Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

3.1. Научные основы коррекционной педагогики.

Базовые понятия. Краткий обзор истории возникновения коррекционной педагогики. Три подхода в деле помощи детям с недостатками интеллекта. Виды нарушений и их причины. Первичный дефект и вторичные наслоения. Основные подходы к классификации нарушений в развитии. Диагностика отклонений в развитии ребенка.

3.2. Обучение и воспитание учащихся с отклонениями в развитии.

Базовые понятия. Особенности детей с задержкой психического развития. Характеристика учащихся с нарушениями интеллекта. Три степени олигофрении. Цели и задачи вспомогательной школы. Характеристика особенностей детей с нарушениями речи. Социальная защита детей с отклонениями в развитии.

3.3. Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.

Базовые понятия. Характеристика проблемы отклоняющегося поведения школьников на современном этапе. Особенности системы психокоррегирующих воздействий в педагогике (виды воздействий, основные приемы, механизмы и уровни психокоррегирующих воздействий). Виды отклоняющегося поведения (страхи и навязчивости, дисморфобия, побеги из дома и бродяжничество, двигательная расторможенность, патологическое фантазирование, расстройства аппетита и др.). Уровни нарушения поведения. Особенности коррекции разных видов отклоняющегося поведения.

3.4. Коррекция социальной и педагогической запущенности детей.

Базовые понятия. Внешние и внутренние причины запущенности. Критерии оценки степени социально-педагогической запущенности. Характеристика влияющих факторов. Характеристика различных степеней запущенности (латентной, начальной, выраженной). Ведущие особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка (особенности самосознания, общения, учебной деятельности). Педагогическая коррекция запущенного ребенка.

ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.

Базовые понятия. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ЗАНЯТИЕ №1

ЦЕЛЬ: Выявление трудностей и противоречий в современной теории и практике воспитания.

Вариант 1.

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

ФОРМА: Поисково-апробационная игра.

Внести в педагогический глоссарий: воспитание, особенности процесса воспитания, многофакторность воспитания, уровни воспитания, цель воспитания, задачи воспитания, противоречия процесса воспитания, базовая культура личности, базовый минимум, закономерности воспитания, принципы воспитания, парадигма воспитания, виды воспитания, модели воспитания.

Подготовительная работа:

Ознакомиться с теорией проблемы, ответив на вопросы:

1. Какова главная цель современного воспитания?

2. Что такое «базовая культура личности»? Каковы ее основные компоненты?

3. Назовите особенности каждого из направлений воспитания на современном этапе.

4. Какие из принципов воспитания кажутся Вам наиболее существенными?

5. Как вы оцениваете практическую значимость принципа гуманизации в воспитании?

6. Какое место в структуре развития и формирования личности занимает саморазвитие, самовоспитание, самоопределение?

7. Попытайтесь, используя факты современной жизни, показать возрастающую роль школьного воспитания в развитии и формировании человеческой личности.

План:

1 ЭТАП – ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ.

- формирование «лабораторий»;

- выбор экспертной комиссии, которая оценивает работу лабораторий с позиции решения основных задач и сплоченность группы;

- выбор в каждой «лаборатории»:

· «адвокатов дьявола», которые задают «провокационные вопросы»;

· «инноваторов», которые поддерживают новые идеи;

· «сподвижников», которые приводят веские доводы в поддержку программ лабораторий;

· «оппонентов», которые дают объективную, обоснованную оценку проектов, моделей, программ лабораторий.

2 ЭТАП – ПОИСКОВЫЙ.

Коллективная разработка и обсуждение «модели воспитания» в современном обществе.

3 ЭТАП – АПРОБАЦИОННЫЙ.

Презентация проектов и их обстоятельное обсуждение.

4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

Беседа по итогам игры (см. Приложение 2.2.).

Вариант 2

ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

ФОРМА: контрольный семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные факторы развития личности.

2. Роль деятельности в развитии личности.

