, ноги выпрямлены в коленных суставах, размах движений стоп примерно 40см. Типичные ошибки: ноги согнуты в коленных суставах, носки не оттянуты, движения выполняются не от бедра, а от колена. Методические указания: ноги должны быть, как у балерины – с оттянутыми носками, прямыми и напряженными. При выполнении движений на суше прямыми ногами формируется ощущения, сходные с теми, которые возникают в воде. В ВОДЕ: Лежа на груди, взявшись руками за борт, - движения ногами кролем на груди под команду и счет. Движения выполняются в частом темпе, чтобы занимающиеся не успевали широко разводить ноги и сгибать их в коленных суставах. Плавание при помощи движений ног кролем на груди с доской с произвольным дыханием (доску держать прямыми руками). Плавание при помощи ног кролем на груди с различными положениями рук: вдоль туловища; вверху; одна вверху, другая у бедра. Типичные ошибки: сильное сгибание ног в коленных суставах; ноги не разгибаются в коленных суставах; голень слишком глубоко погружена в воду; носки не оттянуты. Методические указания: при правильном движении ног должен быть фонтанчик брызг от работы стоп; резко сгибать ноги в коленных суставах (движения сверху вниз), пятки находятся у поверхности воды, тогда от стоп будет появляться пенный след. Упражнения для изучения движений рук и дыхания.На СУШЕ: 1). Стоя, ноги на ширине плеч, наклонившись вперед, смотреть прямо перед собой, одна рука впереди, друга сзади, у бедра – движения прямыми руками, как при плавании кролем на груди. Типичные ошибки: сгибание рук, раскачивание плечами, во время «гребка» рука уходит в сторону от туловища и слишком рано «вынимается из воды». Методические указания: руки должны быть прямыми; смотреть прямо перед собой; не раскачивать плечами; «грести» прямой рукой под себя, заканчивая гребок у бедра. 2). Стоя у гимнастической стены в наклоне, руки на перекладине – выполнять движения одной рукой как при плавании кролем на груди ( без дыхания и в согласовании с дыханием). В ВОДЕ: 1). Стоя, ноги на ширине плеч, наклонившись вперед, плечи на воде, подбородок на воде, одна рука впереди, другая сзади у бедра – движения руками как при плавании кролем на груди. Смотреть вперед, туловище не раскачивать, грести под живот, заканчивать гребок как можно более сзади, не торопиться. Типичные ошибки: слишком короткие гребки, которые идут в сторону от туловища, раскачивание плечами. Методические указания:давать указания, что гребок делается прямой рукой под себя наискось к противоположной ноге (в результате вырабатывается гребок согнутой в локте рукой). 2). Скольжение с движением рук. 3). Плавание при помощи ног и поочередных гребковых движений руками в согласовании с дыханием (чередовать комбинации гребковых движений: гребок только правой, только левой; два гребка правой, два левой и т.д.) 4). Плавание при помощи движений рук с поплавками между ногами.

Упражнения для согласования движений.НА СУШЕ: 1). «Мельница» с притоптыванием ногами – на один «гребок» рукой три шага ногами. 2). Предыдущие упражнения, но в согласовании с дыханием. Вдох выполняется под правую или левую руку в конце «гребка». 3). Стоя ноги на ширине плеч, наклонившись вперед – движения руками при плавании кролем на груди с одновременным притопливанием ногами: на один «гребок» рукой три «удара» ногами. 4). Предыдущее упражнение, но в согласовании с дыханием. В ВОДЕ: 1). Плавание кролем на груди с полной координацией движений на задержке дыхания. 2). Плавание кролем на груди с выполнением вдоха, сначала один раз на несколько гребков затем чаще. 3). Плавание кролем с полной координацией движений. Несмотря на раздельное изучение техники плавания по частям, необходимо стремиться к целостному выполнению способа плавания, насколько позволяет подготовленность занимающихся. Ведущее значение при закреплении и совершенствовании техники плавания кролем на груди на этапе начальной подготовки приобретает метод целостного выполнения техники. Поэтому в каждом занятии соотношение плавания с полной координацией движений и плавания по элементам с помощью рук и ног должно быть 1:1. Совершенствование техники плавания производится с обязательным изменением условий выполнения техники движений. С этой целью применяются следующие варианты плавания: 1. поочередное проплывание длинных и коротких отрезков; 2. проплывание отрезков на наименьшее количество гребков, в чередовании с проплыванием в быстром темпе; 3. чередование плавания в облегченных и усложненных условиях: плавание по элементам и в полной координации, плавание с задержкой дыхания и с произвольным дыханием, плавание по элементам с плавательными досками и без них, плавание в ластах. При начальном обучении технике плавания неизбежно выполнение движений с отдельными недостатками. Ошибки следует исправлять быстро и тщательно, не допуская образования из автоматизации.

Туризм и его виды - как форма физической культуры, используемая в организации культурного досуга и здорового образа жизни школьников. Возможности туризма в социализации детей и подростков.

