Краткий словарь основных педагогических понятий
Воспитание как общественное явление — это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
Дидактика – это отрасль педагогики, направленная на: определение педагогических основ содержания образования; изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения [закономерностей, принципов, методов обучения]; поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик и технологий обучения;
Закономерности обучения — устойчивые, повторяющиеся и существенные связи процесса обучения, реализация которых позволяет добиться эффективных результатов.
Знание – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения [понятия, правила, законы, выводы].
Индивид — в переводе с латинского означает единичность и обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.
Индивидуальность —то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает личности своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.
Личность –этопонятие, которое характеризует общественную сущность человека и означает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя.
Методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
Методы осуществления целостного педагогического процесса — это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Навык– составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Образование — единый процесс физического, нравственного и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, зафиксированные в общественном сознании эталоны.
Образовательные системы – это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе.
Образовательные учреждения – это общественные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране.
Обучаемость– это приобретенная учащимися внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения, т. е. общая способность к усвоению знаний.
Обучение — это процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.
Обученность – это запас усвоенных понятий и способов деятельности, т. е. система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).
Объект педагогики — явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Педагогика — это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие позволяет выделить в структуре педагогического процессе и системы два компонента – педагогов и воспитанников, которые являются субъектами педагогического процесса, влияющие на его ход и результаты.
Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенный социальных ролей в обществе.
Педагогического диагностика —оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования.
Педагогическая задача – осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.
Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности.
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью. Решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогическая системаесть множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности.
Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений, навыков приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач.
Педагогическая техника – совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом.
Педагогические технологии – это последовательные, взаимообусловленные системы действий педагога, связанные с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемые в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах.
Преподавание – это деятельность учителя по: передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений.
Приемы осуществления целостного педагогического процесса — это элементы метода, расчленяющие его на составляющие (части, детали).
Профессиональная компетентность выражается в единстве его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Содержание образования – это совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.
Умение – это владение способами [приемами, действиями] применения усваиваемых знаний на практике.
Учение– это деятельность ученика по освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков; по самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного замысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся временем и метом обучения, а также порядком его осуществления.
Формы педагогического проектирования — документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов и ситуаций.
Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Человек рассматривается в педагогической науке как биосоциальное существо, как субъект, как действующее лицо исторической деятельности и познания.
Приложение 1