3. Особенности возрастного и индивидуального развития личности и их учет.

План:

1. Погружение в предмет (вопросо-ответное упражнение, метод цепочки или работа с перфокартами).

2. Контроль усвоения первого вопроса проводится в виде вопросо-ответного упражнения.

3. Контроль усвоения второго вопроса осуществляется при работе в парах по созданию опорного сигнала (5 мин.) и выборочного ответа по теме с презентацией своих опорных сигналов.

4. Для контроля усвоения знаний и практических умений по третьему вопросу проводится экспресс-тренинг: группа делится на три микрогруппы. Все группы получают общую тему (например, «Милосердие»). Группам предлагается в течение пяти минут подготовить обоснование выбора формы работы с детьми разного возраста (младшие школьники, подростки и старшеклассники) по данной теме. Выбор осуществляется среди следующих форм: диспут, рассказ с показом слайдов или фильма, обсуждение журнальной статьи.

5. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. – М., 1990.

2. Иванов И. Современный подход к воспитанию // Воспитания школьника. - № 4,- 1991.

3. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников // Советская педагогика. - 1991.- №9.

4. Бодалев А.А., Караковский В.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Педагогика. - № 5. - 1991.

5. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. – М., 1989.

6. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995.

7. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. - М., 1994.

8. Кузнецова Л., Воспитание и развитие личности \\ Воспитание школьника. – 1995. - №5.

9. Новикова Л.Н. Воспитание как педагогическая категория // Народное образование. – 2001. - №9.

10. Селиванова Н. Вечные проблемы школьного воспитания // Народное образование. – 2001. - №6.

11. Прутченков А. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. - №9.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ЛАБОРАТОРИЙ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

ЭТАП

Дать определение понятий:

«Базовая культура личности» - это

Воспитания – это

Самовоспитание – это

Саморазвитие – это

ЭТАП

1. Выявить трудности, противоречия в организации школьного воспитания.

2. Составить программу школьного воспитания, учитывая:

- цель;

- задачи;

- направления деятельности.

3. Выстроить функциональные связи и модели воспитания в единстве школьного воспитания и самовоспитания, саморазвития.

ЭТАП

Представление лабораториями своих моделей. Защита их в ходе дискуссии. В дискуссии участвуют «экспертная комиссия», «адвокаты дьявола», «инноваторы», «сподвижники», «оппоненты».

ЗАНЯТИЕ №3

ТЕМА: СПОСОБЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА

ЦЕЛЬ: Усвоить сущность методов воспитания, рассмотреть требования к применению методов и приемов воспитания.

ФОРМА: семинар

Внести в педагогический глоссарий: методы воспитания, приемы воспитания, форма воспитания, воспитательный коллектив, стадии развития коллектива.

Вариант 1.

Ознакомьтесь с теорией проблемы, ответив на следующие вопросы:

1. В чем сущность и основные особенности метода воспитания? Как содержательно проявляются методы воспитания на практике? Возможно ли появление новых методов воспитания? Почему?

2. Какая классификация методов воспитания кажется Вам наиболее удачной? Почему?

3. Как связаны между собой методы, приемы и средства воспитания?

4. Какая из двух предложенных позиций вам ближе? Теоретически обоснуйте свой ответ:

- Чтобы был порядок в школе, дайте право учителям наказывать всерьез…

- Педагог наказывает от бессилия, от неумения воздействовать. Это непрофессионально.

Задания:

1. Дайте краткую характеристику одного из методов воспитания, который Вы считаете наиболее эффективным в процессе воспитания (в зависимости от возрастных особенностей ребенка).

2. Составьте модель, иллюстрирующую условия эффективности применения методов, приемов и средств воспитания.

План:

1. Погружение в проблему (вопросно-ответные упражнения).

2. Первый вопрос рассматривается в режиме «ответ цепочкой». После теоретического осмысление вопроса проводится контроль выполнения первого задания семинара.

