Разделы дисциплины и виды занятий
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Биробиджанский государственный педагогический институт
ПЕДАГОГИКА
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ, ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Учебно-методическое пособие
Биробиджан
УДК 37.01.(07).(571.621)
ББК 74.204
Ш.
Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПИ
Педагогика: введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, педагогические технологии. Учебно-методическое пособие для студентов учреждений профессионального педагогического образования. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2003. ‑ 86с.
Учебно-методическое пособие по педагогике предназначено для студентов педагогических вузов очной и заочной форм обучения, а также для преподавателей данного курса.
Автор: Шафранова О. Е.
Рецензенты: Митина Г. В., к.п.н, доцент.
Матыцына В. В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №1г. Биробиджана.
ISBN
© Шафранова Ольга Евгеньевна, 2003.
© БГПИ, 2003.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процесс подготовки современных педагогов связан с преодолением противоречия между наличием у студентов субъективного опыта обучения в контексте «традиционной школы» и необходимостью подготовки молодых специалистов, способных реализовать основные тенденции современного образования.
Поэтому предлагаемое учебно-методическое пособие включает в себя репертуар различных форм и методов обучения, самообучения, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Содержание данного учебно-методического пособия выстроено в соответствии с государственным стандартом и является первым этапом на пути освоения всего курса «Педагогика». Данный блок включает в себя следующие разделы: введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, педагогические технологии.
Особенности содержательных и организационно-методических аспектов реализации данного комплекса задаются рядом факторов:
- изучение курса «Педагогика» совпадает с периодом адаптации студента-первокурсника к новой социально-образовательной ситуации;
- изучение данного курса характеризуется размыванием границ между имитационными и неимитационными методами обучения, так как сама дисциплина определяет высокую степень вовлеченности студента в образовательный процесс, влияя на иерархию мотивов обучения и выдвигая мотив освоения имитируемой в процессе обучения педагогической деятельности на первое место;
- переход к новой стратегии обучения в условиях рыночной экономики объективирует необходимость использования интенсивных методов обучения, которые станут основой дидактической системы будущего.
Рассматривая в качестве основной цели курса подготовку высококвалифицированного специалиста, владеющего основами педагогического мастерства, в качестве ведущих задач данного блока курса «Педагогика» можно выделить:
§ формирование профессиональных умений в условиях, близких к реальным;
§ стимулирование самоуправления, самообучения, самоконтроля личности;
§ ориентация на организацию эмоциональной включенности в процесс обучения;
§ упорядочивание системы самостоятельной работы студента, что предполагает проведение детального анализа и самоанализа организации учебного труда студента, выявление и устранение «узких мест» и упорядочивание процесса учения с целью рационализации индивидуальных видов работы;
§ расширение границ творчества и обогащение дидактического репертуара будущего специалиста.
В рамках данного курса предлагается тематика лекционно-практических занятий. Однако гибкий и вариативный характер предложенной структуры курса позволяет преподавателю и студенту выстроить собственную процессуальную и содержательную тактику в преподавании и изучении данной дисциплины в соответствии с объективными условиями (состав слушателей, специальность, временной фактор /объем часов/) и приоритетными задачами.
Наряду с традиционными неимитационными видами и формами занятий (вводная лекция, обзорная лекция, тематическая лекция, семинар, публичная защита, круглый стол и пр.) в настоящем учебно-методическом пособии представлены элементы так называемых имитационных видов и форм аудиторной работы:
· дидактические игры (академические, обучающие, образовательные и педагогические; процессуальные игры (ролевые, деловые) сюжетно-творческие игры (драматизация, инсценирование);
· игровое проектирование, решение педагогических задач, обсуждение разработанных вариантов с выбором оптимального решения, «мозговая атака» и пр.
Такая организация процесса обучения дает возможность:
- формировать у будущего специалиста профессиональные навыки в условиях, близких к реальным;
- развивать у студента способность к непринужденному диалоговому общению по вертикали и по горизонтали в профессиональной среде;
- организовывать гибкий, адаптивный образовательный процесс, при необходимости становящийся жестким и регламентированным;
- развивать продуктивное мышление студентов, навыки и умения продуктивного труда;
- содействовать выработке у студента установки на заимствование и творческую адаптацию чужого опыта;
- совершенствовать индивидуальный и коллективный стиль работы с ориентацией на коллективные потребности;
- содействовать преодолению психологического барьера в восприятии инноваций.
Рассматривая данное пособие прежде всего в качестве инструмента, дающего возможность студентам очной и заочной форм обучения оптимально организовать процесс самообразования, четко представляя себе цель и конечный продукт изучения представленного блока курса «Педагогика», данный комплекс содержит также задания для самостоятельной работы студента, тематику курсовых и контрольных работ, экзаменационные вопросы, краткий словарь педагогических терминов, список рекомендуемой литературы, ряд приложений с текстами и методическими рекомендациями по реализации предложенных форм и методов обучения.
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
К СОДЕРЖАНИЮ КУРСА
Введение в педагогическую деятельность.Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.
Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педагога. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.
Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.
Педагогические технологии.Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса. Технология контроля образовательного процесса.
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№ | ТЕМА | Аудиторные занятия | |
лекции | семинарско-практические занятия | ||
1. | Общая характеристика педагогической профессии. | Х | |
2. | Профессиональная деятельности и личность педагога. | Х | Х |
3. | Профессионально-личностное становление и развитие педагога. | Х | Х |
4. | Общее представление о педагогике как науке. | Х | Х |
5. | Методология педагогической науки. | Х | Х |
6. | Развитие личности как педагогическая проблема. | Х | Х |
7. | Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры. | Х | Х |
8. | Обучение в целостном педагогическом процессе. | Х | Х |
9. | Закономерности и принципы обучения. | Х | Х |
10. | Система методов обучения. | Х | Х |
11. | Формы организации процесса обучения. | Х | Х |
12. | Теоретические основы педагогической технологии. | Х | Х |
13. | Педагогическое проектирование и решение педагогических задач. | Х | Х |
14. | Характеристика основных видов педагогических технологий | Х | Х |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА