Муниципальная система социального воспитания

Реформы государственной структуры России, происходящие в последние годы, особое место отводят формированию муниципальных органов власти. Последовательный отказ от функций централизованного планирования всех сфер общественно-политической и хозяйственно-экономической жизни, перенос тяжести принятия решений на уровень регионов и муниципальных образований заставляют муниципальные органы власти все больше внимания уделять разработке собственных подходов к формированию местной политики, не надеясь на универсальные рецепты федеральной власти.

Одной из основных задач муниципальных органов власти является создание муниципальной системы воспитания, обеспечивающей позитивную социализацию подрастающих поколений, а также взрослых в конкретных социальных условиях.

Муниципальная система социального воспитания представляет собой совокупность планомерно создаваемых в муниципальном образовании (город, район города, сельский район) условий для развития и духовно-ценностного ориентирования его жителей.

В основе муниципальной системы воспитания лежат государственная и региональная политики в сфере воспитания, а сама она может рассматриваться как относительно автономная Подсистема государственной системы воспитания.

Муниципальная система воспитания, по мнению А.Ю.Тупицына, в идеале должна иметь ряд характеристик:

- открытость воспитательной системы, что предполагает возможность свободного перехода воспитуемого из одной воспитательной системы в другую (например, в случае переезда из одного города (района) в другой);

- доступность, что предполагает возможность воспитательной системы работать со всеми слоями населения, обеспечивая минимальный уровень позитивной социализации каждому человеку;

- многообразность, что предполагает предоставление людям возможности участия в разных видах деятельности, увеличивая их жизненные шансы.

Муниципальная система социального воспитания более или менее эффективно влияет на позитивную социализацию детей, подростков, юношей в зависимости от того, насколько осознанно и целенаправленно она создается и развивается муниципальными органами власти и в какой мере в этом процессе участвует местное население.

Эффективное функционирование и развитие муниципальной системы социального воспитания во многом определяется тем, насколько последовательно и квалифицированно местные органы власти осуществляют изучение позитивных и негативных социали­зирующих потенций и воспитательных возможностей муниципии и осуществляют на основе его данных адекватное социально-педагогическое целеполагание, программируют и организуют достижение поставленных целей, проводят анализ получаемых результатов и адекватную его данным коррекцию системы воспитания.

Изучение позитивных и негативных социализирующих потенций и воспитательных возможностей города, района предполагает первоначальную диагностику и последующее наблюдение (мониторинг)

- количественного соотношения половозрастных, этнических, социально-профессиональных и культурно-образовательных слоев населения; тенденций увеличения одних и уменьшения других, количественных и качественных характеристик миграции из города и в город, район; трудовой занятости населения, возможностей и перспектив трудоустройства, ценностных ориентации в сфере труда;

- жилищных и бытовых условий различных слоев населения, бытовой занятости и ценностных ориентаций в сфере быта;

- состояния здоровья и отношения к нему;

- досугового времяпрепровождения различных групп населения; ценностных ориентаций в сфере досуга; досуговых возможностей города, района;

- состава и типологии семей; норм семейных взаимоотношений; брачных и репродуктивных установок;

- наличия местных средств массовой коммуникации; аудиторий местных, региональных и национальных СМИ, их предпочтения;

- возможностей получения образования различного вида и уровня, количества обучающихся в различных учебных заведениях;

- социально психологического климата, культурных и бытовых традиций;

- социальнонезащищенных, неблагополучных и перспективных контингентов (реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, одаренных, социально активных, антисоциальных, криминогенных и криминальных групп, очагов, тенденций);

- противоречий между различными группами населения (территориальными, социально-профессиональными, социально-культурными, возрастными, этническими и др.).

Данные, полученные в процессе первоначальной диагностики и последующего мониторинга, могут стать реальной основой для адекватного социально-педагогического целеполагания в управлении муниципальной системой воспитания, в ее развитии. Учитывая задачи национальной и региональной политики в сфере воспитания, муниципальные органы власти определяют задачи и формулируют цели, необходимые для решения этих задач:

а) по использованию и интенсификации воспитательных возможностей города, района;

б) по компенсации недостающих возможностей;

в) по минимизации, нивелированию и корректированию негативных социализирующих особенностей, выявленных в процессе изучения и мониторинга.

Приведем несколько примеров определения задач и выдвижения целей в рамках муниципальной системы социального воспитания.

1. Изучение дел в городе, районе показало, что острой проблемой является состояние здоровья населения и особенно подрастающих поколений. Исходя из этого ставится задача создания благоприятных условий или существенного их улучшения для физического развития и оздоровления детей, подростков и юношей.

Для решения этой задачи, исходя из имеющихся возможностей, могут быть выдвинуты цели:

q совершенствовать систему детского здравоохранения;

q осуществить меры по предупреждению детского травматизма;

q развернуть медико-педагогическую пропаганду здорового образа жизни и способов оздоровления;

q улучшить питание в воспитательных организациях и др.

2. Инвентаризация и картографирование системы воспитательных организаций в городе, районе, анализ возможностей других организаций показали, что они охватывают далеко не всех нуждающихся в их услугах, отсутствует ряд необходимых воспитательных организаций. Исходя из этого, ставится задача оптимизации номенклатуры воспитательных организаций и их территориального размещения.

Для решения этой задачи, исходя из имеющихся возможностей, могут быть выдвинуты цели:

q построить и (или) капитально отремонтировать определенное количество детских садов, школ, спортивных и других внешкольных учреждений;

q использовать в воспитательных целях площади и ресурсы невоспитательных организаций (домов культуры, кинотеатров, стадионов и др.);

q создать ряд необходимых воспитательных организаций (внешкольных учреждений, детских домов и приютов и пр.) и т.д.

3. Изучение образовательного уровня населения показало, что в городе, районе низкое качество образовательной подготовки, даваемой в ряде учебных учреждений, отсутствуют или слабо представлены возможности для развития и подготовки к профессиональной мобильности и т.д. Исходя из этого, ставится задача улучшения условий для подготовки подрастающих поколений к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.

Для решения этой задачи, исходя из имеющихся возможностей, могут быть выдвинуты цели:

q улучшить качество обучения в учебных заведениях;

q создать условия для самообразования;

q оказать помощь функционально неграмотным и малообразованным;

q создать и (или) усовершенствовать систему профессиональной подготовки и переподготовки и т.д.

4. Изучение показало, что в городе, районе наблюдается неблагоприятная или даже критическая ситуация, создающая условия для появления жертв неблагоприятных условий социализации. Исходя из этого, ставится задача профилактики, коррекции и компенсации условий жизни и воспитания потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Для решения этой задачи, исходя из имеющихся возможностей, могут быть выдвинуты цели:

q оказать адресную материальную помощь малообеспеченным и медико-психолого-педагогически неблагополучным семьям;

q создать и (или) усовершенствовать систему социальной защиты детства и детей - потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации;

q осуществить меры по профилактике алкоголизма, наркомании, проституции, правонарушений;

q создать благоприятные условия для жизни и развития представителей этнических меньшинств и т.д.

В конкретных городах, районах могут быть наиболее актуальны и многие другие задачи, а, как правило, перед муниципальной системой социального воспитания одновременно стоит много задач, часть которых может рассматриваться как приоритетные.

Для решения задач необходимо создание организационно-педагогических условий, которые бы обеспечили превращение наличного экономического и социально-культурного потенциала города, района в средства муниципальной системы социального воспитания.

В первую очередь, имеется в виду интеграция возможностей и усилий органов государственной власти и управления, общественных, частных и религиозных организаций, учреждений органов образования, здравоохранения, правопорядка, социальной защиты и др., что позволит мобилизовать и сконцентрировать средства (материальные, финансовые, духовные, личностные ресурсы) для развития муниципальной системы воспитания, оптимизации и раз­вития ее инфраструктуры, кадрового потенциала.

Второе необходимое условие - освоение органами управления системой социального воспитания инновационными управленческими средствами, адекватными меняющимся социокультурным и экономическим реалиям города, района. Одним из аспектов этого можно считать овладение новыми функциями: исследовательской (диагностической), социально-проективной (разработка конкретных программ и проектов, их внедрение и распространение, методическое обеспечение), консультационной, просветительской, связи с органами управления другими системами (здравоохранения, правопорядка и т.д.) и общественностью.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ СХЕМАХ

 
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

     
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru
 
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

     
    Муниципальная система социального воспитания - student2.ru
 
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

 
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

 
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

 
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

           
    Муниципальная система социального воспитания - student2.ru
 
   
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
 
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

 
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

 
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

     
    Муниципальная система социального воспитания - student2.ru
 
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

         
    Муниципальная система социального воспитания - student2.ru
 
   
3 подхода в деле помощи детям:
  1. медико-клинический,
  2. психологический,
  3. педагогический.
 
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

 
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

       
   
Латентная, начальная, выраженная
 
  Муниципальная система социального воспитания - student2.ru

Наши рекомендации