3. По второму вопросу семинара работа строится в виде мини-преподавания.

4. При рассмотрении третьего вопроса семинара организуется работа в парах по составлению схемы, наглядно показывающей соотношение рассматриваемых понятий, с последующей презентацией и обсуждением составленных схем.

5. Последний вопрос обсуждается в виде мини-дискуссии (см. Приложение 2.3.).

6. В заключении занятия организуется работа в микрогруппах (5 мин.) по обсуждению и выбору лучшей модели (выполнение второго задания семинара). По итогам работы проводится презентация и совместное обсуждение трех лучших моделей.

7. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).

Вариант 2

Вопросы к семинару:

1. Требования к методам воспитания в современных условиях.

2. Общая характеристика различных методов воспитания.

3. Преодоление негативных явлений в практике использования традиционных методов воспитания.

Задания:

1. Подготовить кроссворд по теме семинара, содержащий в себе ключевые понятия по заявленной теме.

2. Подготовить одну педагогическую ситуацию, иллюстрирующую актуальность изучения темы семинара.

План:

1. Погружение в предмет (терминологическое упражнение, решение кроссвордов).

2. Обсуждение первого вопроса семинара методом «ответ четверкой».

3. Второй вопрос семинара рассматривается в виде микропреподавания (студенты проводят фрагмент занятия в виде изложения сути проблемы).

4. По третьему вопросу семинара проводится письменный опрос, экспресс-тренинг или конкурс педагогических ситуаций.

5. Коллективный анализ занятия.

Литература:

1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание!. –М., 1996.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. - №4.

3. Прутцман П. Дружный класс как маленькая планета. –СПб., 1998.

4. Снайдер М., Снайдер Р., Ребенок как личность. Становление культуры справедливости. – М., 1994.

5. Натанзон Э. Приемы педагогического воздействия. - М., 1972.

6. Методика воспитательной работы. Учебное пособие / Байкова и др. – Рязань, 1993.

ЗАНЯТИЕ №5

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

ЦЕЛЬ: Раскрытие основных проблем педагогического общения, изучение основных структурных элементов технологии педагогического общения.

ФОРМА: семинар

Внести в педагогический глоссарий: общение, педагогическое общение, коммуникация, коммуникативная задача, этапы решения коммуникативных задач, стадии педагогического общения.

Вариант 1

Вопросы для обсуждения:

1. Объясните разницу между понятиями «общение» и «педагогическое общение».

2. Каковы особенности целеполагания, структуры и роли педагогического общения в деятельности учителя?

3. В чем особенность каждого из этапов педагогического общения от знакомства до педагогического взаимодействия?

4. Как вы оцениваете свои коммуникативные способности и умения? Обоснуйте свой ответ.

Задания:

1. Охарактеризуйте самый распространенный стиль педагогического общения в Вашей школе.

2. Докажите актуальность овладения педагогом технологией общения.

План:

1. Погружение в проблему методом вопросо-ответного упражнения.

2. Первый вопрос семинара рассматривается в виде контринтервью (группа делится пополам, и подгруппы сначала раскрывают понятия «общение», «педагогическое общение», а затем задают друг другу вопросы).

3. Второй вопрос рассматривается в виде микропреподавания. При этом необходимо не только содержательно раскрыть вопрос, но и грамотно осуществить педагогическое общение.

4. Третий вопрос рассматривается в микрогруппах. Микрогруппы готовят краткие выступления по данному вопросу на мини-дискусии.

5. По четвертому вопросу семинара и заданиям к семинару организуется дискуссия (см. Приложение 2.3.).

6. Коллективное обсуждение итогов семинара (см. Приложение 2.2.).

Вариант 2

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическое общение: сущность, задачи, сложности.

2. Стили педагогического общения.

3. Этапы организации общения.

4. Культура педагогического общения.

