Как научная отрасль и основа воспитательной работы в ОВД
Профессиональная педагогика – область педагогической науки, в которой рассматриваются закономерности профессионального роста в системе среднего и высшего профессионального образования; содержание, формы и методы подготовки и повышения квалификации служащих.
Объектом профессиональной педагогики выступает сфера специальной (профессиональной) подготовки человека к труду. Предметом профессиональной педагогики является процесс формирования профессионально значимых качеств личности и педагогическая система, задающая этот процесс формирования.
Мы будем придерживаться мнения, согласно которому профессиональная педагогика – наука, изучающая педагогические явления в определенной сфере профессиональной деятельности, а именно:
а) закономерности воспитания, образования и обучения профессионала,
б) педагогические явления и закономерности, которые учитывает и использует в своей деятельности сам специалист (например, методы педагогического воздействия руководителя на подчиненных, сотрудника ОВД на различные категории граждан).
Основными задачами профессиональной педагогики являются следующие:
- определение содержания обучения и воспитания профессионалов;
- разработка методики самообразования и самовоспитания специалистов;
- разработка методов педагогического воздействия, используемых специалистами в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Успех деятельности профессионала в сфере «человек - человек» зависит от его профессиональной подготовленности.
А.М. Столяренко выделяет несколько видов деятельности сотрудников ОВД, в которых требуется педагогическая подготовленность.
Первый вид настолько тесно связан с решением педагогических задач, что его можно рассматривать как разновидность педагогической деятельности. Для него характерно наличие педагогических задач, форм, методов и условий работы, имеющих приоритетное значение и определяющих ее успешность. Это деятельность инспекторов по профилактике преступлений среди несовершеннолетних, сотрудников служб по работе с персоналом (служб кадров, отделов по воспитательной работе), преподавателей образовательных учреждений и учебных центров и др.
Для второго вида деятельности сотрудников ОВД выраженные педагогические функции существуют наряду с другими (юридическими, управленческими и пр.). Здесь решение педагогических задач имеет параллельный характер. Это деятельность руководителей всех категорий, работников управленческих аппаратов, участковых инспекторов, сотрудников ГИБДД.
Третья группа видов профессиональной деятельности сотрудников ОВД отличается частичным (или ситуативным) использованием педагогических воздействий. Это воздействия внешнего вида, действий, манеры общения, применяемых санкций, разъяснения, убеждения, предъявления требований и др. (например, деятельность оперативных сотрудников или сотрудников МОБ, обеспечивающих общественный порядок, осуществляющих раскрытие и расследование преступлений, освобождение заложников, пресечение террористических актов и т.д.).
Дополнительный педагогический эффект в профессиональной деятельности сотрудника ОВД может выражаться в том, что:
- граждане получают новые правовые знания или некоторым образом изменяют свои взгляды;
- у граждан воспитывается дисциплинированность поведения в общественным местах и в быту;
- сотрудник ОВД побуждает граждан к отказу от вредных привычек и повышению правовой требовательности к себе;
- у граждан воспитывается уважение к закону, его понимание и т.д.
Педагогические влияния обеспечивают знание гражданами прав, формируют их отношение к правовым номам и стремление к соблюдению этих норм.
Сотрудники ОВД, таким образом, постоянно оказывают более или менее выраженное педагогическое воздействие на объект труда (граждан – задержанных, подозреваемых, свидетелей и др.), хотя и не всегда осознают осуществляемую ими педагогическую функцию.
Можно утверждать, что успех профессиональной деятельности человека во многом зависит от того, понимает ли он роль и влияние педагогических факторов, готов ли вести себя с учетом этих факторов. Это определяется наличием у него педагогической подготовленности, которая состоит из общей и профессиональной педагогической подготовленности.
Общая педагогическая подготовленность включает следующие элементы:
- знание основных категорий педагогики;
- знание основных форм и методов педагогики;
- понимание зависимости жизненного успеха от уровня формирования педагогических свойств (образованности, воспитанности и других);
- умение использовать меры индивидуальной воспитательной работы и воспитательной работы с группой людей.
Профессионально-педагогическая подготовленность включает такие элементы, как:
- понимание зависимости результатов труда от педагогических свойств личности (уровня ее развития, например);
- знание педагогических основ управления;
- осознание формирующего влияния профессиональной деятельности;
- умение организовывать и проводить занятия с персоналом по профессиональным вопросам;
- способность учитывать педагогические закономерности при самоорганизации деятельности (например, направленной на профессиональное самосовершенствование).
Таким образом, педагогические основы воспитательной работы выступает значимой для сотрудников правоохранительных органов областью знания, а профессионально-педагогическая подготовленность – составляющей профессиональной компетентности в целом.
Заключение.
В целом педагогика востребована во многих областях жизни и деятельности и, в первую очередь, в сферах, где осуществляется образование, воспитание, обучение и развитие граждан, в том числе в сфере деятельности сотрудников ОВД.
Таким образом, в данной лекции мы познакомились с основными историческими этапами педагогической науки, предметом, объектом, функциями, задачами и методами педагогики.
Литература:
1. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
2. Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие / Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. – М.: В. Секачев, 2005.
3. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
4. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1: Общие основы. – М.: Владос, 1999.
5. Психология и педагогика. Учебник для вузов. Составитель и отв. ред. Радугин А.А., М.: Центр, 1996.
6. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Совершенство, 1998.
7. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
8. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000.
9. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
10. Краткий педагогический словарь / Андреева Г.А. и др. – М.: В.Секачев, 2007.
11. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010.
12. Педагогика в деятельности сотрудников ОВД : Курс лекций / Автор-составитель С.Е. Борисова. – Орел: ОрЮИ МВД России, 2011.
13. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
14. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
[1] Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с.14.
[2] Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с.14.
[3] Педагогика: учеб./ под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с. С. 3.
[4] Громкова М.Т. Педагогика образования взрослых. М.: ТОО «ИнтелТех», ЦИНО общества «Знание». 1995г. с.15
[5] Педагогика: учеб./ под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с. С. 12-13.
[6] Этика и педагогика. Словарь по этике / Под редакцией И.Кона, 1981 г. [Электронный ресурс] http://www.psyoffice.ru (Дата обращения 3.02.14г.).
[7] Педагогика: учеб./ под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с. С. 19-20.
[8] Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с.66.
[9] Педагогика: учеб./ под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с. С. 26.
[10] Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с.66.
[11] Спирин, Л.Ф. Теория и технология педагогических задач / Л.Ф. Спирин.– М., 1997.– С. 19–27; 35–37.
[12] Психология и педагогика: учебник для бакалавров / под общ. Ред. В.А. Сластенина, В.П. Каширина. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 609. С. 259.
[13] Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с.82.
[14] Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с.88.