Педагогика как наука имеет свой объект и предмет изучения
Объект – это область действительности, которую исследует данная наука.
А.С. Макаренко в 1922г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования педагогики является педагогический факт (явление). При этом ребенок не исключается из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Следовательно в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида и его психику, а систему педагогических явлений связанных с его целенаправленным развитием. Таким образом, объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства.
Не только педагогика изучает образование. Его изучают другие науки, такие как философия, социология, психология, экономика и т. д. Так, например, экономист, определяя уровень возможностей «человеческих ресурсов», продуцируемых системой образования, пытается вычислить затраты на их подготовку. Социолог выясняет, хорошо ли готовит современная система образования людей, которые адаптируются к социальной среде, помогают научно-техническому прогрессу, различным социальным преобразованиям. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог хочет выяснить, насколько эффективна государственная образовательная политика и т. д. Но эти науки не затрагивают важные, определяющие аспекты образования, связанные с процессами развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему структуре. И это понятно, так как изучение данных элементов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука – педагогика[4]. Для того, чтобы определить предмет педагогики, дадим сначала определение предмета исследования.
Предмет – это составная часть объекта исследования, это способ видения объекта с позиции данной науки.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.
Каковы функции педагогической науки, обусловленные ее предметом?
Функции педагогической науки, несомненно, определены ее предметом. Имеется в виду определение теоретических и технологических задач, поставленных в процессе выявления принципов и закономерностей педагогической деятельности. Это теоретическая и технологическая функции, которые педагогика осуществляет в ограниченном виде.
Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях:
1) описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне изучает основы новаторского педагогического опыта.
2) диагностический уровень – предполагает выявление состояния педагогических процессов, эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей;
3) прогностический уровень – представляет собой экспериментальные исследования педагогического процесса, а также построение на их основе моделей преобразования действительности. Прогностический уровень теоретической функции раскрывает сущность педагогических процессов, научно обосновывает предполагаемые изменения. На этом уровне создаются определенные теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.
Технологическая функция также осуществляется на трех уровнях реализации:
1) проективный уровень – предполагает формирование критериев и принципов построения учебного пособия, составление методических разработок (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), которые воплощают теоретические концепции и определяют «нормативный, или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической работы;
2) преобразовательный уровень – изучает и внедряет опыт педагогической науки;
3) рефлексивный уровень – предполагает определение степени влияния результатов исследований на практику образовательной деятельности и последующую коррекцию.
Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук[5]. Также представляется важным обозначить систему педагогических наук. Педагогику можно условно разделить на фундаментальную (общую) и прикладную.
Фундаментальная педагогика – изучает и разрабатывает наиболее общие, базовые педагогические понятия (например, категории, методы педагогики), которые являются универсальными для науки.
Прикладная педагогика изучает педагогические явления применительно к какой-либо конкретной сфере деятельности.
Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика.Она включает в себя преддошкольную и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшего образования, педагогику взрослых (андрогогику).
Преддошкольная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития и формирования личности ребенка дошкольного возраста. Педагогика школы изучает закономерности и условия обучения и воспитания детей школьного возраста. Предметом педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего образования, специфические проблемы получения высшего образования.
Педагогика взрослых (андрогогика) изучает особенности работы со взрослыми и пожилыми людьми.
Педагогические дисциплины подразделяются также в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, производственную, исправительную, спортивную педагогику и т.д.
Педагогика профессионального образования – изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов (курсантов и слушателей).
Исправительная (пенитенциарная) педагогика занимается вопросами воспитания, перевоспитания, ресоциализации осужденных.
Военная педагогика изучает особенности воспитания военнослужащих.
К педагогическим дисциплинам также относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, социальная педагогика, педагогическая психология, специальная педагогика и т.д.
Социальная педагогика исследует воспитательные возможности общества, влияние на человека образа жизни и средств массовой коммуникации, а также способы повышения культурного уровня общества.
История педагогики исследует возникновение и развитие педагогики в различные исторические эпохи и периоды.
Сравнительная педагогика занимается анализом и сравнением образования в разных странах.
Специальная педагогика (дефектология) исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками.
Профессиональная педагогика изучает процесс воспитания, обучения, образования и развития специалистов той или иной профессиональной сферы.
Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные или предметные методики исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах образовательных организаций.
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно развитой наукой, не может существовать обособленно от других наук. Поэтому, определяя педагогику, важно обозначить ее место среди других наук. Так как объектом педагогики являются явления, связанные с развитием и образованием человека, то она, прежде всего, связана с науками о человеке.