Задания:

1. Объединившись в пары, попытайтесь изобразить одну из моделей педагогического общения

- Монблан.

- Китайская стена.

- Локатор.

- Тетерев.

- Робот.

- Я сам.

- Приятель.

2. Подготовка 1-2 тестов на знание теории педагогического общения (см. Приложение 2.5.).

План:

1. Погружение в проблему методом вопросо-ответного упражнения, работы в тетрадях или моделирование ситуаций.

2. Рассмотрение второго вопроса семинара осуществляется методом «микро-преподавание».

3. Третий вопрос семинара рассматривается в виде рассказа-эстафеты.

4. В рамках работы по последнему вопросу семинара проводится тестирование на общительность по заготовленным тестам. После чего в течение 5 минут составляется программа самосовершенствования культуры педагогического общения, которая представляется несколькими студентами и обсуждается в группе.

5. Демонстрация, определение и обсуждение стилей педагогического общения.

6. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).

Литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983

2. Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Педагогика. - №12. - 1990.

3. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1987

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. –М., 1987.

5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 1985.

6. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком \\ Вопросы психологии. – 1984. - №2.

7. Бодалев А.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. - 1992. - № 5-6

8. Лозовцев В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками // Вопросы психологии. - 1986. - №1.

9. Леви В. Искусство общения старшего с младшим // Воспитание школьников. – 1987. - № 3-4.

ЗАНЯТИЕ №6

Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

Цель: уяснение студентами сущностных особенностей современных воспитательных технологий.

Форма: семинар

Внести в педагогический глоссарий: воспитательное мероприятие, воспитательное дело, этапы конструирования воспитательного дела.

Вопросы для обсуждения:

1. Из каких компонентов складывается воспитательная технология.

2. В чем заключается воспитательная ценность каждого из этапов подготовки и проведения воспитательного дела.

3. Выделите критерии эффективности воспитательного дела.

Задания:

1. Познакомившись с теорией вопроса, составьте картотеку форм воспитательной работы по одному из ее направлений.

2. Объединившись в микрогруппы до 5 человек, найдите аргументы как в пользу технологизации воспитания, так и против нее. Подготовьтесь к участию в дискуссии по данной проблеме.

План:

1. Погружение в проблему методом письменного опроса с последующей взаимооценкой.

2. Первый вопрос рассматривается в виде рассказа-эстафеты.

3. Для рассмотрения второго вопроса группа делится на микрогруппы, которым предлагается доказать воспитательную ценность того или иного этапа подготовки и осуществления воспитательного дела.

4. Для рассмотрения последнего вопроса семинара предлагается совместный просмотр и обсуждение с позиций эффективности какого-либо воспитательного дела видеоматериалов, иллюстрирующих одну из форм внеклассной работы.

5. Презентация собственной картотеки форм воспитательной работы сначала осуществляется в микрогруппах, а затем лучшие картотеки выносятся на аудиторное обсуждение.

6. Мини-дискуссия о плюсах и минусах технологизации воспитательного процесса (см. Приложение 2.3.).

7. Коллективное обсуждение итогов семинара (см. Приложение 2.2.).

Литература:

1. В. Леви. Нестандартный ребенок. - Хабаровск, 1990.

2. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. - М., 1989.

3. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. –М., 1986.

4. Новикова Л.И. Педагогика коллектива. –М., 1978.

5. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. –М., 1992.

6. Белкин Л.С. Ситуация успеха, как ее создать. - М., 1991.

7. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д., Педагогическое творчество. –М., 1990.

8. Педагогические технологии: Что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т.И. Шамовой. - М., 1994.

9. Новикова Л.Н. Современные проблемы воспитания // Педагогика. – 2000. - №6.

10. Караковский В.А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. – 2001. - №4.

ЗАНЯТИЕ №5

ТЕМА: ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ЦЕЛЬ: рассмотреть основные категории, понятия и проблемы социальной педагогики.

