Педагогический процесс, его целостность и структура
Процесс(от лат. – продвижение) – движение вперед, изменение.
Педагогический процесс – целенаправленное и организованное взаимодействие педагогов и воспитанников для реализации целей образования и воспитания в определенной педагогической системе (например, в школе, вузе, системе образования в целом).
Функции:информационная,Развивающая,Воспитательная,ценностная ориентация,социальная адаптация и др.
Признаки:
Целостность (в ПП осуществляется педагогическое воздействие на личность в целом – ее сознание, эмоции, поведение)
Единство (в ПП воедино слиты процессы формирования, развития, обучения и воспитания личности вместе с условиями их протекания, методами и формами их реализации, образуя содержательное единство, подчиняясь единой цели)
Общность (все компоненты ПП воздействуют на личность, сообща, комплексно, одновременно)
Структура ПП – совокупность составляющих его частей, соотвсетсвующих компонентам педсистемы.
Структуру ПП определяют следующие компоненты:
· Целевой (процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов).
· Содержательный (отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу)
· операционно-деятельностный (взаимодействие педагогов и воспитуемых их сотрудничество, организация и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат)
· оценочно-результативный (процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью)
Между компонентами существуют информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные, причинно-следственные связи, связи управления и самоуправления
Движущая сила (источник) ПП – противоречие между требованиями к личности, возникающими в ее жизни, и реальными возможностями личности, ее уровнем развития (разрыв между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития личности).
Закономерности ПП– объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи ПП с другими явлениями: социальной системой, деятельностью, активностью самой личности, общением.
И.П. Подласый:
· связь воспитания и социальной системы.
· Связь между обучением и воспитанием.
· Связь воспитания и деятельности: воспитывать - значит включать ребенка в различные виды деятельности.
· Связь воспитания и активности личности: воспитание осуществляется успешно, если его объект (ребенок) является одновременно и субъектом
· Связь воспитания и общения: воспитание протекает во взаимодействии людей - учителей, учеников и др.
· закономерность динамики педагогического процесса - величина всех последующих достижений ученика зависит от его достижений на предыдущих этапах.
· Закономерность развития личности в педагогическом процессе - темпы и уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического влияния.
· Закономерность управления учебно-воспитательным процессом - эффективность педагогического воздействия зависит от: . интенсивности обратных связей между учениками и педагогами; . величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.
· Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе - эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.
· Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности - эффективность педагогического процесса обуславливается: качеством педагогической деятельности; качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.
Система образования в РБ
Система образования – совокупность образовательно-воспитательных учреждений и органов управления ими, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
Национальная система образования включает: участников образовательного процесса, образовательные стандарты, учреждения образования, государственные органы управления образованием.
Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают:
v подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира;
v обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей и нравственно-правовых норм общественного поведения;
v воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.