Понятие социального пространства. Группа (коллектив) в социальном пространстве воспитательного процесса

Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего.

Для каждого человека социальная ситуация разворачивается как микросреда и содержит в сочетании общечеловеческий, культурологический, национальный, семейный, групповой элементы.

Социум оказывает формирующее и развивающее влияние на человека через слагаемые социального пространства. Основной перечень слагаемых социального пространства – семья, детский сад, двор, школа, спортивная секция, клуб, студия, студенческая, производственная группа и пр. Очередность и сила их влияния на развитие личности индивидуальны.

Огромное значение в воспитательном процессе имеет взаимовлияние, которое формируется в рамках отношений личности и коллектива.

Коллектив – это группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно и личностно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Характерными признаками коллектива являются:

-наличие общественно и личностно значимых целей;

-их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

-систематическое включение членов коллектива в разнообразную социальную деятельность;

-соответствующая организация совместной деятельности;

-систематическая практическая связь коллектива с обществом;

-наличие общего выборного органа в рамках коллектива.

-наличие перспективных линий;

-атмосфера доверия и взаимопомощи;

-развитые критика и самокритика, требовательность, сознательная дисциплина.

Выделяют 3 функции коллектива:

1) организационная (коллектив – субъект управления деятельностью);

2) воспитательная (коллектив – носитель и пропагандист определенных убеждений);

3) стимулирования (коллектив формирует нравственные стимулы полезных дел, регулирует поведение и взаимоотношения своих членов)ю.

Уровни развития коллектива:

-группа-конгломерат – группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся на одном пространстве в одно время (отношения поверхностны, ситуативны). Номинальные (приписанные) цели.

-группа-ассоциация – произошло начальное объединение, цели каждой личности в группе проектируются заданием. Налаживается единая жизнь группы, закладывается структурная организация коллектива.

-группа-кооперация – характеризуется организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества, деловым характером отношений, заинтересованностью в получении высоких результатов.

-группа-автономия – характеризуется высоким внутренним единством, идентификацией в качестве членов группы.

-группа-коллектив – характеризуется межгрупповым взаимодействием и взаимообщением, коллективистской направленностью.

Педагогическая организация жизни коллектива должна осуществляться путем моделирования в нем особенностей того общества, в котором все мы хотим жить, и поведения его членов как граждан такого общества.

Сплочение коллектива осуществляется на основе понимания всеми единой коллективной цели, интересов, ради которых он создан, совпадения их с интересами и потребностями каждого, признания необходимости действовать сообща, уяснения ответственной зависимости друг от друга и коллектива.

Общее движение к достижению цели улучшается и ускоряется созданием актива – первоначальной опоры руководителя в коллективе. Руководитель усиливает индивидуальную работу с активом, советуется с ним, дает поручения оказывать помощь товарищам, поручает им отдельные направления работы в коллективе. Таким образом, создается система самоуправления коллективом.

Принимаются педагогические меры по учету и совершенствованию всех факторов, влияющих на психологию коллектива. Особенно велики возможности педагогики в организации и методике работы с коллективом. При этом важно соблюдение следующих условий:

-знание руководителем педагогических возможностей той или иной формы работы с коллективом, ее пределов, опыта использования;

-осознание руководителем результата-цели, достижению которого должны быть подчинены подготовка и проведение намеченного мероприятия;

-определение всех организационных и методических деталей подготовки и проведения, которые обеспечили бы положительное отношение членов коллектива к проводимому мероприятию;

-включение в подготовку мероприятия отдельных членов коллектива, которые могли бы оказать помощь советами и делом, привлечь других, обеспечить рекламу, повысить интерес в коллективе к предстоящему мероприятию;

-подбор и тщательная подготовка ответственных исполнителей;

-обоснованный выбор времени и места проведения.

Необходимо создавать атмосферу движения коллектива к цели. Целесообразна широкая организация жизни коллектива, выходящая за рамки основной его деятельности. Необходимо применять меры по воспитанию и обучению членов коллектива организационно-управленческим навыкам.


Наши рекомендации