ФОРМА: Учебная игра «КИБ» (конструкторско-исследователькое бюро).

Внесите в педагогический глоссарий: социальное воспитание, воспитание, социализация, факторы социализации, механизмы социализации, агенты социализации, средства социализации, принципы социального воспитания, социальный опыт, возрастной подход в социальном воспитании, индивидуальный подход в социальном воспитании, структурная деформация семьи, психологическая деформация семьи, семейное воспитание, функции семьи.

Подготовительная работа:

Составьте краткий конспект по следующим вопросам:

1. Характеристика процесса социализации.

2. Составные части процесса социализации.

3. Какие принципы социального воспитания Вы выделили бы в качестве ведущих? Почему?

4. Внешние факторы процесса социализации современного подростка.

Задания:

1. Ознакомившись с теорией вопроса (в Приложении 2.6.), объединитесь в микрогруппы по 5 человек и спроектируйте возможные пути оптимизации муниципальной системы социального воспитания в нашем городе.

План:

1. Объяснение правил игры.

2. Формирование лабораторий КИБ и приемной комиссии.

3. Задачедатель объясняет проблему, используя подготовленные конспекты (в форме мини проблемного доклада).

4. Работа лабораторий над проектами, и приемной комиссии над выработкой критериев оценки создаваемых проектов.

5. Презентация проектов,

6. Совместное обсуждение проектов.

7. Завершающее слово приемной комиссии.

8. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).

Литература:

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. –М., 1999.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1997.

4. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.

5. Кон И.В. В поисках себя. – М., 1984.

6. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М., 1998.

7. Дармодехин С.А. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации // Педагогика. – 2001. - №1.

ЗАНЯТИЕ №13

ТЕМА:ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ.

ЦЕЛЬ:Раскрыть особенности работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении.

ФОРМА: семинар.

Внести в педагогический глоссарий: аномалия развития, первичный дефект, органические нарушения, задержка психического развития, умственная отсталость, олигофрения, идиотия, имбецильность, дебильность.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте социальное значение коррекционной педагогики.

2. Каковы причины возрастания числа детей с отклонениями в развитии?

3. Охарактеризуйте основные виды нарушения развития у детей.

4. Раскройте основные признаки задержки психического развития у детей.

5. В чем отличие умственно отсталого ребенка от ребенка с задержкой психического развития?

Задания:

1. Проиллюстрируйте примерами необходимость изучения проблемы коррекции отклоняющегося поведения школьников.

2. Охарактеризуйте самый распространенный вид отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

План:

1. Погружение в проблему методом вопросо-ответного упражнения.

2. Первый и второй вопросы семинара рассматриваются в совместном обсуждении (две микрогруппы доказывают либо необходимость, либо неактуальность изучения основ коррекционной педагогики в рамках курса).

3. Третий вопрос семинара раскрывается методом «рассказ-эстафета».

4. Четвертый вопрос рассматривается в виде игры-аукциона.

5. По пятому вопросу семинара и анализу выполнения заданий к семинару организуется работа в микрогруппах. По итогам работы группы представляют своих спикеров со следующими мини-докладами:

- самый точный ответ в микрогруппе на пятый вопрос семинара;

- характеристика самого распространенного вида отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

6. Коллективное обсуждение итогов семинара (см. Приложение 2.2.).

Литература:

1. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М., Воронеж, 1996.

2. Лапшин В.А., Рузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

3. Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей / Под ред. Лубовского В.Т.. – Смоленск, 1994.

4. Хромова Т. Одаренные дети // Воспитание школьников. -1997.- №4.

ЗАНЯТИЕ №7

ТЕМА: ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

ЦЕЛЬ: обоснование необходимости овладения педагогами приемами работы с социально и педагогически запущенными школьниками.

ФОРМА: семинар-игра.