Педагогика и философия.Философское учение является методологической основой педагогики. Обе науки начали развиваться почти одновременно, и в течение длительного времени педагогика выступала частью философии. Известные древнегреческие философы (Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон и другие) разрабатывали положения и идеи, связанные с воспитанием человека и формированием его личности.
К числу традиционных философско-педагогических проблем можно отнести, например, проблему влияния общества на личность и личности на общество; проблемы формирования мировоззрения.
Педагогика и этика (в частности, профессиональная педагогика и профессиональная этика). Положения этики, в частности, используются при осуществлении нравственного воспитания[6]. Существует и ряд понятий, которые являются и философскими, и этическими, и педагогическими одновременно. Это такие понятия, как социальное формирование, гуманность, совесть, воля и другие.
Педагогика и история.Современный человек рождается, живет и развивается в особой, отличной от природы, социальной среде. Без знания истории общества трудно понять и особенности педагогического воздействия на людей. Поэтому педагогика и история тесно связаны между собой. Так, например, обучение и воспитание имеют исторический характер. Они возникли вместе с человеческим обществом. А исторический процесс развития общества показывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых было лучше поставлено воспитание.
Педагогика и социология.Осуществление педагогических воздействий невозможно без определенных социологических исследований, например, исследований влияния социальной среды на человека; влияния общественных явлений на разные слои населения, воспитания личности в различных социальных институтах. Существует педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии. Она использует данные и результаты социологических исследований о процессах в обществе, профессиональной занятости людей при решении конкретных задач воспитания людей в различных социальных институтах (например, в образовательных учреждениях; в трудовых коллективах; в правоохранительных органах и т.д.)
Педагогика и экономика.Педагогика тесно связана с экономикой, в частности с такой ее областью, как экономика образования. Доказано, высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производительности труда. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших педагогических задач, как:
- определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни;
- определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений;
- определение затрат на оборудование, пособия и т.д.
Тесно связана педагогика с биологическими науками. Они являются естественно-научной базой педагогики и психологии. Педагогика учитывает данные этих наук, касающиеся функционирования органов чувств, развития нервной системы и т.д.
Особое значение для педагогикиимеет связь с психологией, так как необходимо учитывать психологические особенности человека, оказывая на него педагогическое воздействие. Эффективность применения того или иного метода педагогического воздействия (убеждения, внушения, беседы и т.д.) во многом зависит от учета психологических качеств отдельного человека или группы людей. Большое значение для педагогики имеет возрастная психология, которая изучает психологические особенности людей разного возраста и позволяет подбирать наиболее эффективные методы педагогического воздействия. Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия людей и ее данные во многом лежат в основе такого педагогического принципа, как уважение личности и признание индивидуальности человека. Данные социальной психологии, которая занимается изучением формирования личности в социуме (социальных группах), находят свое отражение в другом педагогическом принципе – принципе воспитания в коллективе и через коллектив. Этот принцип используется, например, при осуществлении воспитания лиц в местах лишения свободы.
В целом данные различных отраслей психологии активно используются сотрудниками ОВД в ходе работы по профилактике и предупреждению преступности, например, при осуществлении воспитательной (педагогической) работы по отношению к лицам, прибывшим из мест лишения свободы.
Педагогика и юриспруденция.Педагогика тесным образом связана со сферой юриспруденции и деятельностью сотрудников ОВД. Так, в процессе общения с разными категориями граждан сотрудник ОВД определенным образом воздействует на них, например, с целью повышения степени их правовой осведомленности и развития правового сознания.
Таким образом, можем сделать следующие выводы:
· педагогика – самостоятельная наука, занимающаяся вопросами воспитания и образования человека;
· педагогика выполняет теоретическую и практическую функции, т.е. отвечает на вопросы «Чему и как обучать?»;
· педагогика имеет определенную систему;
· педагогика тесно связана с другими науками, она использует данные этих наук.
Основные понятия и категории педагогики.
Основными категориями педагогики являются «развитие», «социализация», «воспитание», «образование», «обучение» личности.
Развитие– это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В развитии человека выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие индивида от рождения до смерти).
В философской, психологической и педагогической литературе даются разные определения этому понятию. В философии развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.
В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, когда речь идет о каком-либо изменении – прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы.
В педагогике под развитием понимают количественно-качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.
Таким образом, развитие - это процесс количественных и качественных изменений физических и духовных сил человека (изменений в организме, интеллектуально и духовной сферах).
Развитие происходит под влиянием ряда факторов:
- внешних (природной, социальной и профессиональной среды) и внутренних (физиологических особенностей, активности личности);
- управляемых (воспитания) и неуправляемых (стихийного влияния среды) факторов.
В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.
Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.
Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношения человека миру.
Результат развития – становление человека как биологического вида и социального существа. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса – переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности[7].
Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существуют три концепции (биологическая, социологическая, биосоциальная) соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его личности.
Представители биологической концепции, считая личность природным существом, объясняют поведение действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов.
Их взгляды сводятся к следующему:
- человек – сугубо природное существо;
- развитие определяется врожденными потребностями, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;
- воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.
Представители социологической концепции считают:
- человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности он постепенно изменяется под влиянием среды, прежде всего под влиянием ближайшего социального окружения;
- среда является определяющим фактором формирования личности;
- воспитание направляет процесс развития личности;
- чем ниже по уровню развития личность, тем ярче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п. (например, дисгармоничное развитие личности преступников).
Представители биосоциальной концепции считают:
- человек – существо и биологическое и социальное;
- психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;
- направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологические и социальные факторы действуют одновременно, причем интенсивность и качество их воздействий неодинаковы на разных этапах развития человека и в разных ситуациях. Наследственность (биологический фактор) может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Предрасположенность к сниженному интеллекту создают клетки головного мозга у детей алкоголиков и нарушенные генетические структуры у наркоманов. Кроме того, исследования личностных особенностей серийных насильственных преступников показывают наличие неблагоприятных биологических факторов в их развитии – органических поражений головного мозга (травм), ярко выраженный алкоголизм у родителей. Понимание процесса наследования задатков очень важно, так как позволяет определить методы педагогического воздействия на те или иные группы лиц (несовершеннолетних с девиантным поведением; вернувшихся из мест лишения свободы и нуждающихся в ресоциализации).
Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, семейная среда. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как общественный строй, материальные условия жизни, социальные явление в обществе и так далее. Например, попадая под влияние криминальной среды человек (скажем, подросток) усваивает ее ценности, что приводит к формированию мотивации преступного поведения и черт личности преступника.
Понятие «развитие» личности используется наряду с понятием социализации. Социализация - усвоение человеком норм, ценностей, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной группе; усвоение социального опыта.
Для сотрудников правоохранительных органов важно, в частности, учитывать закономерности правовой социализации личности для объяснения механизма неправомерного поведения, а также прогнозирования поведения лиц с учетом условий их правовой социализации, определение среди граждан так называемых групп риска (с нарушениями правовой социализации) и осуществлении профилактики преступлений.
Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализация осуществляется в процессе воспитания.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле[8].
В широком смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается все исторически созданное духовное наследие человечества.
В узком социальном смысле под воспитанием понимают целенаправленное воздействие социальных институтов на человека с целью формирования у него определенных убеждений и ценностей. Например, воспитательное воздействие норм и традиций ОВД с целью формирования профессионального мировоззрения.
Таким образом, воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в соответствии с требованиями общества и профессиональной деятельности. Благодаря воспитанию осуществляется подготовка человека к жизни в социуме, к общественно приемлемому поведению (формированию гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, гуманизма, уважения к закону, правам и свободам человека). Иными словами, воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации, своеобразный механиз управления социализацией[9]
Обучение – это специально организованный и целенаправленный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, а также формирование мировоззрения, развитие умственных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.
Обучение осуществляется под руководством специально подготовленного лица (руководителя, педагога). Обучение также можно определить как процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений, в ходе которого осуществляется образование человека. Результатом обучения является обученность личности, группы людей.
Основным содержанием профессионального обучения выступает обеспечение специалистов профессиональными знаниями, умениями и навыками; профессиональное обучение подчиняется необходимости подготовки специалистов (сотрудников ОВД) к решению практических (профессиональных) задач. В системе высшего профессионального обучения осуществляется сочетание этих видов обучения. Профессиональное обучение может осуществляться и по ходу профессиональной деятельности в целях ее совершенствования, причем на базе ранее полученного образования.
Основу обучения составляют знания, умения и навыки.
Знания– это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
Умения– готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства.
Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах[10]. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, а также способов мышления.
Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
Таким образом, образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.
Под образованием также понимается специально организованная образовательная система по передаче и приему опыта поколений, предназначенная для развития человека и формирования его готовности к жизнедеятельности в обществе.
Рассмотрение основных категорий педагогики логично продолжить объяснением сущности педагогического процесса и выделением связанных с ним основных понятий.
Итак, мы знаем, что педагогический процесс является предметом изучения педагогики.
Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и учащиеся являются субъектами педагогического процесса. Освоение опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии происходит во взаимодействии педагогов и обучаемых. Для успешного освоения опыта необходимы специально организованные условия, наличие определенной материальной базы, включающей определенные педагогические средства. Педагогический процесс ориентирован на достижение определенной цели. А цель педагогического процесса предполагает решение педагогических задач.