Туризм – самый массовый вид активной спортивно-физической деятельности человека и обладает широкими возможностями для проявления уже полученных навыков и для приобретения нового опыта жизнедеятельности. Это небольшие походы выходного дня и путешествия самой высокой сложности. Основные особенности туризма: – масштабность - (самодеятельным туризмом в нашей стране занимается более 15 млн. человек: современные люди осознали необходимость активного отдыха и его познавательные возможности.) доступность (туризмом могут заниматься люди любого достатка, практически любого возраста, с любой физической подготовкой, т.к. физические нагрузки определяются возможностью спортсмена). В туристском походе адаптация к нагрузкам протекает намного легче, поскольку путешествующий попадает в первозданные условия природы (воздух, вода, окружающая флора и фауна), в туризме все подчинено логике активного образа жизни, посильная физическая нагрузка при достаточном и полноценном отдыхе. Занимаясь туризмом, человек учится преодолевать себя, проявлять волевые качества, быть дисциплинированным. Туристские походы приучают людей к более рациональной жизни, строгому учету времени, критической оценке своих действий и действий товарищей. Особенно привлекателен туризм своей духовно-эмоциональной стороной, когда участники испытывают радость уже задолго до самого похода (увлекательный процесс подготовки, ожидание приятного общения во время похода). Группа в походе – единое целое, лишь от взаимопонимания всех ее участников зависит успех. Поход – это радость общения с новыми людьми, особое чувство общения с природой, расширение кругозора. Существуют различные формы туристских занятий: походы, туристские соревнования и слеты. Наиболее приемлемым для образовательных учреждений различного вида являются туристские слеты. Этот вид мероприятий достаточно прост в организации и в проведении. Как правило, такие слеты проводятся в течение одного дня, поэтому легко решается вопрос об обеспечении необходимым снаряжением, о пункте размещения участников, об организации питания. Туристские слеты проводятся обычно весной или осенью в живописных уголках природы с целью популяризации или дальнейшего развития массового туризма. Это обмен опытом работы, смотр-конкурс на лучшую постановку туристской работы в коллективе физической культуры, проверка физической, технической и тактической подготовки туриста. Также туристские слеты являются сильным идеологическим инструментом для борьбы за здоровый образ жизни. Место слета должно быть удобным для подъездов и подходов, для подготовки дистанций соревнований по ориентированию и туристской технике, для размещения участников и организации нормальной жизнедеятельности детей. Место проведения можно украсить флагами, лозунгами, транспарантами, можно установить мачту для подъема флага, определить место построения. Необходимо определить место для большого общего костра. Площадку под костер готовят на открытой поляне, которая окапывается канавкой шириной 60 – 80 см. Площадку следует расположить не менее чем на 15-20 от ближайших крон деревьев. Нарушение этого правила может привести к лесному пожару. Важно обеспечить безопасность располагающихся вокруг огня туристов. Для этого необходимо прочно закрепить основание костра, правильно уложить дрова и остов, регулировать огонь. Возле огня должны дежурить 3 – 4 опытных туристов-костровых. Четко организованная церемония открытия слета дисциплинирует всех участников, способствует их хорошему настроению. Активность туристов, неисчерпаемый запас энергии, выдумки, остроумия, умение создать атмосферу веселья – вот что является основой успеха туристского слета. Необходимо продумать программу слета с точки зрения ее разнообразия. Недопустимо превращать слет в сплошные туристские соревнования. И в тоже время негативно сказывается на настроении участников большое количество свободного времени, когда прибывшие на слет слоняются без дела. Программа мероприятия должна быть составлена так, чтобы интересной работой были заняты все прибывшие на слет. Большой популярностью у туристов пользуются песни. Конкурс песен, включенный в программу слета, способствует воспитанию художественного вкуса. Увлекательные рассказы об интересных маршрутах и встречах, о туристской этике являются действенной и наглядной агитацией туризма. Привлечение к работе слета краеведа, охотника, географа, геолога способствует увеличению числа слушателей. Организаторам слета необходимо своевременно позаботиться о предполагаемой встрече: определить список приглашенных, договориться о характере беседы, ее продолжительности. Игры на слете в зависимости от масштаба, возможностей и условий могут быть самыми многообразными. Наряду с серьезными соревнованиями следует включить в программу слета то, что могло бы позабавить, повеселить зрителей: комический бокс или эстафету, перетягивание каната и т.п. Любые массовые мероприятия: игры, песни, пляски, танцы, показ кинофильмов, отчеты о путешествии, фотовыставки, стенды, показ самодеятельного туристского снаряжения и т.д. – можно проводить в форме конкурсов. Конкурсы повышают интерес к различным видам туристской самодеятельности, придают остроту многим, казалось бы, обычным явлениям, происходящим на слете. Для организации и проведения любого конкурса заранее создается конкурсная комиссия, вырабатываются и утверждаются положения о конкурсах. Туризм, как форма организации физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи, является идеальной формой физического воспитания. Туризм призван содействовать решению комплекса социокультурных, педагогических задач. Основными из них являются следующие: воспитание жизнеспособной личности, ориентированной на самосовершенствование, выявление, развитие и проявление своих творческих способностей; полноценное и пропорциональное развитие у человека телесных (физических), психических и духовных (нравственно-эстетических) качеств, т.е. его гармоничное развитие; воспитание разносторонне (всесторонне, универсально) развитой личности, проявляющей свои творческие способности в разных сферах деятельности; патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре, а вместе с тем воспитание толерантности: уважения к ценностям других культур, идеологий, верований; организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения; профилактика наркомании; социальная реабилитация и интеграция лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

Наши рекомендации