Внести в педагогический глоссарий: уровни психокоррегирующих воздействий, виды отклоняющегося поведения, уровни нарушения поведения, социально-педагогическая запущенность, социальная запущенность, педагогическая запущенность, критерии запущенности, степень социально-педагогической запущенности.

Подготовительный этап:

Ознакомьтесь с теорией проблемы, опираясь на следующие вопросы:

1. Раскройте смысл понятия «социально-педагогическая запущенность школьников».

2. В чем заключаются специфические особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка?

3. В каком соотношении находятся понятия «психокоррекция» и «перевоспитание»?

4. Дайте краткое обоснование актуальности изучения проблемы коррекции социально-педагогической запущенности детей.

5. Как Вы оцениваете термин «трудный ребенок»? Обоснуйте свой ответ.

6. Сформулируйте главную цель коррекции социальной и педагогической запущенности школьников.

Задания:

1. Разработайте технологическую карту педагогической тактики работы с социально и педагогически запущенными школьниками.

2. Проиллюстрируйте примерами эффективность применения приемов и методов коррекции социально-педагогической запущенности школьников

План:

ЭТАП.

Игра «Компетентность» (автор А. Гин)

1. Ознакомление с ходом игры.

2. Выбор «нанимателей» и организация двух микрогрупп.

3. Работа в группах по разработке 5 вопросов по проблеме семинара.

4. Ответы на вопросы групп-соперников по очереди.

ЭТАП.

Работа над проектами «Технологическая карта педагогической работы с социально и педагогически запущенными детьми».

1. Работа в микрогруппах, обсуждение и оценка индивидуальных проектов, составление общего проекта или выбор лучшего индивидуального проекта.

2. Презентация проектов.

3 ЭТАП.

Подведение итогов игры:

- выступление «нанимателей»;

- обсуждение результатов игры.

Литература:

1. Невский И.А. Трудный успех: без «трудных» работать можно. – М., 1981.

2. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонения в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – 2000.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.–М., 1998.

4. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. –М., 1989.

5. Шацкий С.Т. «Бодрая жизнь» / Избранные пед. сочинения: В 2-х т. – М., 1980, - Т.1.

6. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. – М., 1991.

7. Макаренко А.В. Педагогические сочинения. В 8-ми т. – М., 1980.

8. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1978.

ЗАНЯТИЕ №8.

ТЕМА: РОЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ.

ЦЕЛЬ: осознание необходимости усвоения особенностей работы с детским коллективом, основных приемов и методов руководства становлением ученического коллектива.

ФОРМА: семинар.

Внести в педагогический глоссарий: коллектив, этапы развития детского коллектива.

Вопросы для обсуждения:

1. Роль коллектива в процессе становления личности ребенка.

2. Этапы развития коллектива.

3. Малые группы в коллективе и их роль в формировании личности.

4. Самоуправление школьников и их сотрудничество с педагогами.

Задания:

1. Подберите педагогическую ситуацию, иллюстрирующую тот или иной этап развития коллектива и запишите ее на карточке.

План:

1. Погружение в предмет (терминологическое упражнение)

2. Мини-дискуссия по первому вопросу семинара (см. Приложение 2.3.). На обсуждение выносятся два положения:

· «Коллектив это средство подавления личности, это механизм, с помощью которого у личности «экспроприируются» все ее свободы и права» (Э.Файфель).

· «Только в коллективе индивид получает средства, дающие возможность в развитии своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личностная свобода» (К.Маркс).

3. По второму вопросу семинара проводится экспресс-анализ педагогических ситуаций. Задание: докажите (опираясь на теорию), какому этапу развития коллектива соответствует данная ситуация.

4. По третьему вопросу семинара проводится краткий письменный опрос с последующей взаимооценкой и выборочным контролем.

5. Последний вопрос семинара рассматривается методом «ответ четверкой».

Литература:

1. Ахмедьянов Д. Ученическое самоуправление: путь находок // Народное образование. – 2000. - №6.

Наши рекомендации