Становление и развитие педагогики как науки

Ø Историческое развитие научно-педагогического знания прошло не­сколько этапов:

1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, ос­нованным на педагогической практике и эксперименте.

Первые мысли о воспитании и образовании можно найти в трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Авиценны, Конфуция).

Становление и развитие педагогики как науки - student2.ru Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы...воспитание перестраивает человека и создает при­роду». Эти мысли получили оформление в работах Квинтилиана «Ора­торское искусство», Плутарха «О воспитании», Конфуция «Беседы и су­ждения».

Ø В эпоху Возрождения особенность взглядов на воспитание заключалась в том, что они возникли в результате гумани­стических рассуждений философов, просветителей.

Становление и развитие педагогики как науки - student2.ru идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в трактатах Эразма Роттер­дамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж. -Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании».

Ø Только с XVII века педагогика строится с опорой на данные передо­вого педагогического опыта.

Становление и развитие педагогики как науки - student2.ru Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571- 1635) разработал содержание понятия «образование» и соответст­вующую методологию, установил критерии педагогических исследова­ний.

Ø Одновременно А. Коменский, чешский педагог (1592-1670), при­вел в систему и обосновал основные закономерности воспитания и обу­чения, опираясь на свой собственный опыт и передовой педагогический опыт разных стран. Результаты данной деятельности были описаны им в произведении «Великая дидактика». Каменского считают родоначаль­ником педагогической науки, поскольку созданная им система всеобщего образования, классно-урочный способ обучения до сих пор применяются во многих странах мира.

Ø В период с XVII по XVIII век активно шло обогащение педагогиче­ской науки новыми идеями из опытно-экспериментальных школ И. Г. Песталоцци, И. Гербарта, Ф. Фребеля, А. Дистервега.

Ø С начала XX века в развитии педагогики прослеживаются два направ­ления: традиционное и альтернативное.

К традиционному направлению в тот период относили социальную педагогику, религиозную и педагогику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и образования (работы В. В. Зеньковского и др.). К альтернативному на­правлению относились новые идеи и концепции: свободного воспитания (К. Н. Вентцель), экспериментальной (А. Ф. Лазурский), прагматической (П. П. Блонский) педагогики.

Ø Современный этап в развитии педагогического знания (начиная со второй половины XX века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей два процесса - интеграции и дифференциации.

В этой связи в педагогике появляются новые отрасли знания (сравнительная педагоги­ка, социальная педагогика и др.). Активно разрабатывается методология педагогики (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский. М. Н. Скаткин). Научные исследования в области педа­гогики обеспечивают ее непрерывное развитие.

Ø В содержательном плане в настоящее время происходит возрождение гуманистической традиции в педагогике.

Это обеспечено ориентацией современного общества на человека и его развитие. Особое место в реа­лизации гуманистической парадигмы педагогического знания отводится аксиологическому (ценностному) подходу, который выступает своеоб­разным «мостом» между педагогической теорией и реальной практикой образования. Согласно этому подходу, образование, являясь компонен­том культуры общества, становится основным средством развития лич­ности, приобретает ценностный характер для самой личности, общества и государства.

Становление и развитие педагогики как науки - student2.ru

Ян Амос Коменский

1592-1670 гг

Становление и развитие педагогики как науки - student2.ru Ян Амос Коменский «Великая дидактика»

Чешский педагог-гуманист 17 в., писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

Основные разделы:

Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.

Основы прочности обучения и учения

О школьной дисциплине

Наши